В ТНК-ВР разработана методика расчета ценового коридора, позволяющая определять оптимальные цены на услуги поставщиков и подрядчиков. Автор методики – Дмитрий Палютин, старший менеджер департамента процессов и систем, УСС БН «РиД».
С 2010 г. в ТНК-ВР идет процесс стандартизации договоров на услуги. С ростом числа применяемых при контрактовании стандартных договоров увеличивается количество видов услуг со сравнимыми ценами. Возникла необходимость в корректном сравнении цен подрядчиков, сопоставлении уровня цен между дочерними обществами, а также в определении приемлемого уровня цен на конкретный вид услуг. В марте 2012 г. началась разработка соответствующей методики, а в июне руководитель рабочей группы по совершенствованию нормативной базы контрактования, вице-президент по управлению системой снабжения Ольга Малышкина утвердила документ «Методические рекомендации по расчету долей рынка и ценовых коридоров».
Методика представляет собой инструмент управления эффективностью в области контрактования. Применение данного инструмента позволит нам:
Методика расчета ценовых коридоров – это инструмент бизнес-аналитики для принятия управленческих решений, основными задачами которого являются контроль и мониторинг уровня цен на услуги.
Область применения методики – это стандартные договоры на услуги со стандартной технической спецификацией и фиксированной ценой за единицу ставки (например, «капитальный ремонт скважин» – «бригадо-час», стоимость часа работы бригады в рублях), включая стандартные договоры на услуги с прейскурантом (например, «гидроразрыв пласта» – композитный состав стоимости услуги).
Обычно применение методики расчета ценовых коридоров состоит из трех элементов:
Для корректного построения ценовых коридоров важно определить тип рынка – федеральный или региональный. Для федерального типа рынка необходимо сравнить стандартные цены контрагентов и рассчитать средневзвешенную цену по Компании в целом. Для регионального типа рынка необходимо рассчитать и сравнить средневзвешенные цены для каждого из базовых рыночных сегментов, составляющих рынок, и средневзвешенную расценку по Компании в целом. При расчете средней взвешенной цены в качестве веса следует использовать такой показатель, как объем работ.
Стандартные цены для целей сравнения должны иметь однородное наполнение. Для договоров на услуги с прейскурантом необходимо разработать единый композитный состав стандартной цены по каждому виду услуг.
Верхняя и нижняя границы ценового коридора, рассчитываемые в процентах от средней взвешенной цены услуги, определяются экспертным путем и фиксируются в стратегии контрактования. Вместо экспертной оценки границы ценового коридора можно определить автоматически при помощи шаблона, приложенного к методике.
После сбора всей необходимой информации графики будут построены автоматически. Для построения одного графика в шаблоне, приложенном к методике, нужно заполнить только три колонки: «подрядчики», «расценки» и «объем работ» и еще две колонки: «верхняя граница» и «нижняя граница», если границы ценового коридора определены экспертным путем.
При изучении графиков особое внимание следует уделить анализу причин выхода цен за границы ценового коридора, а также любым другим несоответствиям между уровнем цен и объемом работ.
Затруднения в использовании методики возникают при построении ценовых коридоров для стандартных договоров на услуги с прейскурантом, когда конечная стоимость услуги определяется комбинацией отдельных цен из прейскуранта. Для таких видов услуг перед применением методики нужно разработать композитную цену. Что это такое? Композитная цена– это наиболее часто встречающаяся комбинация отдельных расценок из прейскуранта. Например, для расчета композитной цены услуг по «гидроразрыву пласта (ГРП)» необходимо сначала определить параметры усредненной операции ГРП в масштабе всей Компании, затем рассчитать стоимость этой операции для каждого подрядчика по ценам действующих договоров. Усредненная операция ГРП в данном случае является композитной ценой.
Дальнейшее развитие будет происходить в двух направлениях: автоматизация процесса построения графиков ценовых коридоров и совершенствование методики. Автоматизация планируется в рамках проекта Crystal при помощи специального отчета автоматизированного построения ценовых коридоров. Дальнейшее совершенствование методики планируется на основе обратной связи от сотрудников УСС, которые используют ценовые коридоры в закупочной деятельности. С увеличением числа стандартных договоров будет увеличиваться область применения инструмента ценовых коридоров.
Ольга Малышкина, вице-президент по управлению системой снабжения:
- В дополнение к уже привычному инструменту «доли рынков», который действует три года, мы ввели новый инструмент – «ценовые коридоры». Работает он следующим образом: в каком-либо секторе услуг строится график средневзвешенных цен и физических объемов заказов. На графике выделяются верхняя и нижняя границы ценового коридора в процентах от средневзвешенной цены. Особое внимание уделяется экстремумам, то есть ценам, находящимся за границами ценового коридора, а также любым другим отклонениям.
Что такое ценовой коридор - в самом общем смысле ценовой коридор можно определить как диапазон цен в границах между минимальным и максимальным значениями. Понятие ценового коридора широко применяется в экономике. Вот некоторые примеры:
ВТНК-ВР ценовой коридор – это диапазон приемлемых цен, который определяется экспертным путем и устанавливается в процентах от средневзвешенной цены, сформировавшейся на исследуемом рынке.