"Страна Росатом" 0 комментариев

Сложности ревизора: закупки у единственного поставщика

Почему в текущем году контролеры «Росатома» особое внимание уделяют проведению проверок закупок у единственного поставщика?

Благодарим редакцию газеты "Страна Росатом" за предоставление данного материала.

По статистике, сегодня практически половина всех закупок в отрасли осуществляется у единственного поставщика. Оно и понятно, деятельность госкорпорации достаточно специфична. Но в закупках у единственного поставщика велик риск коррупционной составляющей, что идет вразрез с политикой «Росатома» по демонополизации рынка и выстраиванию конкурентной, а главное, прозрачной и понятной закупочной деятельности. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, в Корпоративной академии «Росатома» встретились контролеры закупочной деятельности и представители арбитражных комитетов по рассмотрению жалоб в сфере закупок.

«Действительно, единственный поставщик довольно часто обоснован, - поясняет председатель центрального арбитражного комитета госкорпорации «Росатом» Павел Тихомиров. - Но проверять правомерность выбора способа закупки и цену необходимо. Делать это у единственного поставщика значительно сложнее, чем при открытых конкурентных процедурах».

Поэтому в текущем году контролеры «Росатома» особое внимание уделяют проведению проверок закупок у единственного поставщика. «В конкурентных процедурах ресурс проверяющих не ограничен: каждый участник закупки – конкурент, и он заинтересован проверять соблюдение требований закона и отраслевого стандарта, чтобы его права и интересы не были нарушены. Другое дело – единственный поставщик, там конкуренции нет, поэтому рынок контролировать такие закупки практически не может. Только внутренний контроль», - уточняет Тихомиров.

До конца года будет утверждена отраслевая методика проведения проверок закупок у единственного поставщика. Она позволит проводить всестороннюю оценку выбора способа закупки, контроль стоимости и улучшит эффективность проверок. По словам Тихомирова, главная задача контролера - предоставить руководителю предприятия достоверную информацию о состоянии дел в подконтрольной области, он всегда должен быть объективным и независимым. «Проверка ради проверки бесполезна, - утверждает Тихомиров - Если проверять там, где нет нарушений, – это не эффективная работа контроллеров».Настоящий контролер, по его мнению, должен обладать чутьем на эти нарушения, а методика в данном случае лишь вспомогательный инструмент для проверки договоров с явными признаками нарушений. «Она официально закрепит механизм и порядок действий при проверках закупок у единственного поставщика. До этого подобные процедуры проверялись, исходя из опыта проверяющего», - объясняет Тихомиров. Проект методики уже готов, сейчас он находится на рассмотрении контролеров, которые ее будут использовать, и закупщиков, которые должны понимать принципы будущих проверок. «Взаимодействие закупщиков и контролеров всегда полезно. Положительный эффект от этого очевиден: много изменений в единый отраслевой стандарт закупок внесено именно по результатам контрольной деятельности и рассмотрения жалоб. Поэтому обмен информацией и обратная связь – это очень важный механизм, он должен стабильно работать», - уточняет председатель ЦАК.

Чтобы охватить все случаи, приводящие к нарушениям, сейчас идет их систематизация. «Так как проверки проводятся выборочно, чтобы в дальнейшем исключить нарушения, мы начали систематизировать причины, которые к ним приводят», - говорит Тихомиров.

Отраслевые эксперты также поделились своим опытом контроля закупок и устранения выявленных нарушений. Так, в «Техснабэкспорте» доля закупок у единственного поставщика составляет порядка 80 %. «Это связано с основной деятельностью компании, - объясняет старший руководитель направления службы внутреннего контроля и аудита «Техснабэкспорта» Татьяна Сенаторова. - И мы уделяем особое внимание проверкам закупок у единственного поставщика». Не дожидаясь появления официальных методик, организовали свою систему подготовки отчетности по результатам проверок закупочной деятельности, которая доводится непосредственно до руководства и инициатора закупки. «Мы регламентировали порядок оформления результатов проверок и отстроили взаимодействие со специалистами отдела закупок и инициаторами закупочных процедур. Помимо проведения выборочных проверок уже осуществленных закупок, мы работаем с закупщиками на этапе подготовки к проведению процедуры, оказывая им консультационную и методическую поддержку», - уточняет Сенаторова. По ее словам, такое взаимодействие позволило укрепить систему внутреннего контроля, минимизировать риски нарушения ЕОСЗ и неэффективного расходования средств. «Мы следим за тем, чтобы наши рекомендации выполнялись, - говорит Татьяна Сенаторова. - Отчет о проверке направляется генеральному директору вместе с планом мероприятий по устранению подобных нарушений, а потом уже ответственные исполнители отчитываются о принятых мерах».

В машиностроительном дивизионе при проверках закупочных процедур в дочерних компаниях распространена практика взаимодействия с руководителями предприятий. «Выявив нарушения в закупочной деятельности организации, первым делом я пишу предложения по изменению нормативной базы предприятия для устранения пробелов или корректировки норм, приводящих к нарушениям», - объясняет руководитель направления в группе контроля соблюдения ЕОСЗ дирекции по внутреннему аудиту «Атомэнергомаша» Сергей Левинский.

По словам Сергея, при проверках часто встречается такой риск, как потеря экономической выгоды. То есть при проведении конкурентной процедуры участники с меньшей ценой отклоняются из-за некачественной подготовки заявки. «Например, участник конкурентной закупочной процедуры представил документы не в полном объеме или в нечитаемом виде и был отклонен, - поясняет Левинский. – Получается, заказчик не воспользовался своим правом дозапроса документов. В последней версии ЕОСЗ это изменили, и дозапрос документов стал обязательным».

Еще один риск – при написании технического задания исполнитель ориентируется на предложение конкретного изготовителя или поставщика услуги, не руководствуясь своими реальными потребностями. «Выявить это очень тяжело. Поэтому при проведении проверок приходится привлекать экспертов для подтверждения правильности составления технического задания», - поясняет Левинский.

По словам Левинского, проверять закупки у единственного поставщика становится проще. Увеличивается количество конкурентных процедур, и специалисты подразделений по организации и сопровождению закупочной деятельности научились качественно применять нормативы единого отраслевого стандарта закупок. «Да и сам стандарт стал более понятным, ведь в него внесено уже более 800 изменений, - утверждает аудитор. - Взяв в руки последнюю версию стандарта, я был приятно удивлен: там уже присутствуют изменения, которые только хотелось рекомендовать туда включить».

Текст: Иван Моргунов

5S: Практическое руководство по внедрению
5S: Практическое руководство по внедрению 15 чек-листов различного уровня сложности, примеры, фото и многое другое.
0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”