Как стать поставщиком Danone. Интервью с директором по закупкам

Ирина Кухтина, директор по закупкам компании Danone, о секретах эффективного управления поставщиками, о сложности работы в кризис и о том, чем отличаются закупки компании в Украине и странах ЕС.

16 января 2017

Ирина Кухтина, директор по закупкам компании Danone

Ирина Кухтина, директор по закупкам компании Danone

— По вашей оценке, насколько хорошо организован процесс прямых закупок в компании Danone?

— Прежде всего стоит сказать, что прямые закупки — сырье и материалы — очень четко контролируемы, поскольку это то, что связано с нашим конечным продуктом и на чем, в том числе, держится наша репутация.

Важная часть организации закупок — контроль поставщиков. У нас есть групповые поставщики сырья, с которыми Danone работает по всему миру. Это большие международные компании с серьезным качеством и высоким уровнем безопасности. Они поставляют нам фруктовые наполнители, закваски, пластиковую бутылку.

Есть также локальные поставщики. Их отбор очень жесткий и состоит из ряда этапов:

1. Предварительная проверка релевантности по цене.

2. Проверка пищевой безопасности продукта — аудит завода потенциальных поставщиков нашими специалистами. После аудита мы разделяем желающих на три категории: те, что не подходят, условно подходят (обязуются убрать мелкие недочеты производства за определенный период) и одобренные поставщики, к которым претензий нет. Аудит поставщиков — не единоразовый процесс, он проходит на регулярной основе, в основном, один раз в год.

3. Омологация. Мы смотрим, каким образом ингредиент поставщика может повлиять на конечный продукт. Довольно интересная тенденция — тот же продукт, но другого поставщика может разительно изменить вкус йогурта. Или, казалось бы, упаковка из того же материала, но другого поставщика, может привести к вмятинам во время транспортировки. К тому же конечный продукт может не выдерживать установленный срок годности с другим ингредиентом. К тендеру допускаются лишь те поставщики, товары которых никоим образом не изменяют наш продукт.

4. Тендер. Около 70% тендеров по сырью и упаковке происходят на региональном уровне. Украинские поставщики могут идти в групповой международный тендер, если это технически возможно с точки зрения границ, законодательства и мощностей предприятия. Я могу назвать нескольких поставщиков, которые имеют заводы в Украине, но участвуют в групповых поставках.

— Каким образом вы контролируете поставщиков?

— Контроль поставщиков включает в себя контроль как их товаров, так и их услуг.

Касательно товаров — это тестирование продукта перед началом сотрудничества с поставщиком и ежегодная проверка, о которой я уже упоминала ранее.

Касательно услуг — у поставщиков есть определенные KPI (ключевые показатели эффективности). Например, для перевозок это может быть процент выполненных заказов, количество выполненных доставок "точно в срок" и реакция на срочные заказы.

При выборе и сотрудничестве с поставщиками учитывается Total Cost of Ownership — совокупная стоимость владения товарами, которые предоставляет поставщик.

— Насколько изменился процесс закупок Danone после кризиса 2014-2015?

— Прежде всего поменялось построение стратегии закупок нашим отделом. Мы фокусируемся на эффективности наших процессов и стараемся обеспечить гибкость в системе поставок, чтобы можно было быстро реагировать на изменения рынка и политической ситуации.

Например, в 2014 году, как только начался кризис, мы сами создали себе проблему: некоторые валютные платежи мы перенесли на 2015 год в надежде заплатить меньше. Но доллар поднялся, и в итоге мы заплатили больше. Это нас научило не ждать "лучших времен".

Теперь мы смотрим по-другому на перспективу. Если еще три года назад мы предполагали себе бурное развитие, то сейчас мы больше этого не делаем. Вместо того чтобы "закладывать подушку для роста", мы ставим себе задачу остаться на плаву, потому что адекватно понимаем, что эта цель реально выполнима. Если в 2014 году мы рисовали стратегию на пять лет с ежегодным увеличением закупок молока на 15% в год, то сейчас мы понимаем, что этого роста не будет. И исходя из этого, поставили новую цель — увеличить не количество молока, а его качество — т.е. выбрать лучших поставщиков из всех возможных. Такая тенденция будет прослеживаться 2-3 года, дальше — посмотрим.

— Есть ли какие-то сложности, с которыми вы сталкиваетесь в процессе закупок?

— Если говорить о сложностях, то они касаются не только компании Danone, но и мира и рынков в целом. По всему миру бизнес приспосабливается к новой реальности — "турбулентности". Последние лет семь самая стабильная вещь в бизнесе — это изменения. Для Украины турбулентность особенно высока из-за нашей текущей экономико-политической ситуации. Это отразилось и на Danone — безопасность поставок все чаще стала попадать под угрозу.

Мы теряем поставщиков. Даже самые надежные, как нам казалось, из них могут обанкротиться. Поэтому мы пытаемся минимизировать риски — на каждого поставщика у нас есть два запасных. Также мы следим, чтобы переход на их продукт в случае необходимости был быстрым и никак не повлиял на бесперебойное производство нашей продукции.

— Есть ли разница между организацией закупок Danone в Украине и в компании в целом?

—  Да. В Европе закупки централизованы в Амстердаме для всех стран ЕС. Договоры заключаются в глобальном масштабе, заказы на закупку обрабатываются в едином офисе, все поставщики — групповые и т.д. У нас это немного по-другому, что логично, потому что мы не в Европе и правовое поле у нас сильно отличается.

Автор:Евгения Тригуб, пресс-секретарь международной IT-компании Precoro 

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях