Торг уместен: Росатом проводит прозрачную политику по закупкам

Росатом сделал еще один шаг к прозрачности закупок. Госкорпорация не стала ограничиваться объявлением процедур закупок на своем официальном сайте и впервые опубликовала сводную годовую программу закупок отрасли. На тему корпоративных закупок мы беседовали с Директором департамента методологии и организации закупок Росатома Романом Зимонасом.

25 февраля 2011

Вестник Атомпрома, январь 2011г. www.rosatom.ru

Светлана Шавалиева

 

Росатом сделал еще один шаг к прозрачности закупок. Госкорпорация не стала ограничиваться объявлением процедур закупок на своем официальном сайте и впервые опубликовала сводную годовую программу закупок отрасли. На тему корпоративных закупок мы беседовали с Директором департамента методологии и организации закупок Росатома Романом Зимонасом. 

– Роман Стасович, наверняка ГПЗ стала результатом напряженной и даже придирчивой работы? Как долго она готовилась, какие были сложности при составлении? 

– Основная проблема, с которой мы столкнулись при подготовке ГПЗ, та, что многие организации до этого момента не формировали программу закупок в таком формате. Задача программы – сформировать все ожидаемые контракты и определить срок, когда по ним нужно начинать процедуру закупки. Это вызвало определенные сложности, так как нужно было учесть все контракты, запланированные на 2011 год и время их заключения, затем высчитать даты начала проведения процедур закупки, исходя из сроков, установленных Стандартом закупок ГК Росатом для каждой процедуры. Мы упростили задачу, сделав автоматический расчет, – нужно только ввести дату заключения договора и программа автоматически считает, когда предприятию необходимо начинать процедуру закупки. 

Вторая проблема – атомная отрасль достаточно закрытая, поэтому на все решения о включении в программу закупок и ее публикации предприятия должны были получить заключения собственных комиссий по защите информации по каждой закупаемой позиции. 

Третья проблема – это соответствие бюджету. На данный момент бюджет формируется позже, чем ГПЗ, поэтому по договоренности с финансовым блоком мы рассылали информационное письмо, в котором разрешалось формировать программу исходя из 75% бюджета 2010 года. Задача стояла сформировать программу наиболее точно на первый и второй квартал 2011 года, для того чтобы обеспечить своевременное и качественное проведение достаточно длительных по времени конкурентных процедур и безусловно выполнить план контрактации и, соответственно, производственные программы. После окончательного утверждения бюджета программа может корректироваться. Учитывая, что ГПЗ формировалась впервые, пока есть разрешение на внесение ежемесячных поправок. Но с 2012 года планируется переход к более точному планированию программ предприятий, допускающему корректировку не чаще чем раз в квартал. 

– С какими сложностями столкнулись предприятия при формировании ГПЗ? 

– Была поставлена задача сделать программу закупок не просто в Excel, а формировать ее сразу в системе SAP SRMЕОС-Закупки. Мы проводили несколько обучающих совещаний с предприятиями отрасли и структурными подразделениями ГК «Росатом», организовали поддержку on-line, горячую линию, в системе SRM разместили инструкции по заполнению программы. Также сотрудники департамента закупок консультировали все предприятия по возникшим вопросам. 

– Закупочные планы скольких предприятий Росатома включены в ГПЗ? Какие закупки в нее вошли? 

– В кампанию по формированию программы закупок включилось одновременно более 200 подведомственных предприятий и организаций, структурных подразделений Росатома. Все, кто присоединяется к Единому стандарту, должны будут формировать программу закупок. 

В ЕОС-Закупки отражены все возможные товары и услуги, которые будут закупаться. Но в опубликованной ГПЗ показаны только открытые закупочные процедуры, которые организации атомной отрасли собираются проводить с помощью открытой публикации. Те процедуры, которые разрешены стандартом как закрытые, либо закупки у единственного поставщика, в опубликованной программе не учитывались. Хотя я считаю, что в перспективе мы будем публиковать и такие закупки. В первый же раз стояла задача главным образом оповестить рынок о публичных закупках, проводимых предприятиями атомной отрасли. 

– Расскажите о плюсах публикации ГПЗ как для поставщиков, так и для предприятий. 

– Поставщики, заранее изучив программу, могут подготовиться к участию в закупочных процедурах: получить дополнительно необходимые свидетельства, лицензии, изучить цены, сформировать предложения, то есть выполнить всю работу, которая им необходима. 

Как показывает практика, при проведении конкурса по особо сложным закупкам недостаточно 30 календарных дней, чтобы качественно подготовить заявку. Теперь же у поставщиков есть время, в некоторых случаях до года, чтобы достойно подготовиться. Это основный плюс для поставщиков. Другой положительный момент в том, что программа сводная и можно посмотреть весь объем требуемой продукции, и нацелиться на конкретные закупки. Сейчас есть возможность спланировать свою деятельность более качественно и подготовиться к совершенно конкретным договорам, стройкам, поставкам, заранее изучить сроки выполнения договоров, соизмерить их со своими возможностями. 

Для предприятий мы ожидаем, прежде всего, повышение конкуренции, увеличение количества состоявшихся и минимизацию несостоявшихся процедур, своевременное обеспечение выполнения производственных программ, получение максимального экономического эффекта. 

Для закупающих подразделений, для уполномоченных органов, которые проводят торги, – это возможность качественно спланировать свою работу и ресурсы, заранее подготовить сотрудников, экспертов, сформировать закупочные комиссии, разработать документацию. 

– Какова общая сумма ГПЗ на 2011 год? 

– На данный момент общая сумма годовой программы закупок порядка 258 млрд рублей, но эта цифра будет расти. Добавятся позиции в связи с увеличением бюджета, получением новых задач, принятием решений о новых стройках. Но основная часть программы закупок уже сегодня опубликована, и поставщики могут приступать к анализу и подготовке к участию в торгах. 

– Как отнеслись поставщики к ГПЗ? Вы уже успели получить их отзывы? 

– К сожалению, пока мы не получили никаких отзывов, так как опубликовали программу в конце декабря. Я думаю, что поставщики еще не успели в ней разобраться, и надеюсь, что скоро последует какая-то реакция. Со своей стороны мы готовы выслушать предложения поставщиков и ответить на возникшие вопросы. 

– Насколько я понимаю – публикация ГПЗ дело добровольное, закон не обязывает госкорпорации публиковать ни программу, ни публичные отчеты ее исполнения. Почему в таком случае Госкорпорация «Росатом» приняла решение о такой открытости? 

– Росатом уже давно принял линию на максимальную открытость по закупочным процедурам, заблаговременное информирование рынка, создание понятных правил взаимодействия. Создание ГПЗ – это один из этапов развития системы закупок в Росатоме, ее главная цель – увеличение информационной открытости и прозрачности закупочной деятельности атомной отрасли. Все, что требуется от закупок – это получение качественного и своевременного предложения, наиболее проработанного и оптимального, которое гарантирует экономическую эффективность и выполнение производственных программ Росатома. Чем больше поставщиков знают о заказах атомной отрасли, тем больше у нас шансов выбрать качественного поставщика по минимальной стоимости и с оптимальным техническим предложением. 

– Как в дальнейшем будет формироваться ГПЗ? 

– Опубликованная программа будет постоянно обновляться и публиковаться по мере накопления изменений в ней. Таким образом, мы поддержим ее достоверность. И, конечно, ГПЗ будет формироваться ежегодно, как это предусмотрено в Едином отраслевым стандарте закупок. Задача стоит в повышении качества этой программы и последующего ее выполнения. 

– Будут ли обнародованы итоги выполнения программы? 

– Оптимальным было бы формирование ежеквартальной отчетности, чтобы поставщикам было понятно, какие процедуры уже прошли, а какие сдвинулись. Сегодня Росатом публикует результаты всех торгов, интересующую конкретную позицию можно найти на официальном сайте http://zakupki.rosatom.ru/, где размещаются все заказы. Надеюсь, в скором времени у нас будет связанная информация ГПЗ с информацией о выполнении конкретной процедуры, где будет даваться выдержка с итогами проведенной закупочной процедуры.

Начать обсуждение


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях