"Энергетик Петербурга" 0 комментариев

Прозрачные закупки в Ленэнерго

Почему закупки должны быть прозрачными, кого ждут тройные предложения и когда деньги не решают все – в интервью директора по логистике и материально-техническому обеспечению ОАО «Ленэнерго» Дмитрия Логинова.

– В начале 2012 года мы рассказывали читателям газеты «Энергетик Петербурга» о действии нового Федерального закона о закупках 223-ФЗ. Прошло уже больше года. Как Вы оцениваете работу по новому закону?

– При любых изменениях всегда волнений много, но мы понимаем, что обычно ожидания всегда выше конечных итогов. По данному закону самое главное условие государства – закупочная деятельность компании должна быть максимально открытой. Всевозможные закрытые формы конкурсов уходят в прошлое. А как на нас отразилось? Всю информацию о проводимых закупках стали публиковать еще на одном интернет-ресурсе – сайте госзакупок. То есть на данный момент мы размещаем информацию о нашей закупочной деятельности на трех сайтах: на сайте Общества, на сайте госзакупок и на сайте электронной торговой площадки, в связи с тем, что 95% всех закупок должны проводиться в электронной форме. В дополнение ко всему теперь существует необходимость публикации плана закупок (ГКПЗ) на следующий год на сайте госзакупок в срок до 31 декабря предыдущего года. Тем самым становится доступной информация о торгах, планируемых к проведению в течение всего будущего года, ознакомиться с планом закупок Общества может любой желающий. Все тендеры должны проводиться открыто и иметь регламентные сроки, порядок рассмотрения и оценки заявок и так далее, установленные действующим Положением о закупках. Вот и все. Это главная задача.

– Не так давно на сайте ОАО «Ленэнерго» публиковали новое положение о закупках. Что изменилось?

– В отношении закупочных процедур, стоимость которых превышает 500 тысяч рублей, кардинальных изменений оно не содержит, за исключением детализации порядка их проведения. Основное же изменение, содержащееся в новом Положении, обращено на упорядочивание отбора организаций, стоимость заключенного договора с которыми не превышает 500 тысяч рублей, так называемые ранее «нерегламентные закупки». В новом Положении описан порядок заключения таких договоров, который немногим отличается от остальных способов закупок. Также такие закупки до 500 тысяч рублей нуждаются в отчетном отражении. Если раньше филиал или подразделение Исполнительного аппарата могли заключать договоры с любой организацией на свое усмотрение, то теперь необходимо точно так же собрать оферты или предложения от трех организаций. То есть инициатор пишет техническое задание, отправляет в адрес не менее трех претендентов, потом получает предложения от трех участников и выбирает из них наилучшее. Раньше можно было за 500 тысяч заказать услугу, работу у любой организации без каких-либо дополнительно производимых закупочных процедур, теперь же без проведения процедур под названиями «мелкая закупка» и «простая закупка» нельзя заключить договор даже на рубль.

– Другими словами, абсолютный тренд на открытость…

– Да, еще одно подтверждение, мы об этом и говорим. Главное, чтобы не было возможности принятия кулуарного, непрозрачного решения.

– Уже в июле вся компания планирует закупки на 2014 год. Но тем не менее внеплановые закупки в течение года все же возникают и довольно в большом количестве…

– Да, большая проблема на сегодняшний момент – это планирование. Годовой план закупок на 2014 год мы должны полностью подготовить до ноября, вынести его сначала на рассмотрение центрального закупочного органа (ЦЗО) ОАО «Ленэнерго», затем на одобрение центральной закупочной комиссии (ЦЗК) ОАО «Россети» и после этого на утверждение Советом директоров компании. До 31 декабря 2013 года план закупок на 2014 год будет размещен на нашем сайте, сайте госзакупок, и годовая программа закупок станет доступна всем. Да, бывает, что при формировании ГКПЗ подразделения компании не могут отразить все свои нужды, поэтому возникают внеплановые закупки, проведение которых потом должно согласовываться ЦЗО по мере возникновения потребности, корректировки вносятся в плановую ГКПЗ. Этот показатель у нас тоже отслеживается. Плюс, при планировании не всегда правильно отражаются сроки исполнения, то есть инициаторы периодически указывают желаемый срок, но сами в эти сроки не могут подготовить ни документы, ни процедуру, после чего происходит постоянный перенос срока, это также согласовывается ЦЗО. Вот и получается, что к концу года в определенный период могут накопиться массы непроверенных закупок.

– Это будет как-то пресекаться?

– Решение об изменениях параметров закупки принимает ЦЗО. Причина изменения сроков должна быть обоснована. Если причина не уважительная, то на сотрудника, по чьей вине это произошло, будет наложено взыскание.

– В компании ввели новую автоматическую систему управления закупками (АСУЗ). Как это упростит процесс?

– В нашем блоке программа АСУЗ работает с нового года. Затем мы стали распространять ее по филиалам и в Исполнительном аппарате. Пока АСУЗ функционирует не везде и не в полном объеме. Но в перспективе – вся компания будет работать в этой программе.

Мы организовали обучение сотрудников. Опять-таки основная задача данной системы – сделать закупки более «прозрачными», чтобы инициаторы могли наблюдать, в каком состоянии находится их закупка. Кроме того, мы планируем полностью уйти от бумажных носителей. Закупка проходит все согласования в электронном виде через программу, все документы сканируются и подгружаются в систему. Закупочная документация в бумажном виде по сути избыточна, так как на всех сайтах, где мы размещаем информацию о закупке, документация, подписанная электронной цифровой подписью, публикуется в электронном виде, то есть в форме электронного документа. Документы, которые подают участники, также загружаются в электронном виде в форме электронного документа.

– Какие возможности системы используете Вы?

– Я каждое утро смотрю сводку. Отсутствие просроченных закупок– идеальная ситуация. К сожалению, картинка не всегда безупречна. Кстати, еще одно важное преимущество АСУЗ в том, что систему нельзя обмануть. Всегда можно увидеть, кто виноват в том, что сроки нарушены, кто ответственный. Не вовремя сдал заключение инициатор или сдал, но заключение некорректное, или мы не можем подвести итоги из-за необходимости произвести дозапрос документов у участников, на что требуется время.

– А сколько закупок сейчас в среднем проводится в год?

– Больше 1100 закупок уже проведено в первом полугодии этого года. Что в значительной мере превышает количество проведенных закупок в 2012 году. Если совсем усредненно, то порядка 150 в месяц.

– Требования к участникам конкурса стали жестче?

– Ну что такое жесткий контроль за подрядчиками? Контроль за подрядчиками – это контроль за исполнением взятых на себя обязательств по заключенному договору. Если будущий подрядчик не может подготовить достойную конкурсную заявку, то в последующем в большинстве случаев он также будет выполнять работы, оказывать услуги, осуществлять поставку. Отношение к подготовке своего конкурсного предложения олицетворяет саму компанию-участника конкурса, дает возможность заказчику оценить ее ресурсы, опыт, стабильность на бумаге. Никаких завышенных или необоснованных требований к участникам мы не устанавливаем в целях достижения большей конкуренции и последующей экономии средств компании.

– Ценовой критерий в оценке играет решающую роль?

– Не всегда это так. Это государство пыталось сделать ценовую категорию преимущественным критерием отбора. Но получается так, что люди выигрывают с малой ценой, но качество выполненных работ оставляет желать лучшего. Вот это вот та беда, которая существует с госзакупками на данный момент, потому как у них основной критерий – это цена, заявленная в ходе аукциона. Мы же все-таки можем основываться и на других показателях тоже: качество, опыт, состоятельность, отсутствие задолженностей. Основное отличие 223-ФЗ, по которому работаем мы, от 94 закона в том, что у нас есть возможность оценить имеющийся опыт участников, а также ресурсы, стабильность, финансовую устойчивость, репутацию компании, что немаловажно, ну и конечно, при равных неценовых критериях решающую роль сыграет наименьшая цена.

5S: Практическое руководство по внедрению
5S: Практическое руководство по внедрению 15 чек-листов различного уровня сложности, примеры, фото и многое другое.
0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”