Виртуальные рабочие столы

Ничего лишнего: Рабочие столы сотрудников исполнительного аппарата РусГидро станут виртуальными

В центральном офисе РусГидро грядет IT-революция: его сотрудники пересядут за «виртуальные рабочие столы». Что это значит, зачем это делается и почему от нововведений выиграют все, – рассказали в департаменте информационных технологий РусГидро.

10 октября 2013
"Вестник РусГидро", сентябрь 2013г.

Пустили в расходы

– К рабочим местам в корпоративной среде предъявляются гораздо более жесткие требования, чем к домашним компьютерам, особенно это касается защиты данных, – объясняет начальник департамента информационных технологий ОАО «РусГидро» Дмитрий Смоляров. – Объемы информации, хранящейся на жестких дисках пользователей, увеличиваются в геометрической прогрессии, поэтому мы вынуждены тратить колоссальные усилия, чтобы перенести данные с одного носителя на другой.

А переносить данные, хранящиеся на каждом отдельном компьютере, необходимо каждые три года. За этот срок машины вырабатывают свой ресурс и подлежат замене. Каждый новый компьютер должен быть мощнее и совершеннее своего предшественника. Такой круговорот компьютеров обходится компании в круглую сумму. Но бывают еще и внештатные ситуации. Например, повреждение жесткого диска или потеря ноутбука. Восстановление информации с них требует массу времени, усилий и денег, причем без всяких гарантий, что данные удастся вернуть в полном объеме.

Можно ли снизить расходы на обновление компьютерного парка и обслуживание рабочих мест, повысить безопасность данных, сократить простои пользователей в результате поломки оборудования и получить множество других преимуществ – вплоть до экономии электроэнергии? Такую задачу поставило перед айтишниками руководство компании. И они нашли эффективное решение, убив одним выстрелом всех вышеперечисленных зайцев.

Свобода действий

Изучение продуктов, представленных сегодня на рынке, показало, что оптимальным вариантом станет внедрение инфраструктуры виртуальных рабочих столов (Virtual Desktop Infrastructure, или VDI). В компании устоялось еще название «тонкие клиенты» (англ. thin client), которое пошло от названия устройств, устанавливаемых в офисе взамен привычных ПК.

– Это принципиально новый подход к организации работы пользователей, – поясняет начальник отдела эксплуатации департамента информационных технологий Александр Носов. – Суть его состоит в том, что происходит разделение рабочей среды и собственно компьютера. То есть все данные, приложения, документы, операционные системы хранятся не на жестком диске персонального компьютера, а на сервере в Центре обработки данных. Пользователь может получить доступ к своим программам и документам из любой точки мира, где есть Интернет, и с любого устройства, будь то ноутбук, планшет или мобильный телефон.

Сплошная экономия

Итак, для рядового пользователя основное преимущество новой технологии состоит в том, что где бы он ни находился, подключиться к своему рабочему месту можно в считанные минуты. Это особенно оценят те, кому приходится часто бывать в длительных командировках. Для компании плюсов еще больше. Главный из них – кратное повышение уровня информационной безопасности: VDI является надежной защитой от потери данных, от несанкционированного доступа к ним, хакерских атак, опасных вирусов.

Если говорить об экономических плюсах, то и они весьма ощутимы. Во­первых, снижается стоимость обслуживания рабочих мест. Во­вторых, удлиняется срок жизни офисных компьютеров, поскольку нет необходимости наращивать их мощность, дольше будут служить и серверы. Не менее важно, что существенно экономится время на организацию новых рабочих мест, установку корпоративных приложений или обновление их версий. Если, к примеру, компания принимает решение по переходу на новую версию Microsoft Office, то после установки ее на сервер системы VDI программа сразу же становится доступной для всех пользователей системы.

Испытано на себе

Как и любая новая технология, система VDI не лишена «детских болезней», однако сотрудники ДиТ и подрядных организаций, участвующих в проекте, с упорством первопроходцев реализуют все возможности вывода системы на качественный уровень, позволяющий пользователям почувствовать все достоинства нового решения и не испытывать дискомфорта, который часто сопровождает все новое.

Как признаются сотрудники департамента информационных технологий, самое сложное в запуске подобной технологии в масштабах холдинга – это адаптация продукта к требованиям разных пользователей. У каждого свои функциональные обязанности и свой набор необходимых в работе программ. Но, как показал опыт первого этапа внедрения системы, это можно преодолеть.

Главный специалист управления документооборота и контроля Юлия Башинская начала работать в VDI в июле и никаких трудностей перехода не почувствовала. «На адаптацию потребовалось несколько дней, а потом все пошло в обычном режиме, – говорит Юлия. – Единственное отличие в том, что немного поменялась картинка рабочего стола».

– Мы очень благодарны всем, кто согласился принять участие в пилотном проекте, – говорит Дмитрий Смоляров. – Их замечания и предложения помогают нам вносить в программу изменения, чтобы в итоге на свет появился унифицированный сервис, работать с которым будет удобно практически всем пользователям.

Переход всех сотрудников исполнительного аппарата компании на технологию VDI должен завершиться ко II кварталу следующего года.

Пилотный проект по внедрению технологии VDI в прошлом году прошел в филиалах компании. Но первыми ко II кварталу 2014 года на нее перейдут работники исполнительного аппарата. Затем «тонкий клиент» будет внедряться в филиалах с учетом опыта московских коллег.

Оксана Танхилевич

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях