Росатом: Закупки в нужном фарватере

«Росатом» остается верен своей политике работы с поставщиками, основными элементами которой являются электронные торги, категорийное управление, привлечение малого и среднего бизнеса. Точечная донастройка и совершенствование системы закупок продолжается. Что изменилось в этом году, «СР» узнала на «Атомексе-2015».

19 ноября 2015
Страна Росатом, октябрь 2015

Формирование системы закупок в целом завершилось в 2013 году. С тех пор количество участников торгов и объемов закупок существенно вырос, а ЕОСЗ не раз ставили в пример другим госкомпаниям. Эксперты называют «Росатом» флагманом закупочной деятельности.

«Для нас нет другого пути, как постоянное повышение эффективности, — комментирует директор по закупкам «Росатома» Роман Зимонас. — Мы потратили немало сил на то, чтобы сделать нашу систему закупок открытой и прозрачной для всех поставщиков».

Роман Зимонас охарактеризовал отраслевую систему закупок как улицу с двусторонним движением:

«Каждый участник торгов знает, на что у него есть права, что он обязан делать и что может привести к неприятным последствиям. Сейчас время обсудить, выработать новые принципы сотрудничества и продолжить двустороннее движение с максимальной эффективностью», — сказал он журналистам после открытия форума.

Сила в гаджетах

На электронных торговых площадках осуществляется 99 % закупок «Росатома». Только в этом году проведено порядка 30 тыс. закупочных процедур на сумму 332,8 млрд рублей.

«Если бы не электронные торги, справиться с такими объемами, наверное, было бы невозможно», — говорит Роман Зимонас. Но в прошлом году участились жалобы на технические сбои ЭТП — система электронных торгов требовала доработки. «Росатом» подошел к вопросу радикально — инициировал отбор новых ЭТП. Основными требованиями были повышение надежности торгов и улучшение интерфейса. «Прежде всего нам важно было повысить уровень информационной безопасности и улучшить качество обслуживания поставщиков», — объяснил директор по закупкам «Росатома».

В феврале прошел первый этап отбора, после которого остались три площадки: «Фабрикант.ру», «Росэлторг» и B2B-center. До конца июля они провели все необходимые изменения и подготовились к сотрудничеству с «Росатомом»: доработали интерфейс и функциональность ЭТП, интегрировались с отраслевой автоматизированной системой управления закупочной деятельностью. Особенно скрупулезно рассматривался аспект информационной безопасности, гарантия конфиденциальности. Оператору нужно было предоставить соответствующие лицензии и сертификаты.

После проверки площадки были переведены на опытно-промышленную эксплуатацию. В личном кабинете участника появилась возможность сохранять данные, подтверждать наличие опыта и материально-технических ресурсов на основе ранее поданных предложений — информацию теперь можно просто скопировать в новую заявку. Еще одно нововведение — техподдержка системы переведена в круглосуточный режим работы семь дней в неделю.

«Раньше участники закупок могли обратиться к операторам ЭТП только с 9:00 до 18:00 по московскому времени. Если ты находишься во Владивостоке, то вряд ли сможешь вписаться со своими вопросами в график оператора», — говорит Роман Зимонас.

Благодаря доработке функционала ЭТП «Росатом» интегрировал с ними свою систему учета закупок и создал единую систему электронных торгов.

«Выходя на электронные торговые площадки, вы автоматически включаетесь в работу со всей отраслью. Следующий шаг – перенос новых возможностей со стационарных компьютеров на мобильные гаджеты», — пообещал Роман Зимонас.

Если на ЭТП поступает жалоба и она признается обоснованной, проведение закупок на площадке будет приостановлено на один месяц.

«Если в течение года на площадку поступит более трех обоснованных жалоб, мы оставляем за собой право перераспределить загруженность площадки или прекратить сотрудничество с ней», — разъяснил директор по закупкам.

Создавай и покупай

Система закупок объединяет 378 предприятий, многие из них покупают одинаковую или схожую продукцию. Чтобы оптимизировать такие закупки, в 2013 году «Росатом» запустил проект по категорийному управлению. Продукция сначала распределяется по категориям, затем эксперты разрабатывают стратегию закупки каждой категории для одного или нескольких заказчиков. Этот подход позволил перейти к укрупнению заказов сложного, часто приобретаемого оборудования и материалов, оптимизировать технические требования и заключать долгосрочные договоры.

«Таким образом мы снижаем количество закупочных процедур, оптимизируем расходы на организацию закупок, получаем дополнительную экономию и снижаем риски обжалования», — перечисляет плюсы Роман Зимонас.

Руководитель проектного офиса «Росатома» по методологии и организации материально-технического обеспечения Игорь Седов привел цифры. В 2014 году объем закупок по разным категорийным стратегиям составил 90,9 млрд рублей, план на 2015 год – в 5,7 раз выше, 514,1 млрд. В этом году разработано 1,3 тыс. категорийных стратегий. Пока товаров и услуг закуплено на 60 млрд рублей, достигнута экономия 2,1 млрд рублей.

В отдельных случаях закупка схожей продукции единым лотом для разных дивизионов «Росатома» открывает возможность унифицировать технические характеристики в отраслевых масштабах, что тоже обеспечивает значительную экономию. Следующий этап развития — унификация технических требований и переход на трехлетнее планирование закупок оборудования для строящихся блоков АЭС, а также долгосрочный заказ. Но прежде необходимо закрепить перечень оборудования неизменяемой части проекта атомной станции, а самое главное — определить технические требования к этому оборудованию.

«Такой подход позволит разработать и реализовать стратегии закупок по каждой категории оборудования на длительный период, поддерживать изготовителей, управлять запасами и минимизировать риски срыва сроков строительства», — объясняет Игорь Седов.

Контроль всему голова

Для обеспечения общественного контроля в «Росатоме» действует система арбитражных комитетов и горячая линия. За шесть лет работы к третейским судьям поступило 4522 жалобы на закупочные процедуры, а экономический эффект от решений комитетов оценивается в 673 млн рублей.

«Мы жалобы не скрываем, — заявляет председатель центрального арбитражного комитета Павел Тихомиров. — Для нас это показатель доверия поставщиков».

В этом году в стандарт закупок добавили возможность подачи жалоб не только участниками процедур, но и общественными организациями.

«Мы готовы к общественному мониторингу наших закупок, — спокоен Роман Зимонас. — При объеме более чем 30 тыс. процедур в год это полезно».

Еще один шанс

На форуме особо подчеркивалась важность двух специально созданных для удобства поставщиков механизмов: переторжки (вторичные торги, на которых устанавливаются конечные условия договора между победителем процедуры и заказчиком. — «СР») и дозапроса.

«При всей нашей оптимизации, автоматизации и обучении почему-то поставщики постоянно делают ошибки, причем формального плана, — разводит руками Роман Зимонас. — То забыли приложить один документ к заявке, то отсканировали только одну сторону листа и так далее.Очень обидно, когда хорошее по цене предложение отклоняется из-за невнимательности претендента. Поэтому мы добавили пункт, по которому заказчик обязан сделать один дозапрос документов».

Малый и средний

В этом году компании «Росатома», попадающие под действие постановления правительства РФ об участии малого и среднего бизнеса в закупках госкомпаниями товаров и услуг, заключили сделки с предприятиями МСБ на сумму более 10 млрд рублей — порядка 20 % объема закупок этих организаций. Если говорить о показателях в целом по отрасли, в 2015 году у малого и среднего бизнеса закуплена продукция на 57 млрд рублей.

Для развития взаимодействия «Росатом» сделал несколько шагов навстречу небольшими и средними компаниями: создана система одного окна, куда можно подать предложения по внедрению инновационной продукции, на сайте госкорпорации опубликован перечень продукции для закупки только у МСБ, сокращены и упрощены формы закупочной документации, изменены критерии отбора при проведении закупок.

По словам гендиректора Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства Александра Бравермана, количество небольших фирм в закупках госкомпаний низкое, так как производственного и инновационного бизнеса в России в разы меньше, чем посреднического:

«Его надо выращивать, а то что выросло — поддерживать. В том числе формировать пул квалифицированных и надежных поставщиков из субъектов малого и среднего предпринимательства».

Пример взаимодействия «Росатома» с предприятиями этой категории Александр Браверман считает достойным подражания.

«На сегодняшний день снижение цен при грамотном формировании закупок и изучении рынка дает до 30 % экономии», — отмечает Роман Зимонаса. Но, по его словам, потенциал конкурентных процедур себя не исчерпал. Системе закупок госкорпорации есть куда расти, а во что это выльется — узнаем на «Атомексе-2016».

Начать обсуждение


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях