Александр Ранков, Ленэнерго: «Цена закупок для нас важна, но качество работ – на первом месте»

Где и как теперь «Ленэнерго» публикует объявления о конкурсах, всегда ли хорошо, когда дешево, и почему теперь компании нельзя вести переговоры о закупках? С 1 января 2012 года в России начал действовать новый Федеральный закон о закупках – 223-ФЗ. Ответы на эти и другие вопросы в интервью директора по логистике и МТО «Ленэнерго» Александра Ранкова.

05 июля 2012
"Энергетик Петербурга", апрель 2012г. www.lenenergo.ru

- Александр Юрьевич, что изменилось для «Ленэнерго» в связи с появлением нового закона о закупках?

- Изменений очень много. Основные из них касаются увеличения объемов раскрытия информации о конкурсах, претерпела изменения система оценки конкурсантов, нас сильно ограничили в выборе видов конкурсных процедур.

- Звучит не очень обнадеживающе. Предыдущий закон был лучше?

- Дело в том, что до 1 января 2012 года закупочная деятельность «Ленэнерго» в основном регулировалась внутренним положением о закупках, которое было разработано «Холдингом МРСК» и утверждено советом директоров компании. А в соответствии с 94-м Федеральным законом, который регулировал размещение заказов для государственных и муниципальных нужд мы проводили лишь закупки финансовых услуг и услуг по страхованию. Поэтому, наверное, нам некорректно будет говорить о том, какой закон лучше – старый или новый. Но то, что 223-ФЗ добавил нам работы – это уже точно.

- А почему мы не можем продолжать жить по своему уже отработанному положению о закупках?

- С 1 января «Ленэнерго» приравняли к естественным монополиям, а закупочная деятельность естественных монополий регулируется новым 223-им Федеральным законом. Да и положение о закупках нам пришлось откорректировать и привести в соответствие с новым законом.

- Вы сказали, что одно из новшеств связано с объемами раскрытия информации...

 - С объемами и местом раскрытия, если быть точным. Раньше мы размещали конкурсную документацию на электронной торговой площадке B2В в Интернете. Кроме того, на сайте «Ленэнерго» мы публиковали информацию о проводимых закупочных процедурах на услуги, которые могли выполнить только Санкт-Петербургские компании, например, облет линий электропередачи. Теперь мы на сайте обязаны публиковать все закупки, в том числе и все документы по проводимым закупкам – протоколы, сведения о заключенных договорах, дополнительных соглашениях и так далее. А с 1 июля 2012 года должны будем размещать все эти документы на государственном портале zakupki.gov.ru, где проводятся все торги для государственных и муниципальных нужд. Что касается объемов публикуемой информации, то раньше мы публиковали лишь извещение о проводимой закупке, и этого было достаточно, а теперь в целях полной гласности и прозрачности проводимых закупок должны публиковать в общем доступе всю информацию, включая порядок оценки и отбора победителя торгов.

- Оценка предложений участников торгов тоже производится иначе?

- Есть некоторые изменения в балльной системе, по которой мы оцениваем участников закупочных процедур в зависимости от их репутации, финансового состояния, объема и качества ранее выполненных работ. Заказчик обязан заранее установить требования к участникам, разместить вместе с документацией о закупке порядок оценки заявок участников, описать, каким образом будет осуществляться отбор победителя по тому или иному критерию отбора. Основным критерием оценки заявок является цена, предложенная участниками в ходе проводимой закупки.

- Это плохо?

- Конечно. Ведь оказалось, что все остальные критерии выбора, обесценились. Например, оценка финансового состояния компании-претендента: нам важно проводить такую оценку, потому что «Ленэнерго» не авансирует выполнение работ, и мы должны быть уверены, что подрядчику хватит собственных или кредитных ресурсов для того, чтобы их выполнить. А в Санкт-Петербурге очень много небольших предприятий, компаний, которые не имеют кредитной поддержки. Из 100% всех предприятий, которые производят строительно-монтажные работы энергообъектов, 80-85% – это небольшие компании численностью до 30-50 человек. На самом деле, это, пожалуй, самый тяжелый момент. Получается, что некая компания в ходе конкурса предлагает наименьшую цену только ради того, чтобы получить этот заказ, мы должны отдать ей победу в конкурсе, а потом наши службы заказчика остаются один на один с подрядчиком, который оказывается не в состоянии выполнить работы.

- Но ведь есть такие процедуры как конкурентные переговоры, открытые, закрытие запросы цен…

- Да, действительно, раньше мы могли встречаться с потенциальными подрядчиками, проводить конкурентные переговоры, которые и к понижению цены приводили, и позволяли осуществлять выбор наиболее качественного для нас подрядчика. Было большое количество видов конкурсных процедур, из которых мы могли выбирать. А теперь по новому закону нам вообще запрещено общаться с предприятиями. Мы можем проводить в основном только открытые конкурсы или аукционы. Фактически на сегодняшний день законодатель и регуляторы нам говорят: вот вам, ребята, открытая государственная площадка для проведения конкурсов, главный критерий – это минимальная цена. А как будут выполнены работы и будут ли выполнены вообще – это уже никого не волнует. А между тем, это вопросы надежности энергосистемы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

- Как же обезопасить себя от неблагонадежных подрядчиков?

- Ну, повлиять на ситуацию мы все-таки можем. Несмотря на то, что у нас ценовой критерий «съел» порядка 40-50% оценочной шкалы, все-таки у нас еще остается 50%. Мы все равно будем отсеивать неблагонадежные компании. Мы понимаем, что цена закупок играет важное значение для компании, но качественное выполнение работ – на первом месте, поскольку мы обеспечиваем надежность энергосистемы. Мы не можем оставлять наших потребителей один на один с недобросовестными подрядчиками. К тому же на рынке энергетического строительства не так много новых компаний, которые мы совсем не знаем. Этот рынок достаточно известен. Это порядка 70-100 компаний, которые мы когда-то видели, с которыми когда-то вели переговоры, которые уже оценивали.

- По всему выходит, что новый закон только прибавил работы. Дирекция по закупкам будет увеличена?

- Нет, штат у нас не увеличивается. Мы пока стараемся автоматизировать нашу работу. Департамент информационных технологий «Ленэнерго» планирует обеспечить нас соответствующим программным обеспечением, за счет которого мы надеемся упростить документооборот по закупкам, в том числе отчетность. Вообще, мы работаем всего второй месяц по новому закону и еще не поняли всей сложности. Большой наплыв будет во втором квартале, когда мы должны будем отыграть 60% всех наших закупочных процедур, для того, чтобы в летнее время блоки технологического присоединения и капитального строительства могли выйти на стройку.

Начать обсуждение


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях