"Связист" 0 комментариев

Задача службы организации закупок — быстро и качественно обеспечивать концерн необходимым

Интервью с М.Н. Горбуновым, начальником службы организации закупок ОАО «Концерн «Созвездие».

- Максим Николаевич, расскажите, пожалуйста, о вашей деятельности в концерне. Какие задачи вы решаете? Из каких основных блоков состоит работа?

- Мою работу можно разделить на три блока. Первый — это осуществление руководства текущей деятельностью службы организации закупок, второй — участие в работе контрактной службы и третий — работа в составе постоянно действующей закупочной комиссии.

Служба организации закупок участвует в процессе снабжения предприятия необходимыми материалами, комплектующими, работами и услугами. При этом сам процесс снабжения представляет собой совокупность операций, в котором задействованы различные структурные подразделения ОАО «Концерн «Созвездие».

Также сегодня на предприятии проходят мероприятия по реконструкции и техническому перевооружению в рамках федеральных целевых программ. Для этой цели в концерне была создана контрактная служба, которая осуществляет закупку технологического оборудования и строительно-монтажных работ на средства федерального бюджета. Служба сформирована без создания обособленного подразделения из числа сотрудников концерна, в том числе и представителей службы организации закупок.

- Какие первостепенные задачи сегодня стоят перед службой организации закупок?

- Главная задача СОЗ — это быстрое и качественное обеспечение концерна необходимыми товарами, работами и услугами. Так, например, несвоевременная поставка комплектующих может привести к срыву государственного контракта и повлечь негативные последствия для концерна, причем как материального характера, так и репутационного. Другая, не менее важная задача службы — достижение максимальной экономической эффективности расходования средств предприятия.

- Как выстроена система закупок товаров и услуг для нужд концерна? В чем ее специфика?

- Разговор о том, как выстроена система закупок, следует начать с документов, регламентирующих данную сферу. Согласно требованиям ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Советом директоров концерна утверждено Положение о закупочной деятельности. В соответствии с ним все закупки можно разделить на конкурентные и неконкурентные. К первым относятся торговые конкурентные процедуры: конкурсы и аукционы, а также иные конкурентные процедуры: запрос цен и запрос предложений. Неконкурентные способы закупок – это так называемые «прямые» закупки. К ним относятся, например, закупки, осуществляемые у субъектов естественных монополий, «срочные» закупки, закупки у предприятий производителей (единственных поставщиков) вооружения и военной техники. То есть «прямая» закупка проводится только в случаях, когда проведение конкурентной процедуры закупки нецелесообразно.

При этом перечень таких случаев строго определен Положением о закупочной деятельности. Конечно, предприятия оборонно-промышленного комплекса имеют свою специфику осуществления закупок товаров, работ и услуг. Так, например, большой объем прямых закупок в финансовом выражении обусловлен тем, что в качестве поставщиков выступают предприятия, которые определены государственным заказчиком в качестве соисполнителей государственного оборонного заказа.

Как я уже говорил, в процессе закупочной деятельности задействованы различные подразделения предприятия. Научно-технические центры формируют потребность в тех или иных товарах, работах и услугах и передают заявку инициатору закупки — Департаменту материально-технических ресурсов. Тот, в свою очередь, готовит техническое задание и передает его в службу организации закупок. Помимо инициаторов в процессе разработки проекта договора также участвуют правовой и финансово-инвестиционный департаменты. Формирование плана закупок, подготовку закупочной документации и проведение процедур закупки непосредственно осуществляет служба организации закупок.

- Расскажите, пожалуйста, о порядке проведения тендеров концерном?

- Конкурентные закупочные процедуры в большинстве случаев проводятся в электронной форме. После того как в СОЗ поступило техническое задание и была подготовлена закупочная документация, соответствующая информация появляется на официальном сайте размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг — www.zakupki.gov.ru, на электронной площадке, а также на нашем сайте — www.sozvezdie.su. В закупочной документации, помимо технического задания и проекта контракта, определяются требования к поставщикам и составу заявки на участие в закупке. Далее отводится время для подготовки и подачи заявок. Для конкурса и аукциона такой срок составляет не менее 20 дней, для запроса цен и предложений мы устанавливаем срок не менее 5 рабочих дней.

В срок окончания приема заявок начинает работу постоянно действующая закупочная комиссия. В нее входят сотрудники департамента материально-технических ресурсов, департамента технического перевооружения, правового департамента, службы экономической безопасности, службы организации закупок. Первый этап работы комиссии при проведении конкурса или запроса предложений — открытие доступа к заявкам, поданным в электронной форме. Далее следует рассмотрение заявок, где закупочная комиссия отвечает на вопрос, соответствует ли представленная заявка требованиям, установленным закупочной документацией и может ли быть допущена к участию в закупке. При оценке заявок и подведении итогов определяется победитель закупки, с которым заключается договор.

Каждый этап закупки оформляется протоколом, который размещается на тех информационных ресурсах, где размещена закупочная документация.

- Сегодня эксперты говорят о несовершенстве законодательной и нормативно-методической базы, регулирующей закупочную деятельность предприятий ОПК. Согласны ли вы с этим мнением? Какие вопросы, на ваш взгляд, нуждаются в доработке в первую очередь?

- Действительно, сегодня существует ряд проблем, которые нуждаются в дополнительном законодательном регулировании. В частности, требуют отдельного внимания закупки составных частей и комплектующих вооружения и военной техники. Не решены вопросы в части закрытия служебной информации. Она может не относиться к государственной тайне, однако ее разглашение может причинить ущерб деятельности предприятий ОПК, обороноспособности и безопасности страны. Сегодня закрытые закупки проводятся с целью защиты информации, представляющей особое значение для обороны и безопасности страны. Однако при проведении таких закупок может быть обеспечена конкурентость. Так, например, в соответствии с ФЗ-44, в закрытом аукционе может принять участие любая организация, которая имеет лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений составляющих государственную тайну, и соответствует требованиям заказчика.

- Расходы федерального бюджета на национальную оборону в 2015 году запланированы в сумме 286,8 млрд рублей. Доля этих расходов по отношению к ВВП страны составит 4,2 %, в 2016 году — 3,7 % и в 2017 году — 3,6 %. Как вы считаете, чем обусловлен рост этого показателя?

- Рост расходов на национальную оборону обусловлен, прежде всего, необходимостью модернизации вооруженных сил. Государству нужна сильная армия. В свое время Наполеон Бонапарт сказал: «Народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую».

- Минобороны возвращают военпредам функцию контроля за установлением цены контрактов на предприятиях, исполняющих военные заказы. С 2015 года предприятия будут отчитываться о своих затратах, а военпреды станут выносить заключения об оправданности цены контрактов. Без согласования цены с представителями заказчика контракты по госборонзаказу заключаться не будут. Как вы считаете, чем обусловлена эта инициатива? Оправдана ли она?

- На Минобороны РФ как на государственного заказчика возлагаются функции формирования цен по государственному оборонному заказу и осуществления контроля за целевым использованием выделенных бюджетных ассигнований. Только военный представитель, который находится непосредственно на предприятии и знает его экономическое состояние, может объективно проверить фактические затраты, назвать плановую цену продукции военного назначения. Однако предприятие ОПК и военные представители не всегда находят взаимопонимание при определении цены. Возникновение таких конфликтных ситуаций может негативно отразиться на выполнении гособоронзаказа.

5S: Практическое руководство по внедрению
5S: Практическое руководство по внедрению 15 чек-листов различного уровня сложности, примеры, фото и многое другое.
0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”