Алексей Марченко

Управление снабжением: риски и новации

Снабжение производственных площадок необходимыми материалами и комплектующими – дело непростое. Можно ли избежать срыва сроков поставок? На этот и другие вопросы ответил исполняющий обязанности директора по закупкам ОАО "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск" Алексей Марченко.

24 июня 2015

Благодарим редакцию газеты "Знамя труда ЗиО" за предоставление данного материала.

– Алексей Иванович, полтора года назад Вы возглавили Дирекцию по закупкам, службу, в адрес которой постоянно звучат нарекания. С чего начинали, как выстраивали работу?

– Основная задача Дирекции по закупкам – обеспечивать производство материалами в установленные сроки. Не всегда она у нас выполняется, хотя все сотрудники прекрасно понимают, что любая задержка по срокам проведения процедуры закупки влияет на производственный цикл и может привести к невыполнению контрактных обязательств. Вначале работы я проанализировал ситуацию, отметил, что в нашей службе большая текучесть кадров, не хватает компетентных специалистов. И мы начали формировать команду, изменили структуру Дирекции. Приведу пример. Если  в семье, ожидая прихода гостей, все увлекутся уборкой квартиры, то некому будет приготовить угощение. В результате гости останутся недовольны. Очень важно правильно распределить обязанности: кому идти в магазин, кто будет готовить, а кто мыть полы. Так и в нашем деле. Мы разделили сотрудников отделов по группам. Теперь эти группы работают по определенным направлением: одна занимается приобретением металлических листов, другая закупает трубы, третья – сварочные материалы. В каждой группе есть свой руководитель (лидер). Его задача – работать только на опережение, то есть на закупки. Это значит, что именно с него спросят, почему несвоевременно начата конкурсная процедура или собраны технико-коммерческие предложения.

Сейчас отделы возглавляют квалифицированные руководители, которые справляются со своими основными обязанностями. Хотелось бы выделить начальника отдела металлов, труб, поковок и литья Евгения Лескова. Он работает меньше года, но достаточно продуктивно. Внес и продолжает вносить существенные изменения по реорганизации подразделения.

– Назовите основные причины срыва сроков поставок.

– Я бы отметил четыре причины. Первая – отсутствие опыта работы у вновь принятых сотрудников и, как следствие, вторая причина – несвоевременная подготовка конкурсных процедур. Третья – невыполнение контрактных обязательств со стороны поставщиков. Четвёртая – несвоевременные платежи поставщикам. С первой и второй, мне кажется, мы все вместе в основном справились.

Стоить отметить, что на заводе существенно изменился портфель заказов, пополнилась номенклатура изделий по госзаказу. Соответственно, возникла необходимость приобретения новых материалов, причем специфических, с которыми раньше мы не работали. Например, броневой алюминий, листы специальной марки стали для использования при очень низких температурах, специальные титанистые поковки, которые выпускает ограниченное количество предприятий. В связи с этим готовить предложения для конкурса стало сложнее. На данный момент у нас есть серьезное отклонение по госзаказу, касающееся поставки отливок и поковок. Надо сказать, мы вовремя приступили к поиску поставщика, но первые два конкурса не состоялись. На третий вышла только одна компания, которая в результате длительных переговоров отказалась заключать договор. Сейчас заключен договор с компанией «Металлоресурс». Это стабильный поставщик, однако, и для него данные комплектующие стали новым делом, первая партия оказалась бракованной. В следующей опытной партии опять не достигли нужного результата. На данный момент выпущена новая партия заготовок, которая должна поступить на завод на этой неделе.

– Какие нововведения считаете удачными?

– Мы своевременно создали группу по оформлению отчетов о несоответствии (ООН), которая централизованно занимается данным вопросом. Часто случается, что при поступлении материалов на завод наши специалисты обнаруживают какие-то несоответствия, касающиеся маркировки, наличия отклонений в сертификатах качества. На любое отклонение от стандартов приходится составлять ООН. Теперь эта функция возложена на отдельный коллектив, что позволяет нам контролировать ситуацию. Также организована группа из 6 человек, которая заводит в систему учета деятельности предприятия все заводские договоры. Таким образом, завод сэкономил значительные средства на приобретение лицензий САП.

В числе позитивных изменений хочу отметить переход на закупки без монтажных норм. Раньше материалы приобретались по простой схеме – у известных поставщиков с так называемой монтажной нормой. Например, надо 100 килограммов проволоки, а поставщик реализует минимальную партию от пяти тонн, потому что меньше продавать ему не выгодно. У нас же появляются заказы на уникальные материалы, которых нужно всего 5-10 кг. Мы пошли более сложным путем – ищем поставщиков, которые могут продать нужное нам количество материала. Считаю это правильным решением. Также мы активно занимаемся вопросами по вовлечению в производство собственных складских запасов, которые изначально не заказывали конструкторы. Да, это приводит к увеличению оформления ООН и времени для выдачи материалов, тем не менее, позволяет нам обходиться без закупок требуемых материалов и параллельно сокращать свободные остатки.

Кроме того, внедряем на предприятии систему штрихкодирования материалов.  Со временем она распространится на всё складское хозяйство. Уверен, комплектующие будет проще находить и быстрее выдавать.

– Алексей Иванович, Вы завершаете свою трудовую деятельность на предприятии, что пожелаете коллегам?

– Желаю всем службам работать единой командой, что сегодня не всегда получается. Конструкторы, технологи, закупщики и производственники должны принимать решения сообща. И тогда, я надеюсь, ситуация с поставками будет только улучшаться.

Ирина ТОРОХОВА

Начать обсуждение


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях