"Новое время" 0 комментариев

Как эффективная работа системы закупок позволит сэкономить 100 млн. руб.

Сегодня, как никогда, нужно уметь считать деньги, и если тратить, то с умом. Ведь только так можно получить большую выгоду при меньших расходах. О том, как в целом работает на комбинате система закупок, как сократить траты по основным статьям деятельности и как использовать к закупкам более разумный подход, мы попросили рассказать заместителя генерального директора АО «СХК» по закупкам и логистике Николая Борисова.

Благодарим Пресс-службу АО "Сибирский химический комбинат" за предоставление данного материала.

- Николай Николаевич, изменилась ли система закупок СХК за минувший год? Каких результатов достигли?

- В прошлом году на комбинате продолжила работу единая закупочная комиссия, организованная отделом закупок, благодаря чему нам удалось с хорошим качеством отработать по результатам процедур закупок. Как итог у нас одни лучших показателей по Топливной компании «ТВЭЛ». Наблюдается также самое большое количество процедур, проведенных самостоятельными силами предприятия, в сравнении с еще одним лидером в области закупок – АО «МСЗ» города Электросталь. Если в цифрах, то это порядка 970 процедур. При таком количестве размещенных силами отдела закупок процедур только по одной из них была признана обоснованной поданная в АК АО «ТВЭЛ» жалоба. 

Такое количество процедур объясняется нашими потребностями. К примеру, в прошлом году по ОДЭК АО «СХК» провело две больших закупки, которые в суммарном сложении весьма значительны. Одним словом, в этом сегменте мы в числе лидеров. Нам удалось отработать год с точки зрения проведения закупок весьма качественно. Все показатели по закупочной деятельности выполнены на высшем либо целевом уровне.  Можно даже сказать, что по доле состоявшихся процедур и по проценту открытых (конкурентных) процедур подтянули общие показатели Топливной компании.

АО «СХК» в 2014 году является лидером по принесенной экономии при проведении конкурентных процедур – более 690 млн. рублей из 2 601,06 млн. руб. сэкономленных в целом по всем предприятиям, входящим в контур АО «ТВЭЛ». 

- В свое время планировалось упростить процедуры закупок, создать единый регламент, объединить документооборот. Удалось ли в полной мере выполнить намеченное?

- В этом году разработан и введен в действие порядок проведения закупки у единственного поставщика, в котором нам удалось объединить наши наработки с теми требованиями, что были утверждены «Росатомом». Введение порядка позволило сократить количество оформляемых документов, а так же упорядочить процесс их согласования. Порядок проведения конкурентных процедур регламентирован Единым отраслевым стандартом ГК «Росатом» и Картой процесса АО «ТВЭЛ» КПК-5-2006. Так же в мае этого года на комбинате был утвержден единый отраслевой порядок проведения закупок. С внедрением систем ЕОСДО и SAP все вопросы, что были связаны с согласование и ведением договоров, в т.ч. заключаемым по результатам закупочных процедур, стали упорядочиваться. Налаживается система взаимодействия и интеграции. Поэтому я очень надеюсь, что в этом году все регламентирующие документы, с которыми мы здесь работаем, обретут соответствующую нормам и требованиям форму. Однако самое главное - не только создать документы, но и научить персонал с ними грамотно работать. 29.04.2015 Единый отраслевой стандарт ГК «Росатом» претерпел серьезные изменений. Отделом закупок были организованы две  конференции (для высшего руководства и для всех желающих работников комбината) с участием представителя АО «ТВЭЛ» Директора ДМТО С.А. Чекулаева, который рассказал о нововведениях и ответил на все вопросы представителей комбината.  Так же отделом закупок в корпоративной системе открыто размещаются все документы, связанные с изменениями и нацеленные на самостоятельное обучение сотрудников комбината. Недопонимание некоторых тонкостей, технических сложностей уже позади, и все постепенно приходит в привычное русло. Словом, этот год должен стать переломным в плане решения основных организационных моментов. 

- Существует ли некий черный список поставщиков и тех, с кем мы плодотворно сотрудничаем?

- И в том и другом случае есть свои примеры. Но внести кого-либо в так называемый черный список, или реестр недобросовестных поставщиков, - процесс довольно непростой. Ранее он требовал проведения сложной юридической процедуры, в частности решения суда. Сейчас стало немного проще, поскольку эти функции теперь переданы ФАС – Федеральной антимонопольной службе. В целом же в минувшем году в этот список мы внесли лишь одну организацию. Что касается надежных партнеров и поставщиков, то для примера могу привести предприятие «Кузбассразрезуголь», а также наши дочерние зависимые общества. С остальными поставщиками случаются сложности, но все проблемы стараемся решать. 

- Для наших ДЗО с учетом трудностей, которые они испытывают, работая в рыночных условиях, это хороший знак. И все-таки насколько серьезны их шансы при участии в конкурсных процедурах?

- Если честно – по-разному. Ведь у нас имеют место самые различные закупки. К примеру, конкурентные закупки, где нашим «дочкам» приходится выдерживать конкуренцию наряду с другими участниками. Есть закупки, где они на рынке имеют видимые преимущества, - где рынок в большей степени принадлежит им, например, рынок специализированных услуг, таких как ремонт сложного оборудования. Но все-таки лучше, когда есть конкуренция и, как следствие, конкурентная цена. Это общие сложности экономического характера. К тому же некоторые наши дочерние общества до сих пор не прошли стадию перехода от материнской компании к самостоятельной работе на рынке. У кого-то это лучше получается, у кого-то хуже. Но в целом их работу можно считать успешной. Нашим «дочкам» необходимо наращивать темпы освоения рынков, доказывать свою конкурентоспособность и улучшать свои экономические показатели. 

- Как при проведении конкурсных процедур сохранить баланс между ценой и качеством, ведь дешево – не всегда хорошо?

- Закупки сами по себе – процесс сложный. Мы должны обеспечить качество и провести закупку в рамках выделенных лимитов. Раньше, когда мы самостоятельно без конкурентных процедур выбирали поставщика, сформулировали требования, заключили с ним договор, могли что-то исправить, подкорректировать. Сегодня, выходя на процедуру, мы должны сразу четко обозначить свои условия. Есть еще целый ряд ограничений и однозначных требований. В этом сложность и дополнительные нагрузки на людей, которые готовят техническое задание. Они должны не только квалифицированно сформулировать требование, но и хорошо ориентироваться в рынке. Ведь он постоянно меняется, трансформируется, и не всегда в лучшую сторону.

Словом, если речь вести о качестве, то в первую очередь нужно грамотно сформулировать свои требования и найти на рынке поставщика, который в итоге за устраивающую нас цену сумеет его обеспечить. В этом случае проблем, как правило, не возникает. Появляются они там, повторяю, где нечетко формулируются требования или этих услуг в широком спектре просто нет на рынке.

Хорошим примером могут послужить закупки спецодежды. Они были выполнены, и пока никаких нареканий от подразделений к ее качеству и удобству мы не получали. Хотя рынок спецодежды сегодня достаточно развит, поэтому можно и нужно выбирать, чтобы не нарваться на недобросовестного поставщика. Цена, конечно, имеет значение, но опять же не за счет качества. При закупках нужно в обязательном порядке соблюдать баланс соотношения цены и качества. 

- Будет ли привлекаться к участию в закупках малый и средний бизнес?

- Вопрос актуальный. Постановление правительства РФ, которое обязывает нас привлекать к закупкам представителей малого и среднего бизнеса, вступает в силу с 1 июля текущего года. Это будет касаться всей годовой программы закупок АО «СХК» по утвержденным правительством номенклатурным позициям. Есть перечень позиций, по которым мы обязаны проводить закупки только у субъектов малого и среднего бизнеса. Крупный бизнес в них участие принимать не может. Сюда входят практически все товарно-материальные ценности, оборудование. По услугам - образовательные, различного рода обследования. К сожалению, наши ДЗО в этот сегмент не попадают, поскольку учредителем у них выступает СХК.

- Планируется ли в этом году оптимизация подразделений вашей службы?

- Планируем в первую очередь провести сокращение площадей и производственных помещений. У нас есть программа оптимизации складского хозяйства и процесса МТО. Она согласована на всех уровнях - и у нас на СХК, и в Топливной компании «ТВЭЛ». По ней мы должны сократить затраты на содержание складского хозяйства на 30 процентов за три предстоящих года, а также занимаемые площади. Кроме того, в рамках оптимизации планируем организовать продажу маловостребованных материалов. Процедура это нужная, но достаточно сложная, особенно по определению цены продаваемых изделий и материалов. Есть три цены, которые мы должны определить: учетная, экспертная и цена независимого оценщика. Из них специальной комиссией и выбирается наибольшая окончательная цена. И это только одна часть всего процесса, который предстоит реализовать. Но работать в этом направлении надо, ведь без этого мы не сможем освободить нужные площади.

За ближайшие два года мы планируем получить экономический эффект порядка 20 процентов от затрат складского хозяйства. В цифрах это около 20-25 млн рублей. Плюс от возможной реализации мы можем получить сумму от 50 до 100 млн рублей. Процесс, повторяю, сложный, но вполне понятный и необходимый. 

Евгения СУСЛОВА, Геннадий КРАМОРЕНКО

5S: Практическое руководство по внедрению
5S: Практическое руководство по внедрению 15 чек-листов различного уровня сложности, примеры, фото и многое другое.
0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”