Сергей Гореленков

Сергей Гореленков, Datastream Solutions CIS: Многие ожидают одну большую кнопку под названием «Решить все проблемы»

Учиться на западных методиках, выбросить из головы мнимую «российскую специфику», научиться признавать свои ошибки, быть готовым брать на себя ответственность за организационные изменения в своей компании – вот лишь небольшой список необходимых изменений.

Сергей Гореленков, исполнительный директор компании Datastream Solutions CIS,  отвечает на вопросы Сергея Жишкевича, главного редактора портала "Управление производства". 

- Сергей, Вы активно общаетесь со многими руководителями производственных компаний уже не один год. Подскажите, пожалуйста, как изменилось их отношение к вопросам применения ИТ для повышения эффективности производства за последние пять-семь лет? Какие задачи ими в основном уже решены, а какие для них сейчас вышли на «первый план»?

- Честно говоря, отношение к вопросам применения ИТ в производственных компаниях за последние годы изменилось незначительно. Как прежде, так и по сей день, ИТ и эффективность производства – два корабля, идущие в лучшем случае параллельными курсами. По сей день на большинстве предприятий любая инициатива по повышению эффективности производства, связанная с применением передовых ИТ-инструментов, вынуждена сталкиваться с ИТ-службой предприятия, которая зачастую преследует свои интересы, имеет мифическую ИТ-стратегию «развития», никак не связанную с эффективностью самого предприятия. На первом плане таких ИТ-стратегий всегда были и до сих пор остаются задачи внедрения решений, покрывающих все бизнес-процессы предприятия. Результат зачастую один – многолетние программы, закупка бесчисленного количества модулей и рабочих мест, корректировка планов внедрения ввиду изменения внутренней конъюнктуры предприятия. В лучшем случае в результате такого рода проектов эффективность производства не страдает.

Приятно осознавать, что в ряде российских компаний всё же появляются грамотные управленцы, готовые к изменениям, четко понимающие узкие места в своем бизнесе. При этом единой тенденции нет и быть не может. Даже на схожих предприятиях ключевые проблемы могут оказаться разными - организация логистических потоков, управление цепями поставок, оперативное управление производством, организация процессов технического облуживания и ремонтов и процессов смежных с ними.

В начале 00-х уже была единая тенденция внедрения ERP для решения всех задач предприятия. Результат, надеюсь, уже понятен всем. 

- Многие из российских предприятий переходят к комплексному развитию своих производственных систем. А как Вы считаете, какую роль сейчас играют ИТ-решения в производственной системе предприятия, и можно ли оценивать зрелость производственной системы по степени развития ИТ-системы компании?

- ИТ – это не более чем поддерживающая функция основного бизнеса предприятия. Невозможно с помощью даже самого совершенного ИТ-решения устранить колоссальный пробел в знаниях, опыте и производственной культуре, который образовался в нашем обществе за последние 20 лет. Другими словами, если автоматизировать хаос, то получится автоматизированный хаос. Степень развития ИТ-системы компании – не более чем количество потоков данных. Полезность для бизнеса и эффективности этого бизнеса от этих потоков нулевая, если исполнители базовых процессов не знают и не понимают конечной цели, а уровень управления предприятием не знает и не понимает, как правильно обращаться с полученной информацией. 

- Много ли, по Вашему мнению, предприятий в России действительно эффективно используют ИТ  для управления производством? Кто они, и почему именно их Вы считаете лучшими?

- Крайне немного. Проблема в первоначальном определении цели. К сожалению, многие пренебрегают бизнес-консалтингом для определения целей, детализации задач, а, возможно, и реорганизации структуры предприятия. Так и получается «автоматизированный хаос». Наша компания является достаточно небольшой на ИТ-рынке и занимает достаточно ограниченную нишу, что дает нам возможность быть предельно гибким и близкими к заказчику и его потребностям. Мы специализируемся на управлении процессами технического обслуживания и ремонта. Необходимость бизнес-консалтинга в этой области нам подсказал рынок.

Практика показала, что нельзя просто адаптировать даже лучшее в своем классе решение под реалии заказчика с одной стороны, или переделать бизнес-процессы заказчика под требования ИТ-решения с другой. К сожалению, оба этих подхода крайне популярны у «автоматизаторов» 00-х в России. Мы сделали вывод о том, что необходимо, применять лучшие мировые практики управления, прежде чем в принципе задумываться об ИТ-решении. Сейчас мы ведем ряд таких проектов у наших заказчиков. Радует, что несмотря на колоссальную производственную загрузку и нехватку квалифицированных человеческих ресурсов, менеджмент этих компаний готов к инновациям и организационным улучшениям, которые мы привносим на предприятия. 

- Многие из проектов по внедрению ИТ-систем для управления производством заканчиваются неудачей, или, как минимум, не оправдывают ожиданий руководства компаний.  Как Вы считаете, почему это происходит и на что стоит обратить особое внимание, чтобы проект был действительно успешным?

- Проблема №1 – ожидания руководства компании. Многие ожидают одну большую кнопку под названием «Решить все проблемы» и один вечнозеленый KPI. Как и чем будет обеспечиваться этот KPI, обычно руководство не интересует. Поэтому крайне важно, определив цель, понимать какие задачи и подзадачи должны будут выполнены для её достижения и в какие сроки. Другой аспект – это исполнители этих задач и подзадач. Классика управления – каждый исполнитель должен четко понимать свое предназначение, функции, а самое главное – конечную цель. Исполнителями обычно пренебрегают, а они в свою очередь воспринимают любую ИТ-инновацию только как дополнительную нагрузку.

Проблема №2 – оторванность ИТ-службы от потребностей бизнеса. Грамотный ИТ-менеджер – это человек в первую очередь разбирающийся в бизнесе предприятия, знающий его задачи, проблемы и потребности, умеющий говорить с производственниками на одном языке, способный преломить свои знания и производственный опыт на ИТ-инструмент. Зачастую на российских предприятиях это далеко не так, вследствие чего и возникает этот разрыв. 

Проблема №3 – это ожидание того, что внедрение ИТ-решения сможет решить задачи бизнеса. Довольно странно слышать ожидание клиента, у которого 30-40% простоев оборудования аварийные, по причине отсутствия диагностики, нежелания заниматься поиском причин простоев, нежелания организовывать работу служб – что внедрив ИТ-инструмент у него сразу будет идеальный график обслуживания и 95% готовность оборудования. Это проблему можно сформулировать как ПРОБЕЛ между ожиданиями руководства и готовностью руководства как-то меняться для решения задач. 

- Какие Ваши прогнозы – как дальше будет идти развитие ИТ-систем российских  промышленных предприятий, какие задачи станут для большинства из них актуальными в ближайшие годы?

- Мой прогноз – умеренно негативный. 90% предприятий так и будут продолжать внедрять различные «модные» ИТ-инструменты методом проб и ошибок. Слишком многое должно поменяться в подходе к управлению, чтобы число этих предприятий было меньше. Учиться на западных методиках, выбросить из головы мнимую «российскую специфику», научиться признавать свои ошибки, быть готовым брать на себя ответственность за организационные изменения в своей компании – вот лишь небольшой список таких изменений. В ближайшие годы таких менеджеров появятся лишь единицы, т.к. весьма сложно сломать сложившийся подход, когда у среднестатистического управленца в России нет, цели думать об эффективности бизнеса, даже в пятилетней  перспективе.

О компании Datastream Solutions CIS
Datastream Solutions CIS является специализированной компанией в области предоставления решений для эффективного управления основными фондами, техническим обслуживанием и ремонтами. Компания предлагает полный комплекс услуг для реализации проектов оптимизации управления ТОиР предприятий различных отраслей. Как Центр Компетенции по ЕАМ-решениям компании Infor в России и СНГ Datastream Solutions CIS отвечает за дистрибуцию, локализацию и техническую поддержку продуктов Infor EAM в регионе.

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях