Проект «РУСАЛ-Краудсорсинг»: итоги конкурса по поиску инновационных технологий

Дирекция по новым проектам РУСАЛа подвела итоги конкурсов, направленных на поиск потенциальных партнеров и инновационных технологий, которые могут быть внедрены на предприятиях Компании. Конкурсы проводились на международной платформе InnoCentive Inc. в рамках проекта «РУСАЛ-Краудсорсинг».

18 августа 2017
"Вестник РУСАЛа", 2017

Благодарим редакцию газеты "Вестник РУСАЛа" за предоставление данного материала. 

Слева направо: Генеральный директор НАЗа Николай Грачев, директор по новым проектам Алексей Арнаутов, генеральный директор компании «Русский радиатор» Владимир Гедимин знакомят и.о. губернатора Республики Карелия Артура Парфенчикова с производственным процессом

Слева направо: Генеральный директор НАЗа Николай Грачев, директор по новым проектам Алексей Арнаутов, генеральный директор компании «Русский радиатор» Владимир Гедимин знакомят и.о. губернатора Республики Карелия Артура Парфенчикова с производственным процессом

Требуются идеи и партнеры

Краудсорсинг – привлечение к решению различных проблем инновационной производственной деятельности инициативных людей для раскрытия их творческих способностей – сегодня является широко распространенным во всем мире инструментом, с помощью которого многие компании решают всевозможные задачи и развивают свой бизнес.

Использует краудсорсинг и РУСАЛ. Первым опытом краудсорсинга для Компании стало проведение полтора года назад конкурса «RUSAL Challenge: New Products and Materials based on Aluminium» («Новые продукты и материалы на основе алюминия»). Его условия были размещены на одной из ведущих международных краудсорсинговых платформ InnoCentive Inc. (www.innocentive.com), которая насчитывает более 375 тыс. официальных зарегистрированных членов – исследователей и рационализаторов со всего мира. Любой из них имеет возможность участвовать в различных конкурсах, решая определенные технические, научные и производственные задачи.

Тогда конкурс РУСАЛа вызвал большой интерес со стороны мирового исследовательского сообщества. Свои идеи по инновационному использованию алюминия представили около 270 человек из 40 стран мира. После обработки всех поступивших заявок эксперты выделили несколько перспективных проектов, лучшими из которых были признаны революционная идея создания квантовых алюминиевых батарей, а также идея по применению алюминия в носимой электронике и устойчивых источниках энергии.

Сотрудничество с InnoCentive Inc. решено было продолжить. И в начале года дирекция по новым проектам РУСАЛа на краудсорсинговой платформе объявила сразу четыре конкурса. Два из них были направлены на решение конкретных технических задач алюминиевого производства: «Поиск способа переработки отходов кашированной фольги в новые товарные продукты» и «Поиск экономически эффективного способа извлечения и восстановления солей из солевого кека». Таким образом, ДНП с помощью рационализаторов из разных стран рассчитывала повысить эффективность процессов. При этом особо оговаривалось, что РУСАЛ ждет от исследователей нестандартных, оригинальных, ранее неизвестных решений.

Как рассказала руководитель проекта «РУСАЛ-Краудсорсинг» Ирина Матвеева, одновременно было решено использовать еще одну возможность платформы InnoCentive Inc. – поиск бизнес-партнеров, готовых прийти на производственные площадки РУСАЛа со своими технологиями и инвестициями. Для этого были объявлены еще два конкурса: «Поиск партнеров для производства продукции» – в рамках стратегической задачи по перепрофилированию НАЗа в современное и высокоэффективное предприятие, а также «Поиск партнеров для организации совместного производства автокомпонентов» – с целью дальнейшего развития downstream-направления в переработке алюминия, получения дополнительной прибыли и увеличения потребления алюминия в автомобильном бизнесе России.

– Одной из задач, которую ДНП пыталась решить с помощью конкурсов, был поиск партнеров для организации производства автокомпонентов методом литья под высоким давлением, – рассказывает директор по новым проектам Алексей Арнаутов.

– Данную задачу наша дирекция решает различными путями, и конкурс на платформе InnoCentive Inc. было решено использовать в расчете на возможное расширение круга потенциальных партнеров и ускорение решения задачи. Еще одной из задач был поиск партнеров для организации совместных с партнерами предприятий на базе площадки НАЗа. Несмотря на то, что РУСАЛ – это Компания, которая занимается в первую очередь производством алюминия, мы не ставили обязательным условие по созданию предприятий, в которых был бы задействован этот металл в качестве сырья. При этом условия участия были довольно простыми: потенциальный партнер должен был указать, что он хочет выпускать, рынки сбыта, предоставить предварительную экономическую модель. Также обязательным условием была модель управления предприятием по принципу «50 на 50», – пояснил он. 

Обстоятельный подход

Каждый из конкурсов, в соответствии с рекомендациями InnoCentive Inc., продолжался полтора месяца, в течение которых участники могли представить свои идеи. И хотя прием конкурсных работ был завершен еще в середине февраля, для проведения их всестороннего анализа и экспертизы понадобилось пять месяцев.

– В целом уровень представленных проектов оказался высоким, – рассказывает Ирина Матвеева. – Многие конкурсанты представили свои решения с обстоятельными описаниями, выкладками, расчетами, формулами. Чтобы все их изучить, потребовалось время. В качестве экспертов выступали сотрудники ДНП из подразделения, отвечающего за алюминиевое производство, также для оценки проводились консультации с производителями оборудования. Экспертная комиссия постоянно общалась с конкурсантами – для выяснения определенных деталей, уточнения данных. Примечательно, что при этом мы даже не знали имен конкурсантов – их инкогнито является одним из условий проводимых конкурсов. Поэтому краудсорсинговая площадка выступала также своеобразным посредником в диалоге. 

Экспертиза предложенных идей проводилась в два этапа. На первом отбирались идеи, которые в целом соответствуют заданию, а прошедшие во второй этап предложения подвергались анализу на предмет соответствия определенным критериям. Каждый критерий имел свой вес в оценке, а соответствие определялось в баллах. В дальнейшую отработку попадали идеи, набравшие максимальный балл.

Несмотря на узкоспециальную тематику заданий, конкурсы РУСАЛа вызвали большой интерес среди исследователей со всего мира. Свои идеи предлагали рационализаторы из европейских стран, США, Индии, Белоруссии, России. Наибольшее количество проектов – 35 – поступило на конкурс по решению проблемы переработки кашированной фольги. Были представлены самые разнообразные идеи. Среди них эксперты, например, отметили предложения по деструкции кашированных слоев методом пиролиза и микроволнового пиролиза с получением в остатке очищенной фольги. Или проект, предусматривающий измельчение фольги с последующей ориентацией частичек в определенной плоскости с помощью классификатора электрических зарядов и прессованием или наклеиванием на другой листовой материал.

Некоторые участники предлагали производить из кашированной фольги инновационные продукты. В частности, высокочистый оксид алюминия различного фазового состава для производства огнеупоров, корпусов мощных лазеров, светодиодных подложек бронированного стекла, порошков для 3D-печати. Или высокопрочные композитные плиты для аэрокосмической отрасли, получаемые путем смешения алюминиевого порошка с графеновыми добавками. Было даже предложено использовать фольгу в качестве наполнителя для габионов – сетчатых металлических конструкций для укрепления склонов.

На конкурс эффективных способов извлечения и восстановления солей из солевого кека поступило 16 решений: от технологии с использованием спиртов вместо ацетона на финальной стадии для выведения смеси солей в осадок до предложения использовать готовую мембрану производства GE.

А что касается предложений по созданию совместных производств с РУСАЛом, то они затрагивали самый широкий спектр деятельности.

– Главной особенностью предложенных идей является то, что они пришли из областей, не связанных с металлургией алюминия напрямую, поэтому кругозор решения был максимально широк, – отметил Алексей Арнаутов. – К примеру, мы отобрали к проработке идею из отрасли производства пластиковых деталей методом экструзии, а также из области переработки автомобильных шин. 

Продолжение следует

Впрочем, наиболее близок к реализации проект, признанный победителем конкурса по поиску новых технологий переработки отходов кашированной фольги. По нему принято решение перейти к более тесному сотрудничеству с автором, чтобы на практике, в ходе экспериментов проверить работоспособность и эффективность предложенной технологии. И в случае положительного результата рассматривать вопрос о ее внедрении на предприятиях РУСАЛа. 

– Мы решили выбрать победителя по одному конкурсу из двух – это переработка кашированной фольги, – отметил Алексей Арнаутов. – И то этот победитель условный и пока не утвержден окончательно. Нам понравилось несколько решений, по которым предстоит проверить работоспособность заявляемого проекта и оборудования, а далее, при положительных результатах, данная технология будет рассматриваться к внедрению на предприятии РУСАЛа. Об экономическом эффекте пока говорить рано, но мы надеемся не только решить задачу, но и принести в Компанию новую технологию, которая будет востребована далеко за пределами одного конкретного завода.

Прошедшие конкурсы стали первым опытом РУСАЛа по привлечению внешнего исследовательского сообщества к решению четко определенных бизнес-задач. Насколько результативными они оказались, можно будет судить со временем, после того, как будут детально проработаны все идеи, признанные наиболее перспективными. А нематериальные результаты в ДНП уже сегодня оценивают положительно.

– Мы получили опыт работы с такой международной краудсорсинговой площадкой, как InnoCentive Inc., и обязательно будем пользоваться этой платформой в будущем для решения технически сложных и нестандартных задач, – отметил Алексей Арнаутов.

Впрочем, воспользоваться услугами InnoCentive Inc., с которой РУСАЛ продлил действие договора о сотрудничестве, в будущем намерена не только ДНП, но и другие дирекции и подразделения Компании. Так, дирекция по сбыту в России и странах СНГ объявила на краудсорсинговой платформе конкурс, целью которого является поиск партнеров для реализации масштабного проекта РУСАЛа по строительству в РФ алюминиевых мостов.

Как известно, первый пешеходный алюминиевый переход в современной России был открыт в июне нынешнего года в Нижегородской области. И хотя возведение самой конструкции заняло считанные часы, работа над проектом продолжалась целый год. Специалисты РУСАЛа столкнулись со множеством проблем: отсутствие в РФ разрешительной документации по использованию алюминия в мостах, опыта проектирования и экспертизы таких конструкций и т.д. Недостаток этих компетенций как раз и решено компенсировать посредством привлечения партнеров. А найти их Компания планирует с помощью краудсорсинговой платформы InnoCentive Inc.  

К слову, в Европе по отработанной технологии разработка конструкции и возведение алюминиевого моста занимает максимум три месяца.

– Суть задачи – поиск компаний или лиц, которые имеют опыт полного цикла создания алюминиевых пешеходных, автомобильных и железнодорожных мостов – от проектирования до изготовления конструкций и их монтажа, – поясняет Ирина Матвеева. – Мы знаем, что за рубежом – в Европе, Америке, Азии – очень широко распространено алюминиевое мостостроение. Многие компании обладают компетенциями, позволяющими осуществлять полный цикл производства мостов. РУСАЛ заинтересован в поиске таких партнеров с целью совместного входа на российский рынок. Цель – найти унифицированные модульные решения, которые были бы применимы к различным проектам мостов. При этом конструкция должна соответствовать требованиям еврокода EN1999 – это стандарт, который описывает изготовление мостовых конструкций из алюминия.

Более детально с ходом конкурса можно ознакомиться на платформе InnoCentive Inc. Материалы доступны для просмотра и участия на сайте Инносентив.

Данил КЛЯХИН, Фото из архива редакции

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях