Директор Департамента организации тендерных процедур "Башнефти" Александр Казанский рассказал, в каком направлении развивается закупочная деятельность в компании.
– Какие изменения, происходящие сегодня в закупочной деятельности, наиболее важны?
– Значение вопросов контрактования и организации закупочной деятельности в крупных компаниях возрастает. Это инструмент снижения затрат и издержек, а значит, показатель эффективности работы компании в целом.
При организации закупочной деятельности нами активно используются механизмы электронных торгов. Более 20% от общей суммы закупок проводятся на независимой электронной торговой площадке www.b2b-bashneft.ru, разработанной на базе «B2В-center», а также на собственной электронной торговой площадке, размещенной на официальном сайте закупок «Башнефти» www.zakupki.bashneft.ru.
Если говорить о статистических показателях, то «Башнефть» имеет на «B2В-center» наивысший показатель среднего количества участников – по нашим заявкам регистрируется в среднем 6-7 поставщиков.
Для повышения эффективности закупочной деятельности в компании разработана нормативная документация по управлению закупками стратегических категорий. Это обеспечивает прозрачность затрат на основе анализа рынка, динамики цен, качества исполнения договоров, складских запасов, повышает открытость и качество закупочной деятельности, в том числе за счет обязательного проведения предварительных квалификационных отборов участников.
– Можно ли сказать, что «Башнефть» раньше других стала использовать электронные площадки?
– Если говорить про нефтяную отрасль, то да. «Башнефть» – это одна из первых публичных компаний в нефтяной сфере, которая стала активно использовать механизм электронных торгов на базе независимой электронной торговой площадки «В2В-Center».
– Вы сказали, что значительная доля закупок размещается на электронной торговой площадке. А как информируются потенциальные участники по остальным закупкам?
– Информация обо всех закупках размещается на сайте закупок ОАО АНК «Башнефть» www.zakupki.bashneft.ru, который по сути является доской объявлений и также обеспечивает прозрачность и открытость проведения закупочных процедур.
– По какому принципу определяется способ проведения закупок?
– Подход в выборе способа закупочной процедуры, будь то электронные торги или традиционный тендер, – это вопрос эффективности. Преимущество электронных торгов – это гарантированное присутствие широкого круга участников по отдельным видам закупок и снижение влияния человеческого фактора.
Перед тем как принять решение, какой способ проведения закупки выбрать, мы анализируем рынок поставщиков и выбираем тот способ, который позволяет привлечь максимальное количество участников и получить качественный результат.
– Планируется ли в дальнейшем развитие электронной коммерции?
– Помимо работы на независимой электронной торговой площадке «В2В-Center», нами разработана и сейчас модернизируется собственная электронная торговая площадка с целью перевода всех закупок стоимостью до 1 млн рублей в электронный вид, а также осуществления продаж невостребованного и неликвидного имущества «Башнефти». Преимущество собственной электронной площадки – это бесплатное участие в процедурах, простая процедура регистрации, возможность участия физических лиц.
– Как заинтересовать «Башнефть» своим предложением?
– Мы с интересом относимся к любым предложениям и тщательно их анализируем. Например, в ближайшее время в компании начнется процедура предквалификации. На сайте компании будет размещено объявление о начале таких процедур. Таким образом любой потенциальный участник может предоставить исчерпывающую информацию о себе и услугах или продукции, которую выпускает. После успешного прохождения предквалификации можно принимать участие в тендерах на протяжении трех лет. При этом, если участник не проходит процедуру, у него остается возможность пересмотреть свою заявку, уточнить, в чем состоят требования организаторов предквалификации. Предквалификация – это очередной шаг к открытости, основанный не только на регламентах и правилах, но и на диалоге.