Силовые машины: Как сэкономить на закупках

В компании «Силовые машины» завершился второй этап одного из направлений проекта ПАРУС – оптимизация закупочной деятельности. О результатах реализации программы рассказывает директор по закупкам «Силовых машин» Юрий КОЛЕСНИКОВ.

11 декабря 2010

Корпоративная газета «Силовые машины», 2009г. http://www.power-m.ru

Наталья СОЛОВЬЁВА

 

В компании «Силовые машины» завершился второй этап одного из направлений проекта ПАРУС – оптимизация закупочной деятельности. О результатах реализации программы рассказывает директор по закупкам «Силовых машин» Юрий КОЛЕСНИКОВ.

 

– Юрий Викторович, какие были поставлены цели перед рабочей группой? 

– По итогам первого этапа проекта планировалось достичь снижения затрат на сумму $30 млн. Этот этап завершился в июле, и с задачами мы справились. На втором этапе, который закончился недавно, экономический эффект от предложенных мероприятий должен был составить $20 млн, и фактически мы эту цифру даже превысили. Таким образом, с момента начала проекта мы разработали предложения, позволяющие снизить затраты на $54 млн, и которые одобрило руководство компании. Часть из них уже внедрена, и реальный эффект из названной мной общей суммы составил $24 млн.

 

– Назовите, пожалуйста, области, в которых идёт снижение издержек. 

– Мы выделили шесть сегментов, по три в каждом этапе проекта. На первом этапе это были «литьё», «металлы» и «трубопроводы и арматура». На втором – «поковки», «газовые турбины» и «теплообменное оборудование». По каждому из сегментов проводился развёрнутый анализ и поиск возможностей снижения затрат. Он шёл по двум направлениям. Первое – коммерческое, то есть сокращение затрат за счёт снижения цен закупок, улучшения условий оплаты, привлечения дополнительных поставщиков, усиления конкуренции и т.д. Второе направление – техническое, то есть анализ того, где применяются те или иные материалы и каким образом можно снизить издержки. Это направление прорабатывалось совместно с технологами и конструкторами. 

Коммерческие предложения таковы: расширить круг поставщиков, проводить более качественно тендеры и тщательно к ним готовиться, собирать больше информации по рынкам поставщиков. Для того чтобы аргументированно предлагать поставщику свою цену, мы должны понимать, из чего складывается себестоимость того или иного материала. По большому счёту, все эти действия входят в ежедневную работу закупщиков, но благодаря проекту ПАРУС мы как бы сами себе придали ускорение. 

В коммерческом направлении помимо работы по перечисленным шести сегментам мы провели масштабную деятельность по пересмотру нескольких сотен текущих контрактов с поставщиками, чтобы попытаться в процессе переговоров снизить цену. В большинстве случаев нам это удалось, притом делать это надо было таким образом, чтобы не потерять наших партнёров.

 

– А что вы предпринимали в техническом направлении? 

– Приведу несколько примеров. Мы предложили заменить марку стали на заготовках направляющих лопаток. Исторически в конструкции была заложена марка 20Х13Ш, которая соответствует зарубежной X20Cr13. Заготовки из стали марки 20Х13Ш мы получали от украинского производителя, который сейчас испытывает трудности с управлением эффективностью производства, несёт много накладных расходов, которые отражаются на нашей закупочной цене. Как ни странно, но в Германии марка стали X20Cr13 стоит дешевле. Понятно, что замена марки требует очень серьёзной проработки со стороны металлургов и конструкторов. Лаборатория исследования материалов ЛМЗ и конструкторы СКБ «Турбина» провели большую работу, согласовали условия для производства заготовок лопаток из стали новой марки, установили, что она может применяться на лопатках наших турбин. Сейчас идёт закупка нового материала. В итоге мы получаем материал с точными геометрическими характеристиками (а это значит – меньше припусков, которые нужно обрабатывать) и с более низкой стоимостью за килограмм. Плюс ко всему автоматически у нас расширяется круг поставщиков, поскольку эту марку производят многие заводы мира. 

Следующий пример – замена материала трубок теплообменников в конденсаторах. Традиционно здесь используются три материала: медно-никелевые сплавы, нержавейка и титан. В перечисленном порядке они растут в цене и одновременно увеличивается их стойкость. При использовании современных технологий производства сварная нержавеющая трубка стоит дешевле, чем любая медно-никелевая. То есть мы можем удешевить конструкцию и одновременно повысить ресурс конденсатора, что выгодно нашему клиенту. В этом направлении нам очень помогает поддержка конструкторов теплообменного оборудования и начальника отдела СКБ «Турбина» (ЛМЗ) Николая Николаевича Новика. 

Ещё один пример – замена трубных досок конденсатора. Мы используем толстый (40 мм) нержавеющий лист производства «ОМЗ-Спецсталь», и цена его довольно высока, выше, чем у европейских или японских поставщиков. Плюс мы проработали возможность использования не цельного нержавеющего листа, а плакированного, где толщина нержавеющей стали составляет 5 мм из 40 мм. Таким образом, мы переходим на импортную поставку (экономия 10%) и на плакированный лист (ещё 30%). В этом направлении также серьёзную поддержку нам оказывали специалисты лаборатории исследования материалов и конструкторские службы. Во всех этих трёх примерах так или иначе необходимы перерасчёты и изменение конструкторской документации.

 

– Юрий Викторович, несколько слов о дальнейших планах. 

– В следующем году нам предстоит внедрить предложений на сумму $43 млн. Это амбициозная задача, притом эта сумма уже заложена в бюджет компании, и от достижения цели напрямую зависит выполнение бизнес-плана «Силовых машин». Вторая сложная задача заключается в том, что нам теперь предстоит работать без поддержки консультантов «МакКинзи». На мой взгляд, наши специалисты чувствуют себя уверенно и у нас достаточно квалифицированных людей для достижения поставленных целей.

Начать обсуждение


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях