ФАКТОР 223: Возможные проблемы функционирования системы материально-технического обеспечения в связи с изменением законодательства

Федеральный закон №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» обсуждается не один месяц. Документ, являющийся логическим продолжением работы государства над выстраиванием бюджетных финансовых потоков, в отличие от ФЗ №94*, помимо госкомпаний и их дочерних обществ, распространяется и на субъекты естественных монополий с «дочками». Но эти изменения не всегда согласуются с рыночными реалиями.

05 июня 2012
Журнал "Сибирская нефть", март 2012г., www.gazprom-neft.ru

Сергей Орлов

 ДОЛГИЕ ПЛАНЫ, ЖЕСТКИЕ СПОСОБЫ

«Газпром нефть» не подпадала под действие 94-го ФЗ, поскольку госкомпанией не является – прямое участие государства в уставном капитале компании составляет менее 50%. А в периметр 223-го ФЗ вошла как дочернее общество субъекта естественной монополии – «Газпрома». Вот только рынок, на котором работает компания совсем не монопольный, конкуренция в нефтянке высока. И с вступлением в силу нового закона преимущество окажется на стороне «частников», таких как ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз» и другие. «Складывается достаточно странная ситуация: рынок товаров, работ, услуг у нас с этими компаниями один, а входы на этот рынок разные – у них свободный, а у нас через 223-ФЗ», – обрисовала ситуацию начальник отдела поддержки бизнес – процессов дирекции по материально-техническому обеспечению и капитальному строительству «Газпром нефти» Ирина Москвитина.

В дирекции по МТО и КС выделили несколько направлений, по которым компания оказывается в заведомо проигрышном положении по сравнению с конкурентами. Во-первых, законом устанавливается долгосрочное планирование закупочной деятельности без учета оперативных данных: 223-й ФЗ вводит необходимость формирования плана закупок товаров, работ, услуг сроком на год, а плана закупок высокотехнологичной и инновационной продукции – от пяти до семи лет. При этом план закупок – документ установленной формы, который размещается на сайте Правительства РФ, а механизмы его корректировок на сегодня еще не прописаны.

Однако изменения производственной программы в «нефтянке» часто требуют корректировки запланированной потребности в товарах, работах, услугах. Например, изменение ковра бурения, основанное на получении новых геологических данных, может вызвать резкое снижение или, напротив, повышение потребности в трубной продукции. А современные подходы к строительству установок на НПЗ предполагают возможность оперативного внесения изменений в проекты, а соответственно и в план закупок. «Частные» нефтяные компании будут решать эти вопросы исходя из пользы бизнесу, а так называемые «государственные» – опираясь на букву закона, разрабатывавшегося без учета отраслевой ситуации, к тому же с не до конца прописанными процедурами.

Еще одна важная составляющая закупочной деятельности – оптимальные способы закупки в зависимости от текущей ситуации. Согласно 223-му закону для определенных видов товаров, работ, услуг применение тех или иных способов закупочных процедур вправе будет жестко устанавливать Правительство РФ. Но какие-то виды товаров, какие-то виды работ/услуг «Газпром нефть» не сможет закупать четко установленными способами, потому что в каждом конкретном случае способ закупки выбирается исходя из совокупности сложившихся текущих рыночных условий и требований производства. На­пример, многие контрагенты-производители могут отказаться от участия в длительных по времени конкурентных процедурах, в которых необходимо оформление большого количества сопутствующей документации. Им проще направить коммерческое предложение и работать по своей типовой форме договора, или отослать клиента к дилерам, что, соответственно, потенциально может повлечь за собой рост цены на соответствующий вид товаров, работ, услуг. В то же время нефтяные компании, которые не подпадают под действие 223-го, по-прежнему могут сами выбирать оптимальный способ закупки в каждом конкретном случае.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОД ВОПРОСОМ

Привязка к жестко определенным способам закупки влечет за собой еще и повышение косвенных затрат за счет роста документооборота, увеличения штата, фонда оплаты труда. Есть у «Газпром нефти» и «персональная» трудность. В компании существует единая информационная система на базе SAP, сопровождающая процесс закупочной деятельности от стадии планирования до момента полного исполнения контрагентом договорных обязательств. Стоимость доработки этой системы под требования ФЗ 223 по заключению IT-специалистов компании составит где-то 20-30% от стоимости внедрения самой системы.

Беспокойство у специалистов, отвечающих за закупочную деятельность, вызывает и необходимость согласно 223-му раскрывать корпоративную информацию коммерческого характера. По закону компании обязаны размещать на сайте Правительства РФ сведения о количестве и общей стоимости заключенных договоров. Эта информация станет доступной, в том числе, и конкурентам, которые смогут, опираясь на нее, строить свою рыночную политику. А контрагенты, в свою очередь, при такой «открытости» вряд ли пойдут на заключение с надежным партнером крупных долгосрочных контрактов по низким ценам, так как стоимость этого договора станет для них барьером при торге с другими покупателями.

Помимо основных проблем, которые может принести «Газпром нефти» работа в рамках 223-го закона, есть масса иных подводных камней. Например, закон гласит, что правительство вправе установить приоритет закупки товаров, работ, услуг отечественных производителей. Однако доля отечественных товаров в общем объеме закупок компании и ее «дочек» и так составляет порядка 85%, а применение товаров, работ, услуг зарубежного происхождения вызвано невозможностью (отсутствием) или крайней нецелесообразностью использования отечественных аналогов.

При этом административные способы защиты отечественных производителей от «акул мирового бизнеса» никогда ни к чему хорошему не приводили: создание тепличных условий для бизнеса во многих случаях заканчивается снижением качества, замедлением модернизации производств и ростом цен. «Государственным» же нефтяным компаниям будет ограничен доступ к высокотехнологичному, энергосберегающему оборудованию и новейшим технологиям, что может привести к снижению их конкурентоспособности на международном рынке.

Конечно, в сложной ситуации с введением закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» оказалась не одна «Газпром нефть». Серьезные проблемы возникают у металлургов, под действие 223-го, разумеется, попадает «Роснефть». Способы решения проблемы выбираются компаниями разные, «Газпром нефть» пока остановилась на успешно использовавшихся инструментах: диалоге с властью, законотворчеством. Уже разработан законопроект о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон № 223-ФЗ, направленных на обеспечение равенства всех нефтяных компаний на конкурентном рынке нефтегазового комплекса, как «частных», так и «государственных».

Для «Газпром нефти» закон вступает в силу с 1 января 2013 года. Почти год на то, чтобы доказать, что бизнес может быть прозрачным и эффективным без ограничений и санкций. «Основные цели закона – эффективное использование денежных средств; развитие добросовестной конкуренции; обеспечение гласности и прозрачности закупки; предот­вращение коррупции и других злоупотреблений. Но система закупочной деятельности, созданная в нашей компании и так уже обеспечивает достижение этих целей, – полагает директор дирекции по материально-техническому обеспечению и капитальному строительству «Газпром нефти» Абдулла Караев. – Мы не раз признавались одним из лидеров в стране, с точки зрения прозрачности закупочной деятельности. И занимаем такие же позиции в отрасли по эффективности. Сумеем ли мы сохранить лидерство, если будем работать в рамках 223-го закона – большой вопрос».

___________________________________________________________________________________________

* Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях