Валерий Дьяченко

Электронная система складского учета компании «Мечел-Сервис»

Электронная система складского учета, созданная компанией «Мечел-Сервис», получила в конце 2014 года золотую медаль выставки «Металл-ЭКСПО». На разработку и техническую поддержку системы не было потрачено ни копейки «на сторону», она создана и поддерживается силами IT-службы «Мечел-Сервис». О работе системы рассказывает один из ее разработчиков – директор «Мечел-Сервис» по логистике и информационным технологиям Валерий Дьяченко.

28 мая 2015

Благодарим Департамент по связям с общественностью ОАО «Мечел» за предоставление данного материала. 

Каковы причины создания системы? Во-первых, необходим оперативный удаленный контроль за качеством и достоверностью ведения учета на местах. Филиальная сеть «Мечела» состоит из 54 складов, расположенных в 37 городах России. Во-вторых, у компании большие объемы и широкая гамма реализуемой продукции. Важно было обеспечить четкую прослеживаемость металлопроката от производителя до потребителя. Кроме того, «Мечел-Сервис» реализует качественный нержавеющий прокат, и здесь своя специфика учета и отгрузки.

С точки зрения внутреннего контроля необходимо было исключить ошибки, допускаемые персоналом при приемке и отгрузке, и, как следствие, недостачи, излишки и пересортицу металлопродукции. Кроме того, скорость обслуживания клиентов зачастую была низкой.

Итак, система создана для того, чтобы повысить качество ведения учета, сократить недостачу и пересортицу продукции, повысить скорость и качество обслуживания клиентов, дать возможность проведения инвентаризаций и ревизий в сжатые сроки без остановки работы складов.

Основная задача системы – отследить и зафиксировать всю историю перемещения металла: с производства – на склад, а со склада – клиенту. Теперь можно делать это удобно и быстро. Попачечный учет, использование бирок с QR-кодами и специальных устройств для их считывания – терминалов сбора данных (ТСД) позволяет намного быстрее принимать и отгружать металл, проводить инвентаризации. Скорость – залог эффективности. При этом снижаются и трудозатраты.

Первым объектом для внедрения системы стал в 2012 году производственно-складской комплекс в подмосковном городе Видное. Затем проект был реализован на собственных складах в Екатеринбурге, Уфе и Челябинске, арендованных складах ответхранения. Параллельно с созданием и развитием электронной системы служба логистики работала над созданием системы адресного хранения.

QR-код (англ. quick response – «быстрый отклик») – рисунок из черных кубиков, в котором зашифрован текст или ссылка на сайт. В отличие от старого штрихкода QR-код определяется сенсором или камерой смартфона. При помощи доступной программы любой смартфон может считать эту информацию. Основное достоинство QR-кода – легкое распознавание.

После АВС-анализа была сформирована оптимальная схема размещения продукции с буквенно-цифровой нумерацией адресов хранения (на складе и в учетной системе). Адресное хранение позволяет минимизировать ошибки, эффективнее использовать ресурсы склада.

Каждая упаковка металлопродукции (кроме толстых листов и товара весом пакета менее одной тонны) имеет собственную бирку. На ней отражены основные показатели: название продукции, производитель, вес пачки, сталь. Для печати бирок на защищенной от непогоды бумаге на все склады компании были закуплены специальные термопринтеры. Эти данные также зашифрованы в QR-коде, который нужен для считывания информации при помощи терминала сбора данных (ТСД). ТСД – это инструмент автоматизации учета. С его помощью информация переносится в электронную систему учета предприятия. Есть два варианта такого переноса: без построения Wi-Fi-сети (работа только в режиме инвентаризации) и полный контур – с приемкой, отгрузкой и инвентаризацией «на лету» – с передачей данных по Wi-Fi.

Преимущества системы 

  • Прослеживаемость товара от производства на комбинате до реализации клиенту со склада.
  • Возможность удаленного контроля за качеством проводимых инвентаризаций.
  • Возможность быстрого проведения годовых и квартальных инвентаризаций, инвентаризаций при смене материально ответственного лица (МОЛ), а также внезапных ревизий без остановки деятельности склада.
  • Исключение ошибок МОЛ при приемке и отгрузке металлопроката.
  • Существенное повышение скорости и качества обслуживания клиентов. 

Извините, этот материал доступен целиком только участникам Сообщества производственных менеджеров.
Вы можете пройти регистрацию и получить доступ к эксклюзивным аналитическим, методическим и переводным материалам, опубликованным на сайте.

Участие также дает много дополнительных возможностей.

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях