Условия равноправия: Что нужно изменить в стандарте закупок Росатома?

Госкорпорация «Росатом» готовит к доработке Единый отраслевой стандарт закупок. Созданный в 2009 году, он позволил в первые 9 месяцев 2010 года сэкономить на закупках материалов и оборудования более 13 млрд рублей. Плановый объем закупок составил 100 млрд рублей, а в следующем году он должен почти втрое превысить этот показатель. Однако глава Госкорпорации Сергей Кириенко признает: стандарт не идеален и требует совместной доработки как со стороны отраслевого сообщества, так и со стороны поставщиков.

22 января 2011

Отраслевой журнал «Вестник Атомпрома», декабрь 2010г. www.rosatom.ru

Юлия Сандлер

 

Госкорпорация «Росатом» готовит к доработке Единый отраслевой стандарт закупок. Созданный в 2009 году, он позволил в первые 9 месяцев 2010 года сэкономить на закупках материалов и оборудования более 13 млрд рублей. Плановый объем закупок составил 100 млрд рублей, а в следующем году он должен почти втрое превысить этот показатель. Однако глава Госкорпорации Сергей Кириенко признает: стандарт не идеален и требует совместной доработки как со стороны отраслевого сообщества, так и со стороны поставщиков.

 

Одним из главных достижений внедрения Единого отраслевого стандарта закупок (ЕОЗС) стала открытость торгов и информации по ним. Как заявил генеральный директор Росатома Сергей Кириенко на форуме поставщиков «Атомекс-2010», «если бы не было открытости, мы бы не увидели ни безумных условий торгов, ни завышенной начальной цены, ни искусственных требований, ориентированных на единственного потенциального участника». 

В пример Сергей Кириенко привел анекдотическую ситуацию, когда в числе требований к поставщику табличек в здании Госкорпорации фигурировал «опыт по замыканию ядерно-топливного цикла и реформирование особо крупных предприятий ядерно-оружейного комплекса». 

Однако кроме курьезов встречаются и серьезные нарушения процедуры, в том числе участие в торгах единственного поставщика. В пример Сергей Кириенко привел тендер на закупки транспортно-упаковочных контейнеров (ТУК) для отработавшего МОКС-топлива. Один из наших ВНИПИЭТов предоставил расчеты, согласно которым стоимость работ составляет 709 млн рублей, а затем сам же подал заявку на 706 млн рублей. При этом в условия тендера было заложено наличие специализированной лицензии, которой на момент проведения конкурса в стране обладает только одна организация. И было ясно, что никто другой за время проведения тендерной процедуры такую же лицензию оформить не сможет. Причем в день проведения конкурса в адрес конкурсной комиссии поступило сфальсифицированное письмо от одного из органов госнадзора за подписью начальника управления о том, что действовать может только та самая лицензия (к чести этого контрольного органа, в последующем Росатом получил документы уже от его руководителя, отзывающие предыдущее, только итоговый протокол-то уже был опубликован в Интернете). В результате на конкурсе остается 1 участник. 

«Это был просто такой срежессированный конкурс под одного конкретного поставщика, – подчеркнул Кириенко. – Я сам звонил в Федеральную антимонопольную службу с просьбой обязать нас пересмотреть итоги конкурса, поскольку других оснований признать его не соответствующим нашим же правилам и вернуть процедуру в исходное состояние не было. Это как минимум непрофессионализм, а, на мой взгляд, еще и сговор. Будут приняты кадровые решения в институте». 

В результате в тендер были возвращены другие участники конкурса, сумму сделки в итоге удалось снизить в два раза. Конкурс закрылся с ценой 350 млн рублей при стартовой 709 млн рублей. К слову сказать, победу одержала внешняя компания ООО «ЭлектроЛаб», предложив значительно более низкую цену. Это компания-владелец технологии, а произведены туки будут на нашем Машзаводе. Кстати, в этом конкурсе принимал участие также и РФЯЦ-ВНИИЭФ с ценой около 500 миллионов. Однако ВНИИЭФ был снят с конкурса по формальной причине, у института вообще не было никакой лицензии на момент подачи документов, и оформлена она была только к процедуре вскрытия конвертов. 

На первый взгляд, можно было бы пойти навстречу крупнейшему отраслевому предприятию и принять лицензию к рассмотрению дополнительно. По отраслевой логике это правильно, только результат был бы плачевным – любой суд признал бы это действие противоречащим законодательству. А то, что такие обращения в суд последовали бы, сомнений не вызывает, так как вскрытие конвертов записывалось участниками конкурса на видеокамеры – конкуренция же! 

Сейчас процедура закупок в Росатоме проверяется подведомственным Арбитражным комитетом: как рассказал Сергей Кириенко, по результатам проверок уволены 6 человек из руководства предприятий и 10 уголовных дел передано правоохранительным органам. И увольнения, и уголовные дела – не последние, подчеркнул глава Госкорпорации. 

В ряде случаев цена в закупках Росатома не играет основополагающей роли. Как поясняют в Департаменте методологии и организации закупок Госкорпорации, основное отличие Федерального закона от Единого стандарта закупок как раз в том, чтобы учесть не только цену, но и качество продукции на внешнем рынке. А для атомной отрасли качественно выполненные работы – это основной приоритет, гарантирующий высокий уровень безопасности. 

При всех положительных моментах, которые привнес в работу Госкорпорации ЕОСЗ – открытость, доступность информации, у Единого стандарта немало недостатков. Сергей Кириенко призвал всех заинтересованных лиц принять участие в доработке стандарта. По его словам, Департаменту методологии поручено увеличить число закупок, проведенных с помощью открытой конкурсной процедуры электронных торгов. «Эффективность управления закупками будет оцениваться по максимальному уходу от закупок у единственного поставщика», – подчеркнул глава Госкорпорации. 

Пока же поставщики регулярно жалуются на слишком долгие процедуры согласований, эти же негативные аспекты отмечают и специалисты предприятий. Усовершенствованную версию ЕОЗС сейчас активно обсуждают отраслевые специалисты: в рамках проекта по включению предприятий в стратегию Росатома организован сбор мнений и замечаний по новой версии стандарта. 

В числе предложений, которые высказывают специалисты, дифференциация порядка выполнения стандарта для предприятий разного масштаба – скажем, ФГУП «ПО Маяк» и ФГУП НПО РИ, повышение оперативности процесса на всех уровнях, так как именно длительный период согласований сделки является одной из основных причин неисполнения прогноза ликвидности и бюджета, непременное обучение сотрудников, ответственных за закупки. 

Специалисты предлагают проводить закупки с привлечением специалистов по экспертизе и инженерно-техническому контролю и подчеркивают, что часто предложения с минимальной ценой оказываются несостоятельными. В числе предложений – обязательная доработка в части взаимосвязей бюджетного процесса и формирования объема закупок. Кроме того, работники предприятий говорят о том, что новая версия ЕОЗС не отображает ситуацию по проведению процедуры выбора лизингодателя для заключения договоров финансовой аренды.

Все эти и многие другие предложения будут рассматриваться в Департаменте методологии и организации закупок Росатома. В результате такой совместной работы специалистов отрасли и поставщиков Единый стандарт будет усовершенствован. Он призван способствовать созданию конкурентной среды, что сократит издержки и сроки поставок за счет выбора поставщика с лучшими условиями. Усовершенствование Единого стандарта – важная задача и для продавца, и для покупателя. У Росатома на ближайшее будущее обширные планы, которые приведут к увеличению объемов заказов. Увеличение заказа ужесточает требования не только к поставщикам, но и к закупщикам. И внятная, прозрачная и понятная система конкурсных закупок позволит Росатому увеличить свою конкурентоспособность на мировом рынке.

Начать обсуждение


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях