Подробнее 0 комментариев

ОАО «Квадра»: Закупки по закону

О том, как организована работа по закупочной деятельности в компании, рассказывает начальник управления материально-технического обеспечения ОАО «Квадра» Роман Ушаков.

Благодарим отдел по связям с общественностью ОАО "КВАДРА" за предоставление данного материала.

На переднем плане работы компании «Квадра» всегда производство электрической и тепловой энергии,  переработка и сбыт. Именно эта деятельность всегда идет в прямой связке с производственно-финансовыми показателями. Однако конечный результат определяется, в том числе, и эффективностью функционирования системы материально – технического обеспечения (МТО). О том, как организована работа по закупочной деятельности в компании в сегодняшнем интервью начальник управления материально-технического обеспечения ОАО «Квадра» Роман Ушаков.

- Роман Анатольевич, одним из важных направлений в работе компании, позволяющее оптимизировать  затраты, повысить эффективность работы, является закупочная деятельность. Как эта работа организована в ОАО «Квадра»?

- Прежде всего, хотелось бы отметить, что абсолютно вся  закупочная деятельность нашей компании регламентируется двумя важными документами – это Федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и второй документ, регулирующий нашу деятельность внутри компании  – Положение о закупочной деятельности, которое утверждается Советом директоров. Согласно этим документам наше управление занимается закупкой основного оборудования уже действующих станций, материалов  и услуг. То есть выступаем организатором процедур, сбором документов и последующей передачи их экспертам. Все договоры заключаются на местах,   ответственными  по договору, как правило ими являются директора филиалов и ДЗО. Вся работа ведется согласно  установленному регламенту, вся документация, технические задания по закупкам и утвержденные формы договоров размещаются на официальном веб-сайте компании. При взаимодействии с поставщиками и подрядчиками требуем от них заполнения всех форм. Помимо закупочной деятельности, в рамках работы  нашего управления мы также занимаемся организацией продажи движимого имущества, в использовании которого у компании больше нет необходимости,  в частности продажей неликвидов и оставшегося после ремонтов или демонтажа металлолома. В этом направлении у нас идет аналогичная работа, только компания уже выступает не покупателем, а продавцом, но все конкурсные процедуры, тем не менее, организованы так же через наш сайт по тем же принципам.

- Какие особенности в работе по организации закупочной деятельности можно выделить в ОАО «Квадра»?

- Согласно вышеупомянутым документам все объявления о закупках публикуются на специальном сайте государственных закупок, который представляет собой некую доску объявлений, и через официальный сайт нашей компании, где поставщики и подрядчики размещают свои предложения. То есть наш сайт является отдельной коммерческой площадкой, где любой зарегистрированный на нашем сайте закупок пользователь может предложить свой товар или услугу. И это, я считаю основная особенность нашей компании от других – в абсолютной прозрачности закупочной деятельности. Многие компании, в том числе и генерирующие, собирают предложения не на «электронной площадке», а на бумаге, при личных встречах. Наша система такое исключает..  Кроме того, хотелось бы отметить такую особенность нашего сайта как равные возможности у каждого участника и создание конкурентной среды, то есть ни один из участников не видит цен другого до момента закрытия процедуры, которое происходит автоматически, как правило, в заранее прописанную дату в 23.59 по компьютерным часам. В общем, стараемся выбор подрядчика сделать максимально несубъективным, основываемся исключительно на предоставленных нам документах, анкетах,  техническом и ценовом предложении, поэтому вся работа идет через сайт.

СПРАВКА

Роман Анатольевич Ушаков  родился 26 января 1976 года. В 2001 году окончил Пермский государственный технический университет по специальности «Промышленное и гражданское строительство. Инженер», в 2006 году - ГОУ ВПО Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации по специальности «Финансы и кредит. Экономист».

С 2001 по  2007 годы занимал технические должности на предприятиях ООО «Интергаз», ООО «Юраудит», ЗАО «Хорус Кэпитал» и ОАО «ГМК «Норильский никель» г. Москва. После этого работал в качестве заместителя генерального директора и директора по капитальному строительству в ОАО «Таймыргаз».

В компании «Квадра» Роман Ушаков работает с ноября 2008 года. За это время Роман Анатольевич  руководил управлениями по реализации крупных проектов и капитального строительства. С марта 2011 года занимает должность начальника управления материально-технического обеспечения.

- Какими направлениями деятельности занимается ваше управление? В каком из них наибольшие объемы работы? Зависит ли он от сезонности?

- Здесь можно выделить 3 направления – это организация закупочной деятельности по эксплуатации, ремонту и техперевооружению. Основные закупки по этим направлениям осуществляются примерно в одинаковых объемах. Также еще можно выделить закупку газа, воды и электричества. Однако данные категории не относятся к основной программе закупок,  поскольку здесь все цены формируются не рыночным способом, а устанавливаются государством,

Что касается сезонности, то здесь можно сказать, что пик закупочной деятельности по объему проводимых процедур приходится на весну, перед летней ремонтной кампанией. Процедуры по закупке оборудования и материалов с длительным сроком изготовления стараемся провести в декабре-январе, в частности, закупку труб, чтобы к концу первых гидравлических испытаний они уже были в наличии. В конце лета и осенью, в основном, начинается кампания по подготовке к зиме,  ведется работа по внеплановым закупкам дополнительных материалов, которые появляются в связи с предписаниями Ростехнадзора и по результатам проведенных испытаний.

- Какие возникают трудности при проведении процедур? Легко ли найти равновесие между оптимальной ценой и качеством? Наиболее сложные проекты?

- Наибольшие трудности в работе возникают, когда от технических руководителей идет заказ на оформление так называемой процедуры «под ключ», то есть не на какой-то отдельный товар, где при мониторинге рынка, понимаешь как складывается конкуренция на этот товар, какими параметрами он должен обладать и т.д., а на закупку особо сложных работ и услуг, с одновременной поставкой оборудования, выполнения монтажных и пуско-наладочных работ. В этом случае достаточно сложно выбрать между несколькими предложениями, найти компромисс между оптимальной ценой и качеством. Если при покупке отдельного товара учитывается только цена и сроки его поставки, то здесь подключаются еще такие параметры оценки как опыт выполнения тех или иных работ и наличие у компании договоренностей прямой работы с производителем. То есть здесь необходим комплексный анализ по всем параметрам, который, как правило, может занять порядка двух недель. Как показывает практика, такие сложные проекты проходят в два этапа, в ходе которых на втором этапе корректируется техническое задание, дополняются вещи, которые мы не оговорили или оговорили не так жестко, как поняли это потенциальные подрядчики. Второй этап процедуры проходит уже как правило в закрытом формате среди отобранных участников и здесь уже смотрим на техническое и стоимостное предложение. Безусловно, к этой работе подключаются профильные специалисты компании.

Также, если возвращаться к вопросу про соотнесение цены и качества, то хотелось бы отметить, что мы достаточно редко проводим  закупки по аукционному принципу, где основным критерием выбора является цена. Здесь у нас есть некое преимущество перед, например, муниципальными предприятиями, для которых по закону единственным критерием при закупке простых товаров и услуг является цена. Нам все-таки закон позволяет принимать во внимание не только цену, но и качественные показатели.

- С какими еще трудностями сталкиваетесь при организации Вашей работы?

- Среди других сложностей можно отметить логистику поставок, Дело в том, что к порядка половине наших станций не ведут не действующие железные дороги и для доставки материалов на эти объекты мы вынуждены использовать автомобильный транспорт, а это в три раза дороже, чем железнодорожный. Соответственно для одной станции один и тот же товар будет по одной цене, а для другой, где нет железнодорожной ветки или она уже не эксплуатируется, будет стоить дороже. Кроме того, на стоимости и оперативности поставки также сказывается  географическая разнесенность и большая территория компании.

Также, нашему подразделению необходимо синхронизироваться с бизнес-планами компаниями поставщиков, поскольку они верстают планы работ на следующий год, также как и мы, в конце года.  Соответственно, если в это время не подать заявки и не попасть в их годовой производственный план, то, во-первых, будет сложно получить это оборудование или материалы в срок, а во-вторых, невозможно будет получить наиболее выгодную для компании цену и зафиксировать ее на весь год. К сожалению, это не всегда получается, на это есть объективные причины, в частности, процесс тарифообразования компании, где не всегда можно спрогнозировать какой тариф для той или иной станции будет установлен на будущий год.  Понятно, что чем выше горизонт планирования, тем лучше управляемость процесса, но нам достаточно сложно формировать заявки, не имея конкретных бюджетов производственных и других подразделений. Тем не менее, мы работаем в этом направлении, стараемся по-максимуму синхронизировать заявочную кампанию, устанавливать ключевые сроки и укладываться  в них, работаем над механизмом по формированию внеплановых закупок.

- Какая работа ведется в компании по снижению затрат, в том числе и за счет снижения цен на материально-технические ресурсы.  Каких результатов удалось достичь?

- Одно из наших главных  мероприятий в этом направлении – это централизация, то есть сбор всех заявок по закупкам в  компании, в том числе и с ДЗО  и проведение единой, централизованной процедуры. Благодаря большим объемам по заявкам, компании намного легче получить скидку и хорошую цену, даже, не смотря на большое количество филиалов и ДЗО, а соответственно и мест выгрузки товара. Такая организация работы дает нам экономию минимум 5%, нежели эти процедуры проводились бы по отдельности.

Немалую роль в успешной работе по централизации процесса закупки, является унификация товаров и услуг. Учитывая то, что номенклатура приобретаемых товаров включает огромное количество наименований продукции, плюс географическая разнесенность компании, понятно, что с регионов могут приходить заявки вроде бы на один тот же товар, но с незначительными различиями, которые не влияют на производство, тем не менее закупки приходится проводить не по одной, а по нескольким позициям.   Особенно это видно по трубам, когда на один и тот же параметр давления разные филиалы и ДЗО заказывают трубы с разной толщиной стенок, а буквально миллиметровая разница в толщине трубы приводит к увеличению числа закупаемых позиций в разы, а это непосредственно сказывается и на стоимости закупки. .  Поэтому мы сейчас активно работаем в этом направлении, стареемся создать некий единый минимально необходимый справочник наименований продукции, подключаем к этому вопросу технические службы, чтобы в последующем выбирать уже из него конкретный, унифицированный товар и проводить закупки в рамках одной процедуры.  

Также в рамках работы по снижению затрат, мы стараемся всегда выходить на конечного производителя либо официального дилера производителя, работать с ними напрямую. Это обусловлено тем, что наша компания как конечный потребитель  достаточно крупная, с положительной деловой и финансовой репутацией, которой производитель готов дать большие скидки и пойти на лояльный условия оплаты.  Доля непрямых договоров или с неофициальными дилерами у нас небольшая, как правило, это мелкие товары илинекрупные внеплановые закупки.

Кроме того, практически по всем договорам, за исключением максимум 2%, оплата производится через 30 дней по факту поставки или сделанных работ, что позволяет обезопасить нас от прямых финансовых рисков.

Если говорить о результатах, то здесь важно понимать, что при правильном планировании оптимальный процент от экономии должен быть около  5% - 9% в общепризнанной практике.  Перегибы в большую или меньшую стороны, говорят либо о плохом планировании – если процент больше, если меньше - о плохом проведении процедур, без соответствующей договорной работы с поставщиком о цене. У нас в среднем по всем филиалам и ДЗО компании этот процент составляет от 5%  до  9%, если кто-то выходит за эти рамки, начинаем искать причины для дальнейшего устранения, проводим работу над ошибками.

- Что Вы можете сказать про  долю импортного/отечественного оборудования?

- Поскольку ценообразование компании регулируется государством, то мы не можем позволить себе закупать исключительно импортное, как правило, дорогое оборудование.   Иностранное оборудование закупаем в случаях, когда нет аналогов отечественного производства, либо, когда разница в цене не большая, а качество при этом значительно лучше. Хотя, с другой стороны, как показывает практика, иностранное производство не всегда является залогом качества, это абсолютно надуманное мнение, и у иностранных производителей встречается недобросовестное отношение к нам как к потребителям. Бывали случаи, когда при проведении входной проверки  ее итоги показывали не тот уровень качества, которого мы ожидали. Здесь достаточно сложно говорить однозначно, все относительно. Например, когда отечественные производители изготавливают  хорошее оборудование и на него есть спрос, то естественно на него  происходит резкий скачок цен вверх, ровно на ту разницу, которая пришлась бы на таможенную пошлину аналогичного оборудования из зарубежья, в то время как себестоимость производства значительно ниже. В этих случаях стараемся договариваться непосредственно с производителем о более справедливой для нас цене и т.д.

- Какие задачи стоят перед Вашим управлением на сегодня? Какие еще задачи необходимо реализовать до конца года?

- В настоящее время в нашем управлении идет активная работа по формированию годовой программы закупок на следующий год, формируем заявки на те товары и услуги, которые уже согласованы и утверждены производственниками. Основной задачей является максимально синхронизировать бизнес-планирование нашей компании с планами поставщиков, чтобы в последствие получить выгодную цену и обеспечить своевременность поставки. Также продолжим работу по централизации закупочной деятельности, в частности составление единого регламента по унификации производственных товаров и услуг. 

Юлия Семочкина

5S: Практическое руководство по внедрению
5S: Практическое руководство по внедрению 15 чек-листов различного уровня сложности, примеры, фото и многое другое.
0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”