Цифровые двойники рабочего места: уже в «Сахалин Энерджи»

Как обеспечить качественную инженерно-техническую поддержку в рамках проведения планового останова в условиях пандемии? Путем применения нестандартных решений и цифровых двойников! Начальник департамента инженерного обеспечения и технического обслуживания Евгений Удовенко рассказал, как «Сахалин Энерджи» одной из первых в России начала масштабное внедрение систем для обеспечения удаленной поддержки в режиме реального времени – цифровых двойников рабочего места.

– Эти системы позволяют производственным объектам выполнять работу так, чтобы другие участники проекта (например, коллеги в офисе, представители заводов-изготовителей или инженеры технической поддержки Shell) могли дистанционно участвовать в процессе, получая полное представление о происходящем и имея возможность в реальном времени дать совет или ответить на вопрос с объекта.

Эпидемиологическая обстановка изменила наш подход к организации работ на производственных объектах. Задолго до начала планового останова мы стали понимать, что непосредственное участие в нем ключевых подрядчиков будет невозможно или сильно затруднено. Соответственно, важно было найти решение и провести ремонт на критическом оборудовании даже с ограниченным техническим сопровождением. Поэтому нам и пришлось оперативно принимать решение о создании инфраструктуры, обеспечивающей все доступные способы удаленной экспертной поддержки.

Мы решили много актуальных задач в сотрудничестве с экспертами подрядных организаций, обслуживающих оборудование завода СПГ, урегулировали принципиальные вопросы онлайн-поддержки. Нужно было учитывать и разницу в часовых поясах, и технические особенности подключения, и синхронизацию работы различных групп экспертов, и главное – необходимость выработать единое мнение по различным вопросам. Должен признать, что на этапе подготовки вопросов было очень много, зато сейчас, когда экватор работ пройден, я могу с уверенностью сказать, что система себя полностью оправдала.

Сейчас оценивается необходимость и возможность ее применения на других производственных объектах «Сахалин Энерджи». Это закономерный этап цифровизации. Такое оборудование можно с максимальной пользой применять не только в больших плановых ремонтных работах, но и в ходе онлайн-инспекций, рабочих визитов, а также в работах с сосудами под давлением и с другим механическим оборудованием. Это не означает полного отказа от участия экспертов и узкопрофильных специалистов. Есть технически сложные работы, связанные с настройкой, наладкой оборудования, в выполнении которых важно участие сертифицированных специалистов. Но развитие цифровых стратегий все же предполагает минимизацию присутствия вендора везде, где это возможно.

Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством»300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Подчеркну, что это лишь первый этап. Мы, инженеры, считаем себя ключевыми игроками и выступаем по сути драйверами идей, связанных с технической поддержкой бизнес-процессов. Сейчас департамент инженерного обеспечения и технической поддержки готовит стратегию, которая станет своего рода технологическим акселератором для производственного директората на ближайшие четыре-пять лет. Никто не в силах дать точный эпидемиологический прогноз на следующий год. Но как бы ни развивалась ситуация в мире, мы обязаны обеспечить надежность и безопасность производства, а значит, нам потребуется проводить плановые остановы в полном объеме и в любых условиях».

Своим мнением поделился и начальник отдела мониторинга состояния оборудования Александр Кривошеев:

«Мы и раньше планировали использовать шлемы удаленной поддержки и планшеты, но пандемия заставила нас максимально ускорить действия и внедрить проект в течение двух месяцев – еще до начала плановых работ.

Мы работали одновременно в двух направлениях: обеспечение беспроводной связи в закрытых помещениях и закупка необходимого оборудования.

Во-первых, с участием IT-команды, технической и проектной групп завода СПГ оперативно начали работы по прокладке оптоволоконной линии к машинным залам – это самый важный элемент в обеспечении беспроводной связи на десятилетия вперед. Параллельно прорабатывали детали временной сетевой инфраструктуры внутри машинных залов с учетом всех нюансов и срочности. Все члены команды максимально сфокусировались на этой задаче (учитывая ее высокий приоритет), поэтому за две недели до останова нам удалось подключить и протестировать сеть Wi-Fi.

Во-вторых, в середине марта мы организовали срочную закупку цифровых устройств. Было несложно спрогнозировать, что это оборудование будет пользоваться высоким спросом среди крупных индустриальных компаний, поэтому мы максимально быстро организовали закупку у нескольких продавцов, значительно снизив риск задержки товара и сэкономив время прибытия первых экземпляров.

Изначально предполагалось, что ключевым пользователем будет отдел турбокомпрессорного оборудования завода СПГ, поэтому его специалисты начали продумывать порядок применения нового оборудования. Стало понятно, что помимо шлемов и планшетов нам понадобятся стационарные камеры. Сейчас мы используем их в первую очередь для постоянной трансляции изображения в административные офисы, чтобы своевременно получать инженерную поддержку. И дополнительно мы можем по мере необходимости транслировать видеопоток представителям заводов-изготовителей (MAN Turbo и General Electric), чтобы отображать общую картину ремонта.

Если говорить об архитектуре, о рабочей среде этого решения, то шлемы удаленной поддержки представляют собой устройство для видеоконференции. Практически это портативный компьютер, только в исполнении, позволяющем разместить его на шлеме. Человек может управлять этим компьютером голосовыми командами и транслировать видеоизображение того, что видит сам, а также слышать и видеть необходимую информацию от удаленных участников. Например, нам нужно в одной видеоконференции связать между собой удаленных экспертов-инженеров и сотрудника на производственном объекте, который проводит технические мероприятия на компрессоре и хочет уточнить информацию, запросить поддержку или, наоборот, показать прогресс или детали работ. Создается виртуальная комната, в которую со специальным паролем заходят все участники конференции, и начинается работа онлайн. Обычная видеоконференция с одним отличием – один из участников транслирует не селфи-видео, а то, что видит сам.

Дополнительно шлемы на уровне глаз носителя оборудованы небольшим экраном, который позволяет видеть то же самое окно видеоконференции, но только в режиме общего доступа. Любой из участников может сделать пометку на экране – и полевой сотрудник увидит ее. Таким образом, если говорят: «Посмотри, пожалуйста, на этот прибор» или «Переключи, пожалуйста, вот этот рычаг», отметив при этом указанное место красным цветом, оператор видит, какой именно прибор нужен инженеру. Эта возможность позволяет избегать ошибок и недопонимания во время сложных технических операций.

Мы уже начали экспериментировать и с другими видами работ. Подобное подключение состоялось при проведении работ на электрооборудовании, когда в одной виртуальной комнате встретились сотрудник подрядчика – компании ABB, который находился на платформе «Лунская-А», инженер-электрик на заводе по производству СПГ и главный энергетик, находившийся в южносахалинском офисе.

Эта система дает огромные возможности. Кроме вышеописанного, ее можно использовать для обучения во время редких, уникальных технических операций в рамках плановых остановов либо в ходе комплексных ремонтных работ, которые имеют высокую образовательную ценность. Тот же шлем удаленной поддержки можно использовать для того, чтобы опытный сотрудник мог транслировать ход своей работы в прямом эфире – в виртуальную комнату, в которой может одновременно находиться множество наблюдателей. При этом дополнительно можно использовать стационарные камеры, которые позволяют записывать процесс ремонта в целом».

Начать обсуждение


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях