Слет ключевых поставщиков в Выксе (конференция «Стратегия развития системы закупок группы компаний ОМК до 2017 года»)

Объединенная металлургическая компания 16 и 17 октября провела в Выксе первую конференцию для ключевых поставщиков «Стратегия развития системы закупок группы компаний ОМК до 2017 года».

31 января 2013
журнал "ОМК Команда", №4 2012

Благодарим Пресс-центр ЗАО «Объединенная металлургическая компания» за предоставление данного материала.

Мероприятие собрало представителей более 90 компаний, отечественных и зарубежных производителей сырья и заготовок, расходных материалов, подъемного, энергетического, лабораторного и основного технологического оборудования, спецтехники, горюче-смазочных материалов, запчастей и комплектующих.

«Цель нашей конференции — ознакомить участников с закупочной деятельностью, с процедурами выбора поставщика материально-технических ресурсов (МТР), перспективами дальнейших взаимоотношений с поставщиками», - отметил вице-президент ОМК Эдуард Степанцов.

Закупки ОМК в цифрах

  • Более 2500 действующих поставщиков
  • В 2012 году компания закупит МТР на сумму 80 млрд. руб. для обеспечения действующих производств
  • Ежемесячно закупается примерно 15 - 20 тыс. наименований МТР

Перспективное видение

В последние годы, когда ОМК стремительно увеличивает свои активы путем ввода новых производств, политика управления закупками выходит на первый план. Особенно с учетом того, что компания не имеет собственных источников сырья. Все виды МТР закупаются на рыночных условиях, без каких-либо преференций. Следовательно, отсутствует возможность перераспределять добавленную стоимость в зависимости от текущей конъюнктуры между сырьем, полуфабрикатами и конечной товарной продукцией. Выигрыш от рациональной организации системы закупок значителен, поэтому компания постоянно идет по пути непрерывного совершенствования закупочной системы и улучшения достигнутых результатов.

В период с 2008 до 2011 год в ОМК была заново отстроена система закупок, включающая бизнес-процессы, систему нормативной документации, ключевые показатели эффективности, SAP SRM, подход к распределению ответственности, в том числе между функциональными подразделениями. Все новое начинает устаревать с момента своего создания. На высококонкурентном металлургическом рынке реалии таковы, что недавно внедренное решение безотлагательно требует своего дальнейшего развития. – Таким образом, на практике реализуется принцип непрерывного улучшения Эдварда Деминга (американский учёный, статистик и консультант по теории управления качеством).

В марте-мае текущего года дирекция по закупкам ОМК разработала, утвердила и начала реализовывать «Видение корпоративной системы снабжения в группе ОМК в 2017 году», в котором описан целевой формат системы снабжения через 5 лет: детализация в измеримых показателях ключевых элементов системы снабжения, привязка к срокам. Реализация Видения осуществляется в ежегодных операционных планах. Дирекция по закупкам видит ключевую цель корпоративной системы снабжения в улучшении качества всех элементов процесса МТО, что базируется в том числе, на системном развитии взаимоотношений с поставщиками, направленных на улучшение качества закупаемых МТР и оптимизацию сроков поставок.             

Принцип открытости

В целях реализации принципов прозрачности и конкурентоспособности проделана значительная работа по отлаживанию процесса тендерных закупок и направлены весомые средства на внедрение IT-инструментов по выбору поставщика.

В августе 2010 года электронная система SAP SRM запущена в промышленную эксплуатацию. Реализация проекта признана (в т.ч.SAP AG) одним из лучших внедрений на постсоветском пространстве. На сегодняшний день SAP SRM охватывает предприятия Выксунской производственной площадки, открыт проект по тиражированию системы на ОАО «Трубодеталь» с запланированным сроком запуска в промышленную эксплуатацию в первом квартале 2013 года.

Функциональность SRM позволяет формировать и публиковать документацию по закупочной процедуре, автоматически оповещать потенциальных поставщиков о начале и сроках проведения закупочных процедур, осуществлять выбор наиболее оптимального предложения, согласовывать выбор победителя и проводить процедуры по контрактованию. Реализуя принцип открытости Политики в области снабжения ОМК, система SAP SRM полностью бесплатна и доступна для регистрации с корпоративного Интернет сайта.

Создание «единого окна» на интернет-портале привлекло максимально широкий круг контрагентов. На первоначальном этапе происходило формирование базы данных поставщиков, которые хотели бы участвовать в закупочных процедурах компании и перейти в разряд действующих. Для этого компании самостоятельно регистрировались в SRM, приложив необходимый пакет документов, и после осуществления проверки соответствующих служб получали статус «Одобренного поставщика». Таким образом, участие в закупках любого одобренного поставщика не зависит от менеджера ОМК, а факт участия и вся история взаимоотношений архивируются и доступны для анализа.

Внедрение корпоративной интегрированной информационной системы по управлению взаимоотношениями с поставщиками на базе SAP SRM позволило минимизировать искажение информации при формировании отчетности, снизить роль «человеческого фактора» при выборе поставщика, обеспечить использование типовых бизнес процессов при закупке и сократить время на многие рутинные операции.

Выигрывают все

Основным стратегическим направлением в области построения взаимоотношений с поставщиками является ориентация на выстраивание долгосрочных отношений с поставщиками на основе принципов взаимовыгодного партнерства. При этом, разумеется, соблюдаются любое партнерство должно быть экономически выгодно ОМК.

Качество поставляемых МТР, строгое соблюдение условий поставок, суммарная стоимость владения МТР – это ключевые ориентиры, на которые компания опирается и будет ориентироваться в следующем году.

Оптимальный выбор МТР определяется не стартовой ценой оборудования, а суммарными издержками по владению или стоимостью владения. Это случаи, когда экономический эффект достигается не за счет минимальной цены, а за счет более высокой производительности, оптимизации эксплуатационных расходов и других факторов, связанных с использованием оборудования и материалов.

В рамках ключевых приоритетов предусмотрена процедура заключения долгосрочных договоров и ценовых соглашений с поставщиками сырья и основных материалов по тем группам, которые не подвержены существенному колебанию в зависимости от изменчивой конъюнктуры рынка. Это позволяет поставщикам более эффективно управлять затратами на исходное сырье, планировать загрузку своих производственных мощностей и составлять более гибкие графики поставок. По материалам, котирующимся на биржах, в ряде случаев используется формула ценообразования в привязке к текущим котировкам.

Для определения возможности заключения долгосрочных контрактов, уже в следующем году поставщикам будут присваиваться ежегодный рейтинг и категория (А,В,С). Поставщики с высшим рейтингом войдут в клуб «Золотых поставщиков ОМК».    

Развитие-качество

«Главное — это качество поставляемых МТР, но это не исключает рыночных условий закупок. Мы хотим получить МТР заданного качества и количества из надежного, правильного источника, строго в поставленные сроки в нужное место и по справедливой цене» - подчеркнул на конференции вице-президент ОМК Эдуард Степанцов.

Все поступающие на ВПП критические товары (сырье, материалы), существенным образом влияющие на качество конечного продукта, подлежат обязательной жесткой процедуре входного контроля качества с отражением всей процедуры в модуле QM (Quality Management) системы SAP ERM.

В модуле заложены качественные характеристики, которым должны соответствовать поступающие товары. До получения заключения товарам присваивается категория - «запас на контроле качества». При получении отклонений от установленных параметров в системе формируется акт и начинается процесс претензионной работы с поставщиком. Для повышения достоверности и качества входного контроля критических материалов, в конце октября на ВМЗ и ЛПК начали действовать участки отбора и подготовки проб. Эту работу ведет подрядная организация «Росинспекторат», сотрудники которой занимаются отбором проб и их направлением в центральную заводскую лабораторию. В случае возникновения спорных ситуаций, компания выступает третьей стороной между поставщиком и потребителем.

Для наиболее ключевых сегментов закупок важно, чтобы поставщик был готов к изменениям в производственных процессах и характеристиках продукции в соответствии с потребностями компании. Главный принцип, которым должны руководствоваться партнеры — постоянное повышение требований к качеству закупаемой и производимой продукции. Следовательно, поставщики, как и ОМК, должны развивать собственный персонал и модернизировать производственные мощности, внедрять принципы бережливого производства, совершенствовать систему контроля.

«Мы не сможем обеспечивать наших ключевых клиентов — Газпром, Транснефть и РЖД высококачественными трубами и колесами, если наши поставщики будут стоять на месте, использовать устаревшие технологии и оборудование, не стремиться к развитию и повышению эффективности собственных производств. Только при условии развития возможно становление, сохранение и расширение долгосрочных деловых связей между нашими компаниями. Результатом должно стать постоянное улучшение качества производимой продукции и предлагаемых услуг», - подчеркнул директор по материально-техническому обеспечению ОМК Константин Волков.

Дополнительная информация:

Для оценки эффективности процесса снабжения в компании разработана и утверждена правлением комплексная система Ключевых показателей эффективности

  • Уровень обеспечения потребности подразделений-заявителей, в % от заявленной потребности
  • Уровень выполнения плана закупок, в % от сформированного объема заявок на закупку
  • Качество и комплектность МТР, поступающих от поставщиков, в % стоимости от всего объема закупленной продукции
  • Соблюдение норматива оборачиваемости нормируемых МТР, в % к плановой оборачиваемости
  • Выполнение программы по снижению запасов, в млн. руб.
  • Доля просроченной дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности (на конец периода), в %
  • Уровень неотфактурованных поставок в общем объеме поставок (на конец периода), в %
  • Определяется по среднему значению времени оприходования материала в отчетном периоде, в днях
  • Определяется по среднему значению времени оформления акта о некачественной поставке в отчетном периоде, в днях
  • Определяется по среднему времени доставки материалов в подразделения в отчетном периоде, в днях
  • Уровень завершенных тендеров с определением победителем к общему объему завершенных тендеров, в %
  • Определяется по среднему значению времени оформления документов в отчетном периоде, в днях
  • Уровень выполнения плановых мероприятий/задач/пунктов программ за отчетный период (с учетом весов), в %

Александр Сидорин

Начать обсуждение


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях