Дмитрий Филатов

Группа «Интер РАО»: Как организована закупочная деятельность холдинга

Об эффекте централизации, о выполнении поручений президента по снижению стоимости закупаемой продукции, по вопросам, связанным с импортозамещением, о борьбе с единственными поставщиками и демпингом в интервью рассказал генеральный директор ООО «Интер РАО – Центр управления закупками» Дмитрий Филатов.

05 ноября 2015

Группа «Интер РАО» одной из первых в стране централизовала закупочную деятельность холдинга, что принесло существенный экономический эффект не только самой компании, но и всему отраслевому рынку, поскольку занимает его значительную долю в самых разных бизнесах. Об эффекте централизации, о выполнении поручений президента по снижению стоимости закупаемой продукции, по вопросам, связанным с импортозамещением, о борьбе с единственными поставщиками и демпингом в интервью рассказал генеральный директор ООО «Интер РАО – Центр управления закупками» Дмитрий Филатов.

- Компания «Интер РАО» централизовала закупочную деятельность в вашей компании, и неоднократно говорилось, что это принесло существенный экономический эффект, позволяющий выполнять поставленную Президентом и Правительством РФ задачу по снижению затрат ежегодно на 10%. Однако сохраняются ли резервы для снижения затрат сейчас, спустя более трёх лет после начала реализации проекта по централизации закупок?

- Понимая весь объём закупок, мы можем более эффективно взаимодействовать с нашими подрядчиками. Благодаря централизации появилась возможность по дополнительному снижению цен на те материалы, а также услуги, которые мы получаем. Например, только по итогам первого полугодия 2015 года эта величина составила около 7%. Во многом эта работа и дала нам возможность выполнить задачи, которые перед нами стояли по снижению затрат на 10% в течение трёх лет. И справедливости ради надо сказать, что задача была амбициозная и крайне сложная. Но на сегодняшний день можно подвести такой промежуточный итог и сказать, что Группа с этой задачей справилась. Снижение затрат на приобретение товаров, работ, услуг в расчёте на единицу продукции составило в 2012 году 11,09%, в 2013-м – 10,31%, в 2014-м – 10,82%. Тем не менее обеспечение производственных и инвестиционных потребностей Группы – это непрерывный процесс, в котором решение по каждой закупке принимается хотя и на основе общих принципов, но с учётом специфики каждого лота.

- Как много ещё в недавнем прошлом крупные компании в среднем по рынку реально переплачивали за товары и услуги?

- Поскольку это всегда многофакторный анализ и много векторов: где-то есть неэффективные закупки, где-то параллельно с этим происходит рост цен, где-то – изменение качества, где-то появляются новые требования, – я бы сказал, что в среднем по рынку 10–15%.

- Есть ли куда ещё снижаться? Или в компании уже минимизировали всё, что возможно?

- Говорить о дополнительных возможностях по дальнейшему снижению сегодня крайне сложно.  Мы живём в России, в рублёвой зоне, используем по возможности российские материалы, но целый ряд оборудования всё равно закупается за валюту. К сожалению, те тенденции, которые мы видим на рынке валют, не могут не сказываться. Это влечёт за собой значительный рост цен и у наших поставщиков, и у наших контрагентов. Поэтому я считаю, что наша задача – удержать цены на том уровне, которого мы достигли. И если это получится, это будет очень большой плюс. Сегодня, сконцентрировав в нашем центре большинство компетенций по закупкам, мы можем более эффективно управлять импортозамещением и ценообразованием на импорт. Импортозамещение происходит тогда, когда мы можем получить в России абсолютно конкурентоспособное, надёжное оборудование, товар, работы, услуги. А чего не можем получить, то мы покупаем уже за рубежом. Ни в коем случае нам нельзя свалиться в шапкозакидательство, начинать говорить о том, что мы можем сегодня с ходу заместить всё оборудование или весь спектр услуг. По ряду позиций, к сожалению, мы не имеем аналогов на сегодняшний день.

- Вы можете привести примеры энергооборудования, которое нельзя заместить российским?

- Например, газовые турбины большой мощности, это известный факт. В поисках аналогов мы смотрим на Китай, Корею. И даже там не всегда можем найти полноценные газовые турбины большой мощности. Очень важно осмысленно подходить к вопросу и замещать только то, что можно объективно заместить без потери качества. Потому что в нашей работе крайне важно качество: это надёжность, это снижение рисков, это бесперебойность. Мы не можем себе позволить пренебрегать этим.

Генеральный директор ООО «Интер РАО – Центр управления закупками» Дмитрий Филатов

Генеральный директор ООО «Интер РАО – Центр управления закупками» Дмитрий Филатов

- К вопросу об уникальных товарах и услугах. Не секрет, что значительная доля в структуре закупок – это форма закупки у единственного поставщика. Государство призывало отказываться от этой формы как от потенциально коррупционной. Какими темпами вам удаётся решать эту задачу и с какими сложностями при этом вы сталкиваетесь?

- Мы всегда являлись и являемся сторонниками конкурентных процедур. Но если обойтись без лозунгов, а исходить из здравого смысла, то в ближайшее время мы не сможем полностью отказаться от единственных источников. Есть несколько причин почему. Мы всегда против этого, но когда мы видим, что картина объективная и этого нельзя избежать, тогда мы проводим такую закупку. Кроме того, надо понимать, что ряд услуг предлагают монополисты, и от них просто невозможно отказаться, особенно в некоторых регионах. В таком случае наша задача – работать с единственным поставщиком и всеми возможными способами заставить его снизить цену. В этой работе нам помогают наши коллеги, все руководители технических блоков, руководители дочерних компаний «Интер РАО». В последнее время иногда мы идём на закупку у единственного поставщика ещё и потому, что находимся в условиях взрывоподобного роста цен. Закупка у единственного поставщика по срокам выигрывает у конкурентных процедур, и в этих условиях мы успеваем приобрести товары и услуги по ещё неувеличенным ценам.

- Ещё один очень важный в части закупочных процедур вопрос – это демпинг. Зачастую компании сталкиваются с тем, когда в тендере есть участник, предлагающий наиболее низкую цену, но при этом к нему есть достаточно большое количество вопросов по качеству, долгосрочности, по гарантии. Какие способы использует «Интер РАО – Центр управления закупками» для борьбы с такими участниками, поскольку они не способствуют в итоге качественным работам и услугам?

- Мы с этой проблемой сталкиваемся достаточно часто, и у нас есть несколько способов отсекать ярко выраженных недобросовестных участников закупочных процедур. Есть так называемый чёрный список, который создаётся на федеральном уровне, и мы можем отправлять туда тех контрагентов, которые не выполняют свои обязательства по отношению к нам. Есть и хорошие компании, но не всегда понятно, насколько эти компании могут справиться с той или иной задачей. Поэтому мы уже давно выбираем победителя не только по цене. У нас создана балльная система: каждого участника оценивают служба безопасности, юристы, экономисты, технические специалисты с точки зрения того, может или не может этот участник выполнить задачи, которые перед ним стоят. К альтернативным способам борьбы можно отнести требования о предоставлении банковских гарантий для обеспечения исполнения обязательств по договорам, а также поэтапный контроль сроков и качества исполнения договорных обязательств, что  позволяет своевременно отреагировать и принять необходимые меры по исполнению обязательств в установленные сроки и минимизировать риски компаний Группы «Интер РАО».

- Правительство сейчас достаточно настойчиво инициирует различные изменения в регламентирующих документах, в законодательстве, которые связаны с активным участием в закупках крупных государственных компаний представителей малого и среднего бизнеса. «Интер РАО» уже внесло соответствующие изменения в регламентирующие документы. Видите ли вы эффект от этой работы с точки зрения как самого бизнеса, так и с точки зрения расширения участия малого и среднего бизнеса в закупочной деятельности?

- Мы, безусловно, видим эффект. Что хорошего для нас? Это увеличение конкуренции. Когда приходит бизнес, неважно, малый он или большой, главное – чтобы он был эффективен, чтобы мог справиться со своей работой. Приходя к нам, расширяя конкурентное поле, малые и средние предприниматели снижают стоимость услуг для нас. Не говоря о том, что я являюсь сторонником того, чтобы малый бизнес процветал, потому что это основа любой экономики, это полезно и правильно для страны. Но я думаю, что и на уровне государства должна быть поддержка для малого бизнеса. Ему должны давать некие дополнительные возможности, тогда предприниматели будут более конкурентоспособны и тогда не надо будет давать никаких разнарядок по преференциям малому бизнесу. Они будут занимать больше и больше позиций естественным образом. Считаю, что это должно быть именно так.

- Каков сегодня процент представителей малого и среднего бизнеса среди поставщиков «Интер РАО»?

- У нас есть статистика, которую мы ведём с начала 2014 года. За 2014 год представители малого и среднего бизнеса становились победителями проводимых закупочных процедур на право заключения договоров примерно в 65% случаях. О результатах 2015 года пока говорить рано, так как с 1 июля 2015 года вступило в силу постановление Правительства РФ «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с которым изменились подходы к ведению статистики. Соответственно, и первые итоги будут понятны только в начале 2016 года. Но по нашим предварительным данным, компании Группы «Интер РАО» смогут выполнить требования по объёмам привлечения исполнителей и поставщиков из числа малого и среднего бизнеса, установленные этим нормативным правовым актом.

- Наиболее громко о закупочной деятельности обычно говорят тогда, когда обнаруживаются какие-то сверхтраты на дорогие автомобили, яхты, деликатесы и прочее. Удаётся ли вам ограничивать аппетиты руководителей всех уровней в Группе «Интер РАО» с точки зрения желания максимально комфортно пожить за счёт компании?

- Это не в полной мере наш функционал – ограничивать желание наших руководителей, потому что мы отвечаем и закупаем то, что нас просят закупить. Но поскольку ни я, ни мои коллеги не являемся просто равнодушными участниками всех процессов, а занимаем активную жизненную позицию, мы всегда обращаемся к нашим коллегам, когда нам кажется, что они делают что-то неверное и где-то допускают ошибки. Кроме того, на базе нашего центра создана служба экономической безопасности, которая как раз отслеживает и нашу работу непосредственно, и работу заказчиков. В Группе «Интер РАО» создана горячая линия по противодействию коррупции, и обращения на неё тоже расследуют как служба безопасности, так и блок внутреннего аудита. Но при этом они подходят разумно и дают возможность и нам, и контрагентам разобраться в ситуации. Система выстроена достаточно эффективная, поэтому сегодня в Группе «Интер РАО» подобного рода злоупотреблений, о которых вы говорите, – с икрой, яхтами и самолётами – нет. И я искренне полагаю, что люди, которые работают в «Интер РАО», пришли сюда не для того, чтобы прокатиться на яхте, а для того, чтобы делать дело.

Комментарии к статье
Марат Киямов
09.11.2015 15:23
+1

В статье господин Филатов утверждает:

"Благодаря централизации появилась возможность по дополнительному снижению цен на те материалы, а также услуги, которые мы получаем. Например, только по итогам первого полугодия 2015 года эта величина составила около 7%".

У меня вопрос по тексту:

Если из сэкономленных средств за полугодие вычесть деньги на содержание указанного подразделения за шесть месяцев, то каков будет экономический эффект?

Комментировать


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях