«Наш Мечел» 0 комментариев

Электронная система складского учета компании «Мечел-Сервис»

Электронная система складского учета, созданная компанией «Мечел-Сервис», получила в конце 2014 года золотую медаль выставки «Металл-ЭКСПО». На разработку и техническую поддержку системы не было потрачено ни копейки «на сторону», она создана и поддерживается силами IT-службы «Мечел-Сервис». О работе системы рассказывает один из ее разработчиков – директор «Мечел-Сервис» по логистике и информационным технологиям Валерий Дьяченко.

Благодарим Департамент по связям с общественностью ОАО «Мечел» за предоставление данного материала. 

Каковы причины создания системы? Во-первых, необходим оперативный удаленный контроль за качеством и достоверностью ведения учета на местах. Филиальная сеть «Мечела» состоит из 54 складов, расположенных в 37 городах России. Во-вторых, у компании большие объемы и широкая гамма реализуемой продукции. Важно было обеспечить четкую прослеживаемость металлопроката от производителя до потребителя. Кроме того, «Мечел-Сервис» реализует качественный нержавеющий прокат, и здесь своя специфика учета и отгрузки.

С точки зрения внутреннего контроля необходимо было исключить ошибки, допускаемые персоналом при приемке и отгрузке, и, как следствие, недостачи, излишки и пересортицу металлопродукции. Кроме того, скорость обслуживания клиентов зачастую была низкой.

Итак, система создана для того, чтобы повысить качество ведения учета, сократить недостачу и пересортицу продукции, повысить скорость и качество обслуживания клиентов, дать возможность проведения инвентаризаций и ревизий в сжатые сроки без остановки работы складов.

Основная задача системы – отследить и зафиксировать всю историю перемещения металла: с производства – на склад, а со склада – клиенту. Теперь можно делать это удобно и быстро. Попачечный учет, использование бирок с QR-кодами и специальных устройств для их считывания – терминалов сбора данных (ТСД) позволяет намного быстрее принимать и отгружать металл, проводить инвентаризации. Скорость – залог эффективности. При этом снижаются и трудозатраты.

Первым объектом для внедрения системы стал в 2012 году производственно-складской комплекс в подмосковном городе Видное. Затем проект был реализован на собственных складах в Екатеринбурге, Уфе и Челябинске, арендованных складах ответхранения. Параллельно с созданием и развитием электронной системы служба логистики работала над созданием системы адресного хранения.

QR-код (англ. quick response – «быстрый отклик») – рисунок из черных кубиков, в котором зашифрован текст или ссылка на сайт. В отличие от старого штрихкода QR-код определяется сенсором или камерой смартфона. При помощи доступной программы любой смартфон может считать эту информацию. Основное достоинство QR-кода – легкое распознавание.

После АВС-анализа была сформирована оптимальная схема размещения продукции с буквенно-цифровой нумерацией адресов хранения (на складе и в учетной системе). Адресное хранение позволяет минимизировать ошибки, эффективнее использовать ресурсы склада.

Каждая упаковка металлопродукции (кроме толстых листов и товара весом пакета менее одной тонны) имеет собственную бирку. На ней отражены основные показатели: название продукции, производитель, вес пачки, сталь. Для печати бирок на защищенной от непогоды бумаге на все склады компании были закуплены специальные термопринтеры. Эти данные также зашифрованы в QR-коде, который нужен для считывания информации при помощи терминала сбора данных (ТСД). ТСД – это инструмент автоматизации учета. С его помощью информация переносится в электронную систему учета предприятия. Есть два варианта такого переноса: без построения Wi-Fi-сети (работа только в режиме инвентаризации) и полный контур – с приемкой, отгрузкой и инвентаризацией «на лету» – с передачей данных по Wi-Fi.

Преимущества системы

  • Прослеживаемость товара от производства на комбинате до реализации клиенту со склада.
  • Возможность удаленного контроля за качеством проводимых инвентаризаций.
  • Возможность быстрого проведения годовых и квартальных инвентаризаций, инвентаризаций при смене материально ответственного лица (МОЛ), а также внезапных ревизий без остановки деятельности склада.
  • Исключение ошибок МОЛ при приемке и отгрузке металлопроката.
  • Существенное повышение скорости и качества обслуживания клиентов.

На складах без Wi-Fi четыре раза в год проводится инвентаризация с использованием ТСД. Например, для инвентаризации склада с остатком в 10 тыс. тонн требуется два дня с использованием одного ТСД, при этом работа склада не останавливается. Раньше, без ТСД, на это уходила неделя, и столько же – на сведение результатов, а отгрузки на время физического пересчета останавливались. Результат инвентаризации при использовании ТСД можно получить сразу после ее окончания.

Преимущества ТСД проявляются также при приемке и отгрузке продукции. Сегодня учетные системы «Мечел-Сервис» и ЧМК связаны друг с другом. Поэтому челябинская продукция принимается на складах компании по штрихкодам на бирках ЧМК. Автоматически приходуется каждая пачка товара, счета-фактуры на товар и транспортные услуги. Это позволяет учитывать историю по каждой пачке от производства до отгрузки покупателю со склада, а также исключить ручной ввод информации. ТСД можно использовать и для приемки товара любого другого производителя. Требуется чуть больше времени на внесение необходимых данных в устройство.

Информацию, зашифрованную в QR-коде, можно считать при помощи простой программы, доступной для любого смартфона.

Демонстрация работы системы металлотрейдерам.

При отгрузке, осуществляемой с ТСД, учетная система проверяет денежный лимит покупателя, а также весь товар, зарезервированный за этим клиентом. Система просто не позволяет материально ответственному лицу отгрузить что-то сверх лимита или вне резерва.

На складах «Мечел-Сервис» в Москве, Екатеринбурге, Уфе и Челябинске в систему интегрированы автовесовые комплексы. Программа сверяет вес порожнего и полного автомобиля с весом металлопроката, введенным в документы по данной машине. В случае, если обнаруживаются расхождения более допустимой погрешности, охрана получает сигнал для тщательной проверки транспорта.

Сегодня 10 складов «Мечел-Сервис» работают в полном контуре (с использованием Wi-Fi) и обеспечивают 45% от общего объема реализации компании. В этом году будут подключены еще 11 складов и общий объем отгрузки с использованием системы полного контура возрастет до 76%. 

Текст: Дмитрий Шкилев

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”