Закупки как фактор инвестиционной привлекательности бизнеса

Проект МТС и VODAFONE по совместным закупкам оборудования в рамках партнерского соглашения получил номинацию «Международные партнерские проекты» (EXTERNAL COLLABORATION) в престижном международном конкурсе в сфере закупок PROCUREMENT LEADERS AWARDS, впервые в истории конкурса эту награду получила российская компания.

27 мая 2013
журнал "Система", №31, 2013г.

Эти успехи - результат многолетней работы МТС по повышению эффективности работы блока закупок. Зачем компании уделять так много внимания процедуре закупок, что это дает бизнесу, акционерам, клиентам МТС - обо всем этом рассказал Валерий Шоржин, директор по управлению закупками группы МТС.

– Что дает компании систематизация управления закупками? Это только экономия или что-то еще?

– Для нас закупки – это прежде всего эффективный инструмент организации операционной деятельности компании, грамотное распределение ресурсов, получение максимальной отдачи от каждого потраченного доллара или рубля. Задача – таким образом выстроить систему закупок, чтобы обеспечить минимальную стоимость приобретаемого решения и его максимальную пользу: например, больший срок гарантии, лучший уровень технической поддержки решения или, если это касается программного обеспечения, интеллектуальных решений, возможность использования большим числом сотрудников, клиентов и т. п. К примеру, мы в прошлом году заключили контракт с Hewlett-Packard, который нам не только обеспечил экономию примерно в 30% от стоимости приобретаемого оборудования, но и гарантию на пять лет вместо традиционной трехгодичной. При этом экономия и своевременность закупки остаются важнейшими показателями нашей деятельности. В результате бизнес вовремя получает современное техническое или ИТ-решение, выгодное по стоимости, которое позволит предложить пользователям новые сервисы и принесет прибыль компании.

– Какие инструменты использует МТС для получения максимально выгодных сделок?

– Сильным рычагом для получения экономии является консолидация объемов закупок однородных товаров и услуг. Мы используем все возможные пути – общие тендеры на закупку товаров и услуг в интересах всех компаний группы МТС, международное партнерство. За 2012 год совместно с компанией Vodafone мы реализовали более 15 проектов в сфере закупочной деятельности, и только по итогам прошедшего года МТС получила в рамках этого сотрудничества порядка 25 млн евро. У Vodafone и МТС одинаковые стратегические вендоры, привлекаемые для строительства радиосетей (NSN, Ericsson, Huawei). Требования к сетям также совпадают. Кооперация с партнером позволяет заказывать у одного и того же поставщика больший объем стандартизированного оборудования, оптимизировать поставки. Кроме того, западные рынки более развиты с точки зрения используемых технологий, например энергосбережения, и доступ к знаниям и опыту партнеров позволяют нам избежать многих ошибок в России. В рамках развития LTE-сетей мы продолжим работу с зарубежными партнерами по совместным закупкам.

Еще один путь к экономии – стандартизация и долгосрочное партнерство. Производителю оборудования выгодно иметь долгосрочные отношения, он получает пользу за счет гарантированных заказов и четких прогнозов. Так, в случае с HP мы сократили число используемых стандартных конфигураций серверного оборудования с 80 до 14, что позволило снизить стоимость заказа.

Есть и проекты, в которых снижение затрат обеспечивается за счет совместного использования инфраструктуры с другими участниками российского рынка. МТС сейчас ведет строительство нескольких тысяч километров ВОЛС в рамках инфраструктурных проектов с другими операторами.

Для потенциальных партнеров важна и абсолютная прозрачность компании – например, более 90% закупок МТС проводит через проведение открытых закупочных процедур, включая торги на электронных площадках.

– Как вы определяете эффективность закупок?

– Во-первых, мы строго следим за основными показателями эффективности закупочной деятельности – это экономия и своевременность завершения закупочных процедур – на рынках с высокой конкуренцией, таких как телеком, критично купить не только дешевле, но и вовремя. Во-вторых, мы активно участвуем в жизни закупочного сообщества как в России, так и за рубежом, участвуем в рейтингах.

– Кто реализует все эти задачи по оптимизации закупок? Откуда вы привлекаете людей?

– Важным шагом стало выделение функции закупок в отдельный блок – разумно, когда эта работа ведется в рамках компании централизованно, а не на уровне отдельных департаментов. На ряд ключевых позиций мы привлекли с рынка специалистов, имеющих опыт работы в международных компаниях. Также МТС первой в России внедрила международную систему обучения и сертификации сотрудников, осуществляющих закупочные процедуры и взаимодействие с поставщиками по системе международного Института профессиональной подготовки в области закупок и продаж (Chartered Institute of Purchasing & Supply, CIPS). Пройдя полный курс обучения, наши сотрудники смогут передавать новые знания коллегам. Кроме того, они получат доступ к глобальной базе поставщиков в рамках CIPS.

Каждый новый шаг в совершенствовании закупок обеспечивает нам новый опыт, новые знания, а следовательно, и конкурентные преимущества.

Начать обсуждение


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях