"Вестник ГХК" 0 комментариев

Закупки: Пусть система рождается в спорах

Второй раз обучение работников ФГУП "ГХК" на тему изменений в стандарте закупок заканчивается обсуждениями на повышенных тонах.

Благодарим редакцию газеты "Вестник ГХК" за предоставление данного материала. 

Учёбу регулярно проводят на предприятиях отрасли московские специалисты, которые, кстати, являются, скорее, теоретиками. А то, что на практике красивая теория превращается в «бумажный беспредел», и в части случаев временные и трудовые затраты, которые расходует работник на оформление документов, превышают стоимость приобретаемого товара или услуги, почему-то никого не смущает. Кроме, конечно, самих исполнителей. И самое печальное, что обещают нам одно: «Дальше — хуже». Валерия Дьяченко 

В четыре раза больше бумаги

Главный тезис, который высказали в ходе обучения участники: система закупок очень громоздка. За подтверждением далеко ходить не надо: годовая потребность предприятия в бумаге за последние семь лет выросла в четыре раза. Это при активном-то внедрении компьютеров. Сразу вспоминается известная фраза, что без бумажки ты… бесправный совсем человек. 

Сто листов за карандашики

Теперь - в деталях. Как рассказали участники обучения, недавно введён в действие перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме - то есть только через электронные торги. В перечне находим следующие товары: полиграфическая, канцелярская, подарочная продукция. И что же это получается? Если раньше для совершения мелкой закупки до 100 тысяч рублей нам нужно было предоставить только справку-обоснование и счёт от одного поставщика, то теперь оформляем полный пакет документов, который в среднем составляет от 50 до 100 листов, путём официальных запросов ищем как минимум три коммерческих предложения, собираем кучу подписей. При оптимальном стечении обстоятельств, если ни на каком этапе замечаний не выявлено, выносим закупку на электронные торги, которые длятся минимум 45 дней. В противном случае вносим замечания и начинаем сбор подписей заново.

И всё это ради чего? Да, например, для того, чтоб приобрести цветные карандаши или альбомы для рисования, которые комбинат частенько дарит детям на различных мероприятиях, причём стоимость данной закупки обычно не превышает десяти тысяч рублей в год. И мало того, что такая мелкая закупка затягивается как минимум на месяц, да ещё и специалист тратит несколько рабочих дней, чтобы пройти все ступени оформления. Возможно, в конце концов, мы и получим более выгодное предложение, но крайне маловероятно, что эта выгода оправдает трудозатраты. 

Эксперт, дай ответ! Не даёт ответа…

Ещё один нюанс, о котором уже упоминалось выше: не всегда на практике всё получается так красиво, как в теории. Возьмём такой пример, как формирование начальной максимальной цены (НМЦ) товара. Чтобы выполнить эту задачу, нужно проанализировать предложения нескольких потенциальных поставщиков. Когда, например, предприятие приобретает 100 позиций мебели, анализировать предложения необходимо в одной таблице. Но ни один завод не производит все сто позиций: на одном изготавливается 20, на другом 60 и т.д. В конечном итоге, таблица НМЦ предстает в очень-очень громоздком и развёрнутом виде.

- Когда можно проанализировать товар в одной строчке - всё красиво, а когда закупается большое количество недорогой «мелочёвки», задача усложняется в разы, - рассказал один из участников обучения. - И самое интересное: конкретных ответов по этой проблеме мы так и не получили. Потому что приехали теоретики, одну строчку проанализировали, и всё. И не смогли ответить, как быть, когда 14 заводов и 200 позиций в одной закупке. Правда, один лектор предложил делать закупки по одному заводу, по второму, по третьему. Но если разбить по заводам, то получится дробление закупки, а это является нарушением, причём наказуемым. И таких моментов много. 

А он накрутит цену

Кстати, такая тенденция, как укрупнение заказов, влечёт за собой ещё ряд последствий: во-первых, предприятиям приходится работать не напрямую с производителями, а с посредниками, что увеличивает стоимость закупки. Во-вторых, такая схема убивает малый бизнес и возрождает схемы крупных поставщиков. Вернёмся к предыдущему примеру: нужные нам сто позиций мебели разом не предложит ни один завод. Зато их сможет предложить крупный посредник, который при этом накрутит цену. 

Может, заПСРить?

По услугам тоже отдельная история. Здесь специфика ЗАТО такова, что при анализе НМЦ даже трёх предложений иногда набрать не удаётся. Например, услуги телефонной и кабельной связи предоставляет ограниченное количество организаций города, и цены у них, в сравнении с другими регионами, завышены. А по стандарту договор предприятие обязано заключать именно с тем поставщиком, кто предлагает за свои услуги меньшую цену. Но ведь услуги телефонной связи нам необходимы именно в своём городе, а более дешёвые предложения из других регионов автоматически отпадают, как ненужные. На деле всё вроде просто и логично. Вот только нашим специалистам приходится снова тратить время: на то, чтобы собрать ещё и пакет документов, который позволит обосновать необходимость очевидного действия: заключить договор с местным, хоть и более дорогим, поставщиком. Теряя время и нервы в бессмысленной и беспощадной борьбе с подобными сложностями, человек начинает опускать руки. И согласно опросам, которые проводил отдел по связям с общественностью в этом году, громоздкая система закупок - одна из распространённых причин падения вовлечённости на нашем предприятии. Так не пора ли теоретикам прислушаться к замечаниям практиков, которые испытывают их идеи на местах? Не настало ли время применить к системе закупок принципы ПСР (Производственной системы Росатома)? 

Валерия Дьяченко

5S: Практическое руководство по внедрению
5S: Практическое руководство по внедрению 15 чек-листов различного уровня сложности, примеры, фото и многое другое.
0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”