Подружиться с системой

Программа трансформации ИТ в «Росатоме» вышла на новый этап. Промежуточные итоги и дальнейшие планы обсуждались в рамках отраслевого совещания.

28 мая 2013
газета "Страна Росатом", май 2013г.

Создание единого информационного пространства – одна из основных задач программы трансформации ИТ, которая включает более 100 проектов и рассчитана до 2015 года. Вскоре все предприятия будут обеспечены быстрым доступом к достоверной информации на всех уровнях управления, что повысит качество и скорость принятия управленческих решений. Однако состояние дел в этой области во многом зависит от того, насколько активно сотрудники участвуют в ИТ-проектах.

Гендиректор ответит

Чтобы подход к построению единого информационного пространства не был формальным, ответственность за успех ИТ-реформ закреплена за гендиректорами. Они отвечают за сроки, бюджет, использование системы сотрудниками и результаты проекта.

«Очень правильно, что официально введена персональная ответственность. Система будет охватывать практически все подразделения предприятия, и никто кроме гендиректора не может обеспечить максимальную вовлеченность и выделение необходимых ресурсов. Еще я бы посоветовал директорам самим научиться работать в системах – это позволяет непосредственно пользоваться результатами внедрения», – говорит один из участников отраслевого совещания, директор ГСПИ Илья Вергизаев.

Личное участие

Исследования показывают, что примерно две трети ИТ-проектов, реализуемых крупнейшими компаниями мира, заканчиваются неудачей. Основное препятствие – непринятие изменений сотрудниками. Именно поэтому повышенное внимание уделяется управлению изменениями. Это набор инструментов, которые сделают переход к новым условиям максимально безболезненным. Основные средства – коалиции руководителей, информирование и обучение. Такие методы позволяют обеспечить реальные результаты.

Однако чтобы эффективно использовать систему, она должна работать безукоризненно. В частности, много нареканий вызвала единая система документооборота: сложно, непонятно, случаются сбои. Директор ИТ-департамента «Росатома» Евгений Чаркин говорит: «Недавно мы закончили аудит ЕОСДО. Подробно изучили технологическую архитектуру и функционал, проанализировали жалобы – образно говоря, разобрали по винтикам. На основании этого будут определены пути оптимизации, в том числе с точки зрения скорости, надежности и удобства для пользователей».

Три параметра

Еще один приоритет – повышение «дружелюбности» информационных систем по отношению к пользователям, отмечает Чаркин. Но тут важно определиться с критериями оценки. По словам директора ИТ-департамента, многие пользователи ждут, что страницы окна той или иной системы будут открываться мгновенно, а объявления о временной недоступности той или иной программы воспринимают как недоработку айтишников.

На самом деле есть объективные показатели – доступность, скорость и удобство системы. Как бы идеально ни прошел проект внедрения, изменить базу не удастся – систем быстрее и удобнее еще не придумали. «Мы планируем повысить информированность пользователей о том, как считаются эти показатели. В целом требования по отрасли сейчас завышены, хотя, конечно, во многом нужно улучшаться и нам», – подытоживает Евгений Чаркин.

Кроме того, узким местом в развитии ИТ-проектов остается допуск пользователей в систему и выдача им прав и полномочий. Сейчас это происходит через согласование листа исполнения. «Лист исполнения – бумажка, для которой нужно собрать «стопятьсот» подписей, что занимает очень много времени, – объясняет Чаркин. – Мы хотим сделать процедуру автоматической, чтобы по кругу не ходить. Решить эту проблему планируется к сентябрю».

Будет усовершенствована и работа колл-центра: большую часть вопросов операторы смогут решать уже на стадии приема обращений. Осенью мы обязательно вернемся к теме ИТ-преобразований и оценим, как развивается информационное пространство отрасли.

Иван Моргунов

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях