"Орбиты Протона" 0 комментариев

САП: старт продуктива (ОАО «Протон-ПМ»)

С 1 января в ОАО «Протон-ПМ» началась промышленная эксплуатация информационной системы управления предприятием на базе программного обеспечения SAP (в терминах ИТ-специалистов – «продуктив»). О том, почему проект вступил в завершающую стадию на год позже, все ли из запланированного удалось и можно ли ставить на этом точку, нам рассказал Виталий Семенов, заместитель генерального директора по развитию и информационным технологиям.

– Виталий Анатольевич, когда было принято решение о начале промышленной эксплуатации?

– 27 декабря на заседании Управляющего совета проекта с участием руководства предприятия и представителей партнеров – компаний «САП-СНГ» и «АСАП-Консалтинг». Основанием для принятия такого решения стали результаты 10-месячной опытно-промышленной эксплуатации семи модулей информационной системы управления предприятием на платформе САП (кратко мы ее называем система САП): «Управление производством», «Управление МТС и запасами», «Контроллинг», «Управление сбытом», «Бюджетирование», «Бухгалтерский учет», «Учет основных средств», «Налоговый учет». Заседание совета оказалось непростым, были высказаны замечания и даны соответствующие комментарии по результатам эксплуатации модуля «Управления производством». Однако в ходе обсуждения все же было принято решение о начале «продуктива». Напомню, что промышленная эксплуатация модуля «Управление персоналом» началась еще в апреле прошлого года по направлениям организационного менеджмента, администрирования персонала и учета рабочего времени. Необходимо отметить, что на сегодняшний день активными пользователями системы САП являются работники всех цехов и подразделений управления предприятия.

– Изначально запуск системы в эксплуатацию планировался на год раньше. Почему не удалось уложиться в запланированные сроки?

– Прежде всего, из-за неготовности нормативно-справочной информации (НСИ). Кроме того, персонал был недостаточно обучен и не аттестован, особенно в цехах. Не в полном объеме были разработаны регламентирующие документы: инструкции, порядки работы пользователей и т.д. Поэтому решение о переносе промышленной эксплуатации и начале опытно-промышленной эксплуатации как некоего переходного периода было вполне закономерно. Такой этап, когда пользователи работают с реальными данными в информационной системе, был необходим, в первую очередь, для приобретения сотрудниками предприятия навыков работы в САП, уточнения регламентов работ, дополнительной корректировки НСИ и т.д.

Сейчас мы понимаем, что установили для себя очень амбициозные сроки. Как правило, такие масштабные проекты реализуются в течение нескольких лет. Построение информационной системы управления предприятием класса ERP – это весьма сложный процесс, так или иначе затрагивающий все цеха и подразделения предприятия, охватывающий большое количество работников. Эффективное функционирование такой системы в немалой степени зависит от синхронности и своевременности выполнения соответствующих работ по регламентам. Это можно сравнить с большим оркестром, в котором каждый музыкант четко соблюдает общий ритм и знает когда ему необходимо сыграть свою партитуру. В итоге мы слышим прекрасную музыку или… режущий слух диссонанс. Очевидно, успех построения информационной системы во многом зависит от организации управления проектом. В этом плане мы пошли по правильному пути – сформировали команду специалистов с полной занятостью в проекте.

– Какие работы выполняет проектная команда на данному этапе?

– Сразу же хотелось бы отметить, что объем работ сегодня немалый. Чтобы это прочувствовать достаточно посетить проектный офис, который сейчас напоминает «встревоженный улей» – непрерывные звонки пользователей, короткие совещания, возникающие между специалистами модулей по многим вопросам, постоянная работа в самой системе САП ит.д. Сегодня проектная команда занимается сопровождением. В первую очередь, специалисты продолжают обучать пользователей работе в системе, консультируют.

Кроме того, устраняют замечания, с которыми мы вышли к этапу промышленной эксплуатации. Определенные организационные изменения, конечно, будут происходить, но понятие проектной команды, как группы специалистов, которые хорошо знают САП, сохранится. Нам невыгодно переводить этих профессионалов на другие направления, несвязанные с системой.

– Вы упомянули, что у пользователей есть замечания к работе системы. Расскажите о них поподробнее?

– К 2013 году мы подошли, имея практический опыт эксплуатации системы САП. Достаточно сказать, что в течение 2012 года было выпущено 63 распорядительных документа по предприятию, касающихся только порядка выполнения работ. Было принято много решений, в том числе по корректировке функциональности системы. Подготовлена в необходимом объеме НСИ. Но все же замечаний немало, наибольшее количество из них – по модулю «Управление производством». Это базовый модуль, в котором задействовано больше всего работников цехов. В частности, необходимо скорректировать порядок производственного планирования в системе САП, изменить форму отчетов, чтобы они стали более информативными для руководителей всех уровней. Кроме того, требуется снизить трудоемкость выполнения работ в цехах в системе САП ит.д. Период устранения этих и многих других замечаний может занять до полугода.

– Внедрение единой платформы приведет к упразднению программ собственной разработки?

– Да, это уже случилось с АРМами – старыми программами, в которых работали специалисты отдела кадров, отдела труда и заработной платы. С апреля, после начала промышленной эксплуатации модуля «Управления персоналом», их использование прекратилось. Сейчас мы анализирует ситуацию еще по 124 АРМам собственной разработки и часть из них будем постепенно выводить из эксплуатации.

– Можно ли с устранением имеющихся замечаний будет ставить точку в реализации проекта построения информационной системы управления предприятием?

– Многие воспринимают САП только как некое программное обеспечение. Это неверно. На самом деле идет процесс построения новой системы управления, основанной на стандарте управления MRP II. САП – это только инструмент. Процесс этот очень непростой, поскольку требует изменений не только в регламентах, оргструктуре, но, пожалуй, самое главное, в менталитете работников, их отношении и ответственности к выполняемым обязанностям. MRP II и САП, как инструмент, эффективны, если в систему своевременно вводится необходимая и достоверная информация.

Кроме того, в соответствии с техническим заданием на построение системы САП у нас предусмотрено дальнейшее развитие проекта по расширению функциональности системы, поэтому говорить о его завершении преждевременно.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”