http://www.power-m.ru 0 комментариев

Оптимизация закупок даст конкурентные преимущества

В «Силовых машинах» развёрнут проект ПАРУС – «Программа адаптации расходов к новым экономическим условиям». Одним из важнейших направлений проекта стала оптимизация закупочной деятельности компании. В чём её особенности? Об этом рассказывает руководитель направления директор по закупкам «Силовых машин» Юрий КОЛЕСНИКОВ.

– Юрий Викторович, почему одним из первых направлений в ПАРУСе стали именно закупки? 

– Ответ прост: в нашей структуре затрат закупки составляют около 70%. Соответственно, если мы плохо или неэффективно контролируем эту часть затрат, то у компании будут серьёзные проблемы. А если будем делать это эффективно, то появится конкурентное преимущество. Закупкам в компаниях типа «Силовых машин», как и вообще в машиностроительных, всегда уделяется большое внимание. 

– На какой ступени сейчас развитие этого направления? 

– Мы пригласили компанию «МакКинзи» для того, чтобы помочь организовать как сам процесс поиска возможностей для оптимизации закупок, так и процесс реализации этих идей. Программа ПАРУС по направлению закупок разделена на две составляющие. 

Первая – это углублённая диагностика, где консультанты «МакКинзи» вместе с нашими экспертами, или, как мы их называем, навигаторами, анализируют все сегменты закупок, чтобы определить, где есть возможности для улучшения и где их можно реализовать, за какое время, в каком объёме и так далее. Поскольку одновременно всем заниматься невозможно, нужно определить приоритеты. Сейчас эта фаза диагностики завершена. 

Вторая составляющая – реализация проекта, в которую включены две так называемые волны. В первую волну вошли три группы: «литьё», «чёрные металлы» и «трубопроводы, арматура по линии комплектации». В каждой группе участвуют два консультанта «МакКинзи» и два навигатора от «Силовых машин». Первая волна завершится к концу июля, затем во второй волне будут запущены ещё три другие группы (которые определятся позже); этот этап завершится к концу октября. И дальше нам нужно будет перейти на самообучение, то есть те навигаторы «Силовых машин», которые сейчас работают с консультантами «МакКинзи», должны суметь обучить уже следующих экспертов компании. Таким образом, зона охвата проектов будет расширяться. Одновременно мы решаем задачу создания кадрового резерва. Навигаторы, обученные в проектах, постепенно становятся полноценным кадровым резервом «Силовых машин». 

По каждому проекту в каждой волне будет детально выявлен потенциал оптимизации закупочной деятельности и проработан до конкретики. Конечно, за три месяца мы не всё сможем сделать, в частности из-за специфики производства, но мы получим чёткий список действий. А далее проектный офис вместе с руководящей группой будет помогать эти действия осуществлять. Наш проект не делится на филиалы и головной офис. В навигаторы взяты люди со всех филиалов. 

– Вы имеете в виду только закупки или проект охватит и другие функционалы компании? 

– Разумеется, проект не будет концентрироваться только на закупочном, коммерческом аспекте. Например, по группе «чёрные металлы» мы должны вести интенсивные переговоры об оптимальной цене. Это понятно, но есть и некоммерческие рычаги. Рычаги – это группа идей по конкретному направлению. Мы можем купить металл по оптимальной цене, а затем неэффективно его использовать: применить не самый эффективный раскрой, металл может пролежать слишком долго на складе и так далее. Мы делаем акцент не только на собственно закупочные, но и на кроссфункциональные рычаги, то есть закупщик в паре с конструктором или технологом может достичь очень серьёзных результатов, которых не добьётся каждый из них поодиночке. А при взаимодействии у них рождаются мощные идеи. Это мы заметили уже на стадии диагностики во время кроссфункциональных совещаний. Когда мы формировали первые идеи, выстраивали гипотезы о том, как можно сократить затраты, уже слышали идеи с очень высоким потенциалом реализации. Стало понятно (в чём я и не сомневался), что в компании работают очень квалифицированные специалисты, но мы пока не научились грамотно использовать их потенциал. Чему и должен помочь этот проект. 

Рычаги для оптимизации закупок

– Вы упомянули такой приём, как интенсивные переговоры об оптимальной цене. Какие ещё рычаги будут применяться для оптимизации закупок? 

– Все рычаги взаимосвязаны. Пересмотр цен и проведение настойчивых переговоров одновременно связано с прогнозом объёмов производства нашей компании. Это важно для поставщика, он должен понимать, насколько ему нужно загрузить своё производство. С другой стороны, здесь же применяется стратегический рычаг – конкуренция. Если поставщик видит, что он не один на рынке, то вести переговоры нам становится легче. Если говорить о чёрных металлах, то можно попытаться оптимизировать логистику. Затем, когда металл попадает на склад, возникает вопрос: а сколько оптимально нам надо иметь материала, чтобы балансировать между риском дефицита металла для производства и его избытком на складе? Далее – насколько оптимально используется металл по всей технологической цепочке.

Что касается литья и группы комплектации, то рычаги примерно те же, разница в том, что в каждом сегменте закупок одно направление работает, другое – нет, или работает лучше или хуже. Приведу пример по группе «литьё». Сейчас работает группа идей по проведению интенсивных переговоров, поскольку ситуация на рынке такова, что цены снижаются. Но для литейщиков особенно важно понимать прогноз нашей потребности. И ещё один важный момент: насколько мы сможем сгруппировать наши заказы, чтобы на одной модельной оснастке изготовлять несколько комплектов подряд. Можно работать над оптимальным выбором марок материалов и их унификацией, ведь всё это влияет на себестоимость. 

– Юрий Викторович, у вас есть опыт участия в подобных проектах?

– Да, и среди наших коллег есть те, кто участвовал в успешной реализации таких проектов на «Северстали», «Форде», «Русале». Я участвовал в похожем проекте, когда работал в компании «Катерпиллар». Все небольшие трудности и шероховатости, которые мы встречаем на начальном этапе проекта, нам известны, и они нас не удивляют и не пугают. Я верю в успех проекта ПАРУС и думаю, что размер успеха, если так можно сказать, всех приятно удивит. Мы имеем всё необходимое для этого. Во-первых, руководство и акционеры компании чётко понимают цель. Во-вторых, у руководства компании достаточно воли, чтобы эту цель достичь. В-третьих, мы используем правильную и проверенную методологию, в чём нам помогает «МакКинзи».

5S: Практическое руководство по внедрению
5S: Практическое руководство по внедрению 15 чек-листов различного уровня сложности, примеры, фото и многое другое.
0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”