Играть по правилам (Третий слет поставщиков и подрядчиков ТНК-BP)

12 сентября в Москве прошел третий слет поставщиков и подрядчиков ТНК-BP. Ежегодный диалог в начале договорной кампании уже стал традицией. Представители Компании рассказали контрагентам о перспективах развития, антикоррупционной политике, внедрении первых EPC-контрактов и других новинках. Подрядчики в ответ поделились своим мнениями о работе с ТНК-BP.

18 октября 2012
журнал "Твоя Компания", октябрь 2012г. http://www.tnk-bp.ru

В конференц-зале гостиницы «Украина» собралось около 300 представителей подрядчиков и поставщиков, из которых 136 приехали на форум впервые. Им есть за что побороться: в 2013 году Компания потратит на закупки $7,5 млрд, из которых $1,5 млрд пойдет на оборудование и расходные материалы, а $6 млрд – на оплату услуг. Договорная кампания-2013 сейчас в самом разгаре. В этом году она началась на 10 недель раньше – не осенью, а еще летом. Срок окончания сдвинут гораздо меньше – всего на две недели назад, так что в этот раз на работу с контрагентами отпущено больше времени.

Положение дел

Первым собравшихся поприветствовал исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан. Он кратко обрисовал итоги года, вполне успешного для Компании, рассказал о будущих точках роста и о повышении эффективности системы контрактования.

«Некоторое время назад мы провозгласили тезисы, связанные с повышением уровня процедур прозрачности, одинаковых правил игры, обратной связи при выстраивании взаимовыгодных отношений между нами и подрядчиками, и продолжаем следовать этим принципам», – пояснил Герман Хан.

Следом выступил исполнительный вице-президент по стратегии и развитию бизнеса ТНК-ВР Михаил Слободин, описавший подрядчикам рыночную ситуацию и рассказавший об инвестиционных планах Компании как при благоприятном экономическом сценарии, так и в случае кризиса. Таков уж формат слета – говорить с контрагентами начистоту.

Принципы работы

Впрочем, гвоздем мероприятия стал, конечно, доклад вице-президента по УСС БН «РиД» Ольги Малышкиной о принципах взаимодействия ТНК-BP с поставщиками и подрядчиками.

Собственно, принятую в Компании философию контрактования можно свести к пяти ключевым пунктам.

Первый из них – переход к фундаментальной системе предквалификации с целью свести к минимуму риски, связанные с невыполнением контрагентом своих обязательств. В этом направлении за последний год произошел ряд изменений, упрощающих подрядчикам жизнь. Так, поставщикам необязательно теперь каждый раз проходить процедуру предквалификации, поскольку срок ее действия был продлен с года до трех лет.

Другое важное направление – стандартизация договоров. За прошедший год тут явный прогресс. Если в 2011 году в БН «РиД» по единым стандартам было заключено 48% договоров, то в 2012-м – уже 65%, а в будущем эту долю планируется довести до 80%. БН «ПиТ» немного отстает: в нынешнем году 49% заключенных договоров отвечает единым стандартом, в планах на 2013 год – 61%.

Третий ключевой момент – управления долями рынка. Тут политика Компании – держаться золотой середины. С одной стороны, совершенно недопустимо доминирование в регионах какого-то одного поставщика, с другой стороны, множество мелких контрагентов плохо поддается управлению. Цель, которую ставит перед собой Компания, – доля крупнейшего поставщика в любой области не должна превышать 40%. В качестве примера Ольга Малышкина привела ситуацию с транспортом в Нижневартовском регионе, где на долю крупнейшего подрядчика сейчас приходится 58% заказов. К 1 января 2013 года она сократится как раз до 40%.

Что касается управления эффективностью, то за прошедший год в Компании внедрили систему материальной мотивации для подрядчиков. Уже есть призеры, получившие в качестве бонуса 3% от стоимости заказа за досрочное его исполнение. К поставкам материально-технических ресурсов подход другой.

«Если для поставщиков услуг подходит материальная мотивация, то для поставщиков оборудования больше годится оценка совокупной стоимости владения, когда при его заказе учитывается не только минимальная цена, но и стоимость эксплуатации, межремонтный пробег и другие факторы», – считает Ольга Малышкина.

В этом году уже утверждены модели расчета совокупной стоимости владения для генерирующего оборудования, печей и насосно-компрессорного оборудования. А в скором времени аналогичный расчет появится еще для пяти видов оборудования.

Что же касается диалога с рынком – пятой составляющей философии контрактования, то одних только круглых столов по конкретным направлениям реализации проектов за год было проведено пять.

Отчитавшись за работу в течение года, Ольга Малышкина перешла к одной из главных новинок в отношении с подрядчиками – внедрении EPC-контрактов. ЕРС (английская аббревиатура engineering, procurement, construction) – это такой вид договора, при котором один подрядчик объединяет работы по проектированию, материально-техническое обеспечение и строительство, фактически выполняя работу под ключ. Уже сейчас в Компании утверждено восемь EPC-тендеров на общую сумму более $500 млн. В их числе такой серьезный проект, как строительство Донецко-Сыртовской газокомпрессорной станции в «Оренбургнефти», намеченное на 2013–2014 гг. Еще по целому ряду объектов на общую сумму $4,45 млрд сейчас решается вопрос: заключать EPC контракты или работать по привычной схеме.

Не бойтесь жаловаться

Конечно, как бы ни стремилась Компания к чистоте и прозрачности, конфликтные ситуации, увы, будут всегда. Поэтому два следующих доклада было посвящено конфликтам: один – конкурсным, другой – коррупционным.

Исполнительный вице-президент по обеспечению бизнеса Анатолий Темкин рассказал о деятельности региональных советов по взаимодействию с поставщиками и подрядчиками ТНК-ВР и конфликтных комиссий. За 2012 год число обращений в конфликтные комиссии выросло более чем вдвое. До прошлогоднего II Слета подрядчиков поступило 46 жалоб, после – 116 жалоб.

И хотя в 65% случаев из них решение принимается в пользу Компании и лишь в 35% – в пользу контрагента, предложения подрядчиков не остаются без ответа. Так, например, поставщики предложили внедрить в договоры наряду со штрафными санкциями для поставщиков компенсационные выплаты за нарушения со стороны Компании.

Теперь порядок компенсаций по обоснованным жалобам контрагентов предусмотрен в нормативных документах. Другой пример: много жаловались на короткие сроки для подачи жалоб при несогласии с результатами конкурса. Теперь утвержден регламент, согласно которому проигравших участников должны информировать раньше, чем победителей, – в течение одного рабочего дня.

Об этических нормах Компании рассказал Первый заместитель Исполнительного вице-президента по разведке и добыче Николай Иванов, снабдив каждую примерами того, как не надо поступать, из реальной жизни. Например, курьезная история произошла недавно со «сливом» коммерческой информации. Переписка сотрудников двух постоянных партнеров, согласовывающих свои действий на предстоящем тендере на поставку оборудования, попала в руки службы безопасности после того, как электронный адрес одного из сотрудников Компании случайно включили в эту рассылку. Под занавес Николай Иванов призвал контрагентов активно пользоваться горячей линией Компании.

«Отрадно, что из пяти сообщений о вымогательстве откатов два раза мы получили информацию от поставщиков, – рассказал он. – Всем, кто обращается к нам, мы гарантируем анонимность».

Впрочем, подрядчики часто не рискуют жаловаться, а работники подрядных организаций зачастую опасаются обращаться к представителям Компании «не по делу». Даже когда речь идет о здоровье. Внимание к этому привлекла в своем коротком докладе Елена Компасенко, вице-президент по ОТ, ПБ и ООС.

«Пусть ваши сотрудники не боятся обращаться к нашим докторам, – сказала она. – Люди доводят себя до критического состояния, а потом их приходится экстренно эвакуировать, в том числе и вертолетами».

Достаточно сказать, что в 2012 г. с территории месторождений Компании по медицинским показаниям был экстренно эвакуирован 451 сотрудник подрядных организаций.

Диалог

После этого слово дали подрядчикам. И хотя львиная доля реплик единственной своей целью имела самопрезентацию, остальные дали старт живому обсуждению. Кто-то просил изменить старые, девятилетней давности стандарты покраски оборудования, поскольку сейчас появились более современные краски. Другой подрядчик предложил включить в состав конфликтных комиссий уже зарекомендовавших себя контрагентов. «Возможно, это повысит мотивированность решений комиссий», – заявил он.

Один молодой человек предложил ввести на конкурсах преференции для малого и молодежного бизнеса. Тут уже в дело вступила тяжелая артиллерия – отвечать взялся сам Герман Хан.

«Ответственность достаточно высока, поэтому у нас нет возможности экспериментировать, занимаясь поддержкой малого предпринимательства. Наличие посредника, который консолидирует проект, не является чем-то криминальным», – заявил он и посоветовал мелким фирмам «тренироваться на кошках».

Кульминацией общения с поставщиками и подрядчиками стало всеобщее тайное голосование. Сотрудники Компании к нему не допускались. Вопросов было меньше, чем на прошлом слете, – всего шесть. Хотя ответы оказались не всегда прогнозируемыми.

Так, например, оказалось, что 6,5% присутствующих не поддерживают антикоррупционную политику Компании. На предложение высказаться кому-нибудь, кто сделал при голосовании такой выбор, желающих, впрочем, не нашлось. Зато 78,9% опрошенных высказались за сохранение статуса «постоянного партнера». Правда, привилегии, которые давал бы этот статус, до сих пор еще не прописаны. Наконец, на вопрос «Как вы считаете, ТНК-ВР ведет диалог с партнерами или навязывает им свои правила и нормы?» 82,4% ответили, что навязывает.

Желающих объяснить мотивы такого голосования тоже, увы, не оказалось. С другой стороны, если антикоррупционная политика, стандартизация договоров и одинаковые правила игры для всех – это навязывание правил игры, то, наверняка, Компания и правильно делает, что навязывает.

Никита Аронов

Комментарии к статье


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях