К вопросу об анализе вариантов логистической распределительной сети

Методический материал

17 марта 2010
Источник: http://www.luka.adviss.ru/

Авторы: Лукинский В.В., Переведенцев П.А., СПбГИЭУ


Проектирование логистических систем начинается с решения вопроса о выборе количества, мощности и соответственно координат расположения складов. В частном случае речь идет об одном центральном складе, при этом возможны ситуации: 

Первая ситуация предусматривает использование так называемой транзитной формы поставки, когда перевозки со склада готовой продукции осуществляются непосредственно потребителям, то есть центрального склада нет. Логистические затраты могут быть рассчитаны непосредственно и включают затраты на грузопереработку у поставщика, транспортные затраты с учетом тарифов на перевозку и затраты на складирование и хранение у потребителей. 

В данной ситуации возможны следующие расчетные варианты: 

     •     первый, предполагающий анализ и возможную рационализацию перевозок с использованием развозочных (сборных и т.п.) маршрутов и выбор подвижного состава соответствующей грузоподъемности;

     •     второй, учитывающий определение оптимальных величин поставки (по формуле Уилсона) от поставщика к потребителям;

     •     третий (комбинированный), объединяющий первый и второй варианты организации поставок и перевозок.

 

Вторая ситуация, при которой расположение склада выбирается как одно из возможных мест, координаты которых известны, например, распределительные центры или крупные оптовые базы, расположенные в данном регионе. 

Логистические затраты включают следующие составляющие:

     •     затраты на грузопереработку и транспортировку консолидированных партий отправок в транспортных средствах большой грузоподъемности от поставщиков на центральный склад;

     •     затраты на хранение на центральном складе:

     •     затраты на грузопереработку и транспортировку в транспортных средствах небольшой грузоподъемности:

     •     затраты на складирование и хранение у потребителей.

 

Анализ второй ситуации показал, что возможны различные альтернативные варианты, а именно:

– при транспортировке от поставщиков до центрального склада величины отправок могут быть определены по формуле Уилсона;

– затраты на хранение должны учитывать, какая форма организации центрального склада будет выбрана (аренда, реорганизация и расширение существующего РУ или базы и т.п.);

– затраты, связанные с поставщиками и хранением при доставке с центрального склада поставщиками, предусматривают три варианта, как и в первой ситуации.

 

Третья ситуация, когда координаты центрального склада неизвестны и требуется их определить.

Для получения результатов, сопоставимых с результатами при вышеуказанных ситуациях, необходимо воспользоваться, на наш взгляд, интеграционной процедурой, включающей несколько этапов. 

Первый этап. Формирование вариантов различных методов расчета координат склада: по объему перевозок (вес), по расстоянию, по грузообороту (вес и расстояние), по времени, весу и расстоянию с учетом или без учета различных тарифов на перевозки (8 вариантов). 

Второй этап. Расчет координат склада по одному из вариантов, указанных в первом этапе. 

Третий этап. Расчет логистических затрат, аналогичный расчету при второй ситуации, при этом возможно появление дополнительного варианта учета складских расходов при строительстве нового склада. 

Четвертый этап. Уточнение транспортных и складских логистических затрат при учете оптимальных величин поставок от поставщиков до центрального склада и со склада – потребителям, а также возможной маршрутизации. 

Пятый этап. Возвращение ко второму этапу и проведение расчетов для других методов выбора координат склада (перевод). 

Шестой этап. Сравнение вариантов и выбор наиболее предпочтительного месторасположения складов с точки зрения общих логистических затрат.

После проведения расчетов для всех возможных ситуаций принимается решение о выборе конфигурации проектируемой логистической сети.

Начать обсуждение


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях