Прорыв года: Служба снабжения НЛМК рассчитывает на «профессиональный Оскар»

Об этом никому не рассказывали – боялись сглазить. О том, что служба снабжения Группы НЛМК претендует на премию World Procurement Awards 2016, знали только те сотрудники, которые готовили документы для этого самого престижного в мире конкурса среди тех, кто занимается закупками. 

08 декабря 2016

Благодарим редакцию журнала "Компания НЛМК" за предоставление данного материала.  

Для участия в двух номинациях, «Трансформация закупочной функции» и «Кросс-функциональное взаимодействие», еще прошлой зимой в службе начали собирать отзывы о своей работе у коллег, с которыми вместе внедряли изменения на протяжении последних нескольких лет, – вице-президентов и директоров производств внутри Группы. И усилия оказались не напрасными: уже весной стало известно, что Группа НЛМК вошла в число финалистов по одной из 17 номинаций – «Трансформация года».

Затем была церемония в Лондоне, на которой должно было решиться, кому достанется самая главная в мире профессиональная награда. Престиж у нее примерно такой же, как у легендарного «Оскара» в индустрии кино. В этом году на нее претендовали более 700 участников из 31 страны мира. Новолипецкие снабженцы уверенно вошли в шорт-лист из 12 компаний, среди которых были такие известнейшие бренды, как BHP Billiton, Ernst&Young, Husqvarna Group и Rolls-Royce. Интрига сохранялась до последнего, но, увы, главный приз достался австралийцам. Но надежду ухватить этот «Оскар для закупщиков» в Группе НЛМК не оставляют, считают, что все впереди.

•	Церемония награждения World Procurement Awards 2016

Церемония награждения World Procurement Awards 2016

Что же позволило службе снабжения сделать такой качественный скачок, отмеченный не только внутри группы, но даже и на международном уровне?

«Выстраивать правильную схему закупок – это своего рода путешествие, – рассказывает Бриджеш Кумар Гарг, вице-президент по снабжению Группы НЛМК. – Мы начали его еще в 2013 году, но до пункта назначения нам еще далеко. Важно, что на этом пути мы не одни: взглянуть на процессы и ресурсы под нужным углом нам помогают специалисты из мировых консалтинговых агентств».

Бриджеш Кумар Гарг, вице-президент по снабжению Группы НЛМК

Бриджеш Кумар Гарг, вице-президент по снабжению Группы НЛМК

Пер Кристиан Хонг (Per Kristian Hong) из A.T.Kearney как раз готов поделиться своими наблюдениями. Еще четыре года назад диагностика службы закупок не утешала: координация между службами нулевая, утвержденных стратегий закупки нет, в автоматизации процессов значительные пробелы, база поставщиков раздута. Есть что исправить и есть куда расти. Здесь решили: чтобы дальше не работать как бог на душу положит, все ключевые процессы – от закупки до платежа – нужно оптимизировать и довести до автоматизма. Это повысит качество услуг. Были определены и другие направления трансформации службы: снижение затрат, четкая функциональная специализация персонала, налаживание связи между техническими службами предприятий Группы. «Мы сделали первый шаг, – комментирует Пер Хонг. – Исправили те ошибки, которые были. Теперь, когда внутри компании все работает как надо, можно выходить и на более высокий, внешний уровень. Уровень взаимоотношений с партнерами». Для этого в московском офисе на Большой Ордынке собрали первую в истории компании международную конференцию поставщиков. На нее пригласили более семидесяти человек из разных стран мира, все – из компаний, с которыми давно сотрудничает Группа НЛМК.

«Отношения – вот что должна выстраивать со своими партнерами лучшая компания в мире, – Бриджеш Гарг, кажется, готов чуть ли не каждого в этом зале записать если уж не в родственники, то в друзья. – Мы должны создать, выстроить некие семейные отношения. По-английски это называется relationship. Так мы сможем достичь нашей цели – стать лучшими».

 «Мы пытаемся создать форум, в котором мы могли бы посмотреть на себя со стороны. Ведь одно дело, как мы себя видим, другое дело, как видят нас наши партнеры, – добавляет Анатолий Хебнев, заместитель вице-президента по снабжению. – Здесь очень важно, конечно, соблюсти принципы открытости, прозрачности, демократичности».

Эти принципы лягут в основу дальнейших отношений с поставщиками. В идеале должна получиться не столько «купля-продажа», сколько новая система интегрированных, очень тесных взаимоотношений, которые, как и любые отношения, потребуют совместных усилий. Просто ждать заказов с уверенностью в том, что НЛМК – надежный и привлекательный партнер, – не та стратегия, которая пойдет на пользу обеим сторонам. Помимо улучшения качества поставок и услуг, продавцам предлагают сфокусироваться еще и на других направлениях совместной работы: совместном развитии продукта, интегрированном цикле планирования, создании добавочной стоимости. Не забыли и о постоянном обмене информацией.

«Мы разработали последовательную программу действий, направленную на развитие взаимоотношений с поставщиками, от качественного отбора тех, кто отвечает требованиям Группы НЛМК, до обеспечения непрерывного совершенствования нашей совместной работы с поставщиками, и теперь сможем обмениваться информацией максимально быстро и точно, – рассказывает Светлана Лапкина, директор центра компетенций службы снабжения. – Обо всех закупках в Группе наш поставщик сможет узнавать в режиме онлайн, если он, конечно, будет квалифицирован». Речь идет еще об одном новшестве – процедуре оценки работы поставщиков по пяти критериям – от своевременности и точности поставок до разработки совместных инициатив. Тот, кто получит пять баллов по этой схеме, станет считаться лучшим поставщиком. Из таких отличников в итоге и должна сложиться база стратегических партнеров Группы НЛМК: список продавцов, дружить с которыми и приятно, и выгодно. Закончить эту процедуру в службе снабжения планируют к концу года.

Такая революционная схема совместной работы отлично ложится в русло нового стратегического плана развития компании, ведь она включает в себя, кроме всего прочего, еще и более продуктивные отношения с партнерами. С потребителем – на финальной стадии, когда конечный продукт уже готов к продаже. И в самом начале – с поставщиком, когда Группа НЛМК, наоборот, сама выступает в роли
покупателя.

«Что я думаю по поводу НЛМК и relationship? Думаю, это возможно! – улыбается Эрик Зобец (Erik Zobec) из Seven Refractories. – НЛМК – один из наших партнеров. И у нас есть несколько идей, которые мы хотели бы тоже предложить, и мы уверены, что это даст позитивный эффект для развития
наших отношений».

Собрать все идеи поставщиков новолипецкие снабженцы рассчитывают к концу осени этого года. В  приоритете инициативы, которые касаются снижения затрат и улучшения взаимодействия. А в начале 2017 года поставщиков намерены пригласить на встречу с внутренними заказчиками и техническими экспертами Группы для коллегиального мозгового штурма.

 «Мы для себя определили, что снабжение – это наша ключевая компетенция и передача ее кому-то на сторону или тем более исключение приведет, конечно, к серьезным потерям, – объясняет Анатолий Хебнев. – Мы, наоборот, достаточно много вкладываемся: у нас большая программа развития снабжения, много проектов. Мы постоянно ищем какие-то новые возможности».

Тем временем Бриджеш Гарг демонстрирует собравшимся заключительный слайд своей презентации. Над схемами и графиками взлетает ракета. Переводчики стараются, чтобы гости не упустили ничего из речи вице-президента, но тут все понятно и без слов: служба снабжения Группы НЛМК готова выйти на новую высоту.

Вероника Баскакова

Начать обсуждение


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях