ОАО «Нижнекамскнефтехим»

Ключевая сфера: управление по закупкам оборудования в «Нижнекамскнефтехим»

Успех деятельности любого предприятия зависит от многих факторов, но одним из ключевых, без всяких сомнений, является эффективное управление закупками и поставками. Рациональный и оптимальный расклад усилий в этой сфере, включая снабжение компании оборудованием наряду с приобретением сырья и услуг, позволяет обеспечить ОАО «Нижнекамскнефтехим» целый ряд стратегических преимуществ. При этом деятельность компании по управлению закупками и снабжением в последние годы выходит на качественно новый уровень. О том, как это происходит, – в беседе с начальником управления по закупкам оборудования Рафаэлем Гатиятуллиным.

26 марта 2013
газета "Нефтехимик", март 2012г.

- Рафаэль Равилевич, управление по закупкам оборудования является структурным подразделением управления капитального строительства, но задачи управления намного шире, чем обслуживание интересов стройки, не так ли?

- Все верно: наша задача – качественное и своевременное обеспечение оборудованием, запасными частями и материалами, в том числе импортными, не только объектов капитального строительства «Нижнекамскнефтехима», но и остановочных капитальных ремонтов и текущих эксплуатационных нужд всех его подразделений, включая московское представительство. При этом якорной работой является все же закупка оборудования и материалов для вновь строящихся и реконструируемых объектов.

- Как выстраивается стратегия закупок и согласуется ли она с долгосрочной программой развития «Нефтехима»?

- Все начинается с ежегодного составления финансового плана затрат на капитальный ремонт и расходные эксплуатационные нужды, на основании которого формируется план закупок по каждой номенклатуре: по механической, метрологической и энергослужбе. Эта сумма распределяется по подразделениям, и по их заявкам, согласованным с главными специалистами компании, идет комплектация запасными частями, материалами и оборудованием.

- До самого мелкого клапана?

- Абсолютно. А по объектам капстроительства каждый год формируется внутрипостроечный титульный список как раз в соответствии с программой и стратегией развития «Нижнекамскнефтехима». В этом списке расписано, какие объекты будут строиться или реконструироваться, а также определяются суммы средств на каждый из этих объектов для УКСа в целом и УЗО в частности. То есть большая часть оборудования и материалов проходит через УЗО, какая-то небольшая часть – через УМТС, а сама стройка – через УКС. Этот процесс курирует заместитель генерального директора компании по капитальному строительству. Так что стратегия четко регламентирована, регулируется и соблюдается внутрипостроечным титульным списком, который для нашего управления является основополагающим документом.

- Когда появилась такая система и как она себя оправдывает?

- Во времена плановой экономики естественно и система закупок была иной. С переходом государства на рыночные рельсы, с акционированием «Нефтехима» правила игры мы стали придумывать себе сами. И структура службы закупок менялась вместе с компанией. Во времена строительства химкомбината сферы капстроительства и закупок оборудования работали в параллельном режиме. А сегодня мы представляем собой единое целое. И эта система выстроена оптимальным образом.

- У вас есть возможность сравнивать нефтехимовскую систему закупок оборудования с другими. В чью пользу сравнение?

- Они немного другие, даже на родственных нам предприятиях. Но наша система, на мой взгляд, самая правильная, работоспособная и эффективная. Я говорю не из чувства квасного патриотизма и не голословно: нашу систему закупок оборудования изучают и охотно берут на вооружение многие татарстанские предприятия.

Под крылом нашего управления сосредоточены процессы закупок всего оборудования без исключений, тогда как на некоторых других предприятиях за закупку отечественного и импортного оборудования отвечают разные службы. Получается, две службы искусственно поставлены в условия, когда вынуждены конкурировать друг с другом. «Импортники», как правило, не знают отечественного оборудования, а их вынужденные конкуренты «отечественники» – импортного, в результате каждый лоббирует собственные интересы.

А в нашем случае мы сами решаем, что выгоднее купить. И во главу угла ставим только триединый критерий – сроки, цена, качество. При этом действуем согласно политике импортозамещения: если мы знаем отечественного производителя, продукция которого ничем не хуже, а порой и лучше зарубежных аналогов, мы выберем его. Но есть вещи, которые российский производитель, к сожалению, не умеет делать, – только в этом случае мы возьмем импортную продукцию.

- Не из-за этого ли единства и борьбы противоположностей в 2008 году были реформированы управление импорта и управление комплектации оборудования?

- Именно. И сегодняшняя структура, которую мы правильно настроили и не так давно модернизировали, отвечает как первоочередной задаче - капитальному строительству, так и всем остальным задачам динамично развивающейся компании мирового уровня. С этой самодостаточной системой закупок мы можем все!

- Значит ли это, что ваши специалисты сплошь все универсалы?

- Структура управления четко поделена на отделы: электротехнического, химико-технологического оборудования, КИП, АСУ и лабораторного оборудования, нестандартного, импортного технологического, импортного насосно-компрессорного оборудования, импортных запчастей и импортных комплексных поставок. Эта градация как раз результат той системной настройки, которая была проведена в апреле прошлого года, когда стал расширяться штат управления. Каждый отдел четко знает свою номенклатуру, ведет свою базу данных, каждый из его сотрудников взаимозаменяем. Специалистов широкого профиля, как мы помним, любили готовить в СССР, а на западе всегда обучали, а затем и отдавали предпочтение узким специалистам. В нашем деле мы приветствуем эту модель. Ну не может один человек, каким бы он талантливым ни был, эффективно заниматься всем.

Соответственно специалист, хорошо знающий свою номенклатуру, так же хорошо ориентируется и в ее поставщиках. Бывают случаи, когда мы вынуждены необходимую продукцию не покупать непосредственно у изготовителя, а буквально перехватывать, перекупать и даже брать в долг у коллег из других предприятий. Так что в нашем деле узкий специалист предпочтительней универсала. А в долгу мы, конечно, не остаемся.

- А сам процесс закупок – процедура стандартная или бывают исключения?

- Начнем со стандартной схемы. В УЗО поступают заявки на оборудование, материалы, запчасти в соответствии с потребностями и планами согласно финансовому плану затрат на капитальный ремонт и эксплуатационные нужды. По этим заявкам мы планируем свою работу, выстраиваем очередность, формируем так называемый реестровый план затрат под конкретные задачи с подробным «поименным» списком задач. Затем, если требуется купить отечественное оборудование, мы обязательно прорабатываем электронную торговую площадку. На сбор предложений и торги уходит где-то 3-4 дня, далее начинается самая кропотливая часть работы - по конкурентному листу. На электронной площадке нет ограничений для участников торгов – на них могут выйти как сам завод-изготовитель, так и его официальный представитель или дилер, так и откровенные проходимцы. Этот перечень сортируется по следующим факторам: соответствию требуемым техническим характеристикам, наличию удостоверяющих документов и референций, стоимости и срокам поставки.

- Это все дистанционная проверка?

- На этом этапе – да. А после электронного согласования с поставщиком наступает время составления варианта договора, и вот тут в дело вступает служба безопасности. Не буду раскрывать все их методы, но скажу, что иногда, если контакт с фирмой происходит в первый раз, приходится проверять, не является ли эта фирма бутафорией, а ее директор – фейком. Проверяются и другие критерии добропорядочности, и на этой стадии сомнительные фирмы легко отсеиваются. Затем подключаются другие службы для составления договора, где прописывается все до мелочей.

С материалами, конечно, бывает проще, с заказом оборудования – сложнее. В течение первого месяца от изготовителя приходят рабочие чертежи на согласование. В случае текущего ремонта подразделение-заказчик в силу своего опыта и знаний чертежи проверяет самостоятельно, а в случае капитального строительства чертежи отправляются на проверку проектным институтам. Бывает, что институты вносят коррективы, значительно улучшающие и удешевляющие предложенные конструкции. После команды «добро» управление контролирует все стадии изготовления оборудования. Если оборудование сложное, тем более от ранее не известной фирмы, специалисты УЗО и заказчика выезжают на завод для приемочных испытаний. Затем оговариваются способы доставки.

- Чем завершается цепочка?

- Актом передачи оборудования заказчику, но не всегда. В случае сложного оборудования, чаще импортного, на его монтаж приглашаются шеф-монтажники и пусконаладчики. Тогда окончательный акт приемки подписывается после выхода оборудования на заданные параметры. Такой была схема закупки и пуска всех «Велдингов», печей на заводе этилена и всего другого импортного оборудования. Бывало, на пуске присутствовало до 20 представителей иностранных производителей.

- Когда же заканчивается прерогатива УЗО?

- Работа по закупке оборудования заканчивается с окончанием сроков гарантийного ремонта и… начинается новая работа – по закупке запасных частей на это же оборудование.

- А разве в процессе закупки не оговаривается и поставка запчастей?

- Сейчас при покупке технологического оборудования мы обязательно закупаем комплект запчастей, инструментов, принадлежностей на пусковые операции и на 2 года эксплуатации.

- Получается непрерывное сопровождение.

- Более того: для эксплуатации оборудования нужен огромный пакет документов, оформленных в соответствии с российскими нормами и правилами, одобренными Ростехнадзором. И если крупные иностранные производители, уже работавшие на российском рынке, могут предоставить этот пакет документов, то иные производители даже не подозревают, как это делается, и мы вынуждены их составлять и «пробивать» сами.

- А как действует система в непредвиденных ситуациях?

- Все так называемые непредвиденные ситуации на самом деле предсказуемы, важно быть готовыми к ним. Срочная потребность в дополнительных оборудовании или материалах может возникнуть как на стройке или во время капремонта, так и в нештатных ситуациях. Скажем, на пусковом объекте на каком-то узле сыграл тот же человеческий фактор или погода подвела, или брак попался. В этом случае, как говорится, вступает в силу план «Б» - упрощенная закупочная процедура. В срочном режиме наши сотрудники начинают искать наличие готового требующегося оборудования в продаже и выезжают на место, чтобы тут же его купить. К слову, потери от простоя производственного процесса хотя бы в течение суток могут стократно превышать стоимость искомого оборудования.

- А что является залогом успеха любой закупки?

- Элементарное: 90% успеха закупки зависит от правильности оформления технического задания.

- И насколько хорошо подразделения-заказчики справляются с этой задачей?

- Сегодня – очень хорошо, потому что прошли времена, когда «Нефтехим» закупал новое оборудование редко и мало. Заводчане в этом деле накопили солидный опыт и научились правильно формулировать и оформлять свои потребности.

- Рафаэль Равилевич, а к какой сфере вы относите свое управление – к коммерческой или технической?

- Я бы сказал, к коммерческой с технической заточкой. Мы же оборудование, а не хлеб или галантерейный товар покупаем. Сейчас УМТС и УЗО комплектуют все подразделения «Нефтехима», лишь небольшая часть закупок осталась в ведении ОГМ в части специфических запчастей.

- Чем хороша такая централизация?

- Тем, что позволяет контролировать процесс на каждом этапе. Кроме того, исключены дублирующие функции служб. Полномочия четко разграничены, но у нашего управления в части капитального строительства их больше: если потребует ситуация, то мы можем закупить все, да и наша номенклатура гораздо шире, чем в других службах, – около 20 тысяч наименований.

- Значит, и круг поставщиков у компании достаточно широк?

- Да, перечень наших контрагентов значителен. В нем есть давние надежные партнеры с мировыми именами, есть российские партнеры: завод «Комсомолец» в Тамбове, «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш», «Ижевскхиммаш», ульяновский «Зенитхиммаш» и многие другие. Но в любом случае мы отталкиваемся от конкретной задачи и исходим из безусловных критериев: качества, сроков и стоимости. Мы работаем на взрывопожароопасном предприятии и не можем позволить себе рисковать жизнями и здоровьем тысяч работников. А сроки сегодня стоят так же дорого, как деньги. Мы можем позволить себе выбирать, следуя этим критериям. Мы чтим старых партнеров, но постоянно отслеживаем ситуацию на рынке и берем на заметку новые современные производства.

- Многие молодые специалисты в области закупок обижаются, когда их называют по старинке снабженцами…

- Потому что мы не снабженцы. Сегодня специалист по закупкам – понятие более серьезное и широкое, чем в советские времена. Он не просто должен быть пробивным и контактным человеком. Он, повторюсь, должен наизусть знать всю номенклатуру и тщательно отрабатывать техническое задание, а значит, и владеть специальными техническими знаниями и навыками. Кроме того, специалист по внешнеэкономическим закупкам обязан разбираться в тонкостях переговорного процесса, таможенного и валютного законодательства и много еще в чем. Сегодня страна строится, заводы-изготовители от отсутствия заказов не страдают, поэтому хорошие специалисты по закупкам сейчас в дефиците, опять же, особенно «импортники».

- Получается, современный специалист по закупкам - он же технарь, психолог, дипломат, юрист, финансист - специалист самого что ни на есть широкого профиля!

- В личностном понимании соглашусь, мы все учились понемногу, но в знании предмета договора он должен быть конкретным.

- А где учат на менеджера по закупкам?

- Как таковых нигде, ими становятся. Наш коллектив в преддверии больших строек значительно усилился и одновременно омолодился. Костяк составляют опытные сотрудники, в запасе у которых по 15-20 лет снабженческого стажа. А молодую когорту составили молодые производственники с высшим образованием, проработавшие несколько лет «в поле». Эти аппаратчики, киповцы, машинисты, электрики успели не просто потрогать руками профессию, но и досконально изучить свой предмет, поэтому им легче ориентироваться в оборудовании и материалах. Кроме того, они легко обучаемы и мотивированы на хорошую работу.

Многоопытные заместители В.Ланцов и В.Усик, руководители отделов технически правильно организуют рабочий процесс и наставляют молодых и растущая производительность труда управления не может не радовать. Так что смело могу заверить нефтехимиков, что управление по закупкам оборудования с возложенным объемом задач на мощную перспективу развития «Нижнекамскнефтехима» справится наилучшим образом.

Наша задача – качественное и своевременное обеспечение оборудованием, запасными частями и материалами, в том числе импортными, не только объектов капитального строительства «Нижнекамскнефтехима», но и остановочных капитальных ремонтов и текущих эксплуатационных нужд всех его подразделений.

Наш коллектив в преддверии больших строек значительно усилился и одновременно омолодился. Костяк составляют опытные сотрудники, в запасе у которых по 15-20 лет снабженческого стажа. А молодую когорту составили молодые производственники с высшим образованием, проработавшие несколько лет «в поле».

Татьяна Астафьева

Начать обсуждение


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях