http://www.quadra.ru 0 комментариев

Просто об информационных технологиях (Управление информационных технологий ОАО «Квадра»)

О развитии информационных технологий, достижениях и ближайших планах работы IT-специалистов ОАО «Квадра» рассказывает начальник Управления информационных технологий (УИТ) компании Андрей Сунцов.

Андрей Николаевич, познакомьте, пожалуйста, наших читателей со структурой Вашего подразделения. Каковы основные направления деятельности его специалистов?

– Управление информационных технологий ОАО «Квадра» состоит из трех отделов – технической поддержки системного администрирования, разработки и внедрения информационных систем и информационных систем управления технологическими процессами. Также в состав управления входит сектор информационно­технического обеспечения.

Основной задачей УИТ является обеспечение поддержки и развитие бизнес­процессов компании с помощью информационных технологий. Если быть точнее, это обслуживание и развитие привычных для всех сотрудников компании сервисов – телефонии, единой мультисервисной сети, видео­ и аудиоконференцсвязи, электронной почты и интернета. В нашу компетенцию также входят сопровождение и развитие корпоративных бизнес­приложений – «ИРБИС», 1С управление производственным предприятием (1С УПП), системы электронного документооборота «БОСС­референт» (СЭД «БОСС­референт»), системы «Центр сбора информации» (ЦСТИ), web­сайта, электронной торговой площадки и еще ряда вспомогательных приложений, например, телефонного справочника и системы централизованного управления видеокамерами на объектах крупных строек.

Расскажите подробнее о работе информационных систем, которые используют в своей деятельности сотрудники компании «Квадра».

– Одной из ключевых корпоративных информационных систем компании является финансовая система управления и консолидации «ИРБИС». Это полностью собственная разработка компании «Квадра», идеологом и архитектором которой является директор по IT­технологиям ОАО «Квадра» Владимир Михайлович Наумов. Он непосредственно курирует и направляет ее развитие. Система постоянно совершенствуется, происходит адаптация ее к бизнес­процессам в тесном сотрудничестве с директором по экономике и финансам Евгенией Юрьевной Мироненко и Финансовым управлением компании.

Система «ИРБИС» охватывает основные финансовые процессы компании во всех филиалах и ДЗО. Она позволяет централизованно вести учет договоров, формировать и согласовывать платежные реестры, в ней кураторы и подразделения могут контролировать и планировать затраты по своим статьям бизнес­плана. Благодаря внедрению этой системы финансовая деятельность компании стала более прозрачной, структурированной и понятной.

Для автоматизации бухгалтерского и кадрового учета компании используется система 1С УПП, которая всем знакома. В нашем случае ее особенность заключается в том, что копии системы развернуты в каждом филиале и ДЗО ОАО «Квадра», причем все они имеют стандартную конфигурацию и нормативно­справочную информацию. Внесение изменений в данную систему осуществляется централизованно. Системы «ИРБИС» и 1С тесно интегрированы, между ними ведется обмен документами и нормативно­справочной информацией.

С 2009 года в исполнительном аппарате компании «Квадра» используется система документооборота «БОСС­референт». В отличие от «ИРБИС» и 1С она внедрена пока еще только в Западном, Центральном и Южном филиалах компании. В настоящий момент идет установка системы «БОСС­референт» в Восточном филиале, здесь же будет впервые использована ее последняя версия, которая значительно отличается т установленных ранее. Она имеет более расширенный функционал и современный web­интерфейс, которые позволяют работать в ней по «тонким» каналам передачи данных, в том числе и через Интернет. В 2013 году мы установим новую версию «БОСС­референт» там, где уже работает эта система. В остальных филиалах будет сразу устанавливаться новая версия, что позволит полностью перевести на единый электронный документооборот все филиалы и исполнительный аппарат компании.

Еще заслуживает внимания система ЦСТИ, введенная в промышленную эксплуатацию в ноябре этого года. Это был сложный проект, на стадии внедрения мы тесно взаимодействовали с Управлением по продаже электроэнергии и мощности и ПТУ.

Работа Управления информационных технологий предполагает высокий уровень квалификации и слаженность в работе специалистов?

– Для решения современных задач в сфере ИТ от специалистов управления требуется высокая квалификация и достаточный опыт. Слаженная работа нашего подразделения невозможна без тесного взаимодействия специалистов нашего профиля на всех организационных уровнях компании. Мы, конечно, очень тесно сотрудничаем с ИТ­службами филиалов. Специалисты Восточного и Центрального филиалов осуществляют вместе с нами реализацию крупных проектов. Надо отметить, что в ИТ­службах этих филиалов работают высококвалифицированные специалисты. Благодаря их активному участию система 1С внедрена в ОАО «Квадра», сейчас они осуществляют техническую поддержку данной системы. Кроме того, ИТ­специалисты Центрального филиала обслуживают ряд корпоративных IT­сервисов, таких как единая мультисервисная сеть, видео­ и аудиоконференцсвязь, помогают с настройкой системы электронной почты и оказывают технические консультации филиалам.

Сейчас в ОАО «Квадра» идет выделение теплосетевых дочерних компаний с созданием Центров по работе с клиентами, которые требуют серьезного IT-обеспечения. Что делается в этом направлении?

– Теплосетевые компании работают непосредственно с потребителями, поэтому уровень IT­сервиса у них должен быть довольно высоким. Здесь необходима бесперебойная работа телефонии, квитанции должны распечатываться в срок, расчеты с клиентами осуществляться без сбоев и ошибок. Надо сказать, что ИТ­инфраструктура в данных ДЗО должна быть не менее устойчивой, чем в филиалах.

Поэтому сейчас перед нами стоит еще одна важная задача – унификация информационных систем для обеспечения деятельности теплосетевых компаний. Мы решили начать с Курска: сейчас в Курском филиале идет реализация «пилотного» проекта по внедрению системы автоматизации сбытовой деятельности. Для реализации проекта выбрана Система «1С: Управление теплосетью». Специалистами УИТ совместно с функциональными подразделениями исполнительного аппарата было разработано единое техническое задание на внедрение данной системы, которое согласовано со всеми филиалами и ДЗО, сейчас идет ее закупка и внедрение. После «пилота» в Курске будет приниматься решение о дальнейшем «тиражировании» данной системы в остальных теплосетевых компаниях.

На какой стадии находится процесс создания сайтов теплосетевых компаний?

– Решение о создании типовых сайтов для дочерних теплосетевых компаний ОАО «Квадра» принято руководством компании в этом году. Специалисты УИТ и отдела по связям с общественностью компании сразу приступили к реализации данного проекта. Уже разработано единое техническое задание, идет подготовка, и в следующем году начнется непосредственное создание сайтов. Такая мера позволит снять нагрузку с основного сайта ОАО «Квадра», более оперативно осуществлять информирование населения об услугах, тарифах и событиях в каждом регионе. В ближайших планах – реализация проекта по созданию личного кабинета клиента. Есть идея – сформировать централизованную систему, которая будет содержать в себе все личные кабинеты клиентов ТСК (дочерних компаний ОАО «Квадра»). Это будет единый сервис для теплосетевых компаний, функционирующих как единая площадка.

В личных кабинетах будет настроен обмен данными со сбытовыми системами, откуда будет поступать информация по каждому клиенту об объеме потребленных услуг, взаиморасчетах с компанией, некоторых финансовых операциях. Все это нужно для того, чтобы потребитель мог оперативно увидеть сведения о своих взаимоотношениях с поставщиками тепла: сколько заплатил, сколько должен и распечатать квитанцию для оплаты.

Сейчас идет также работа над решением задачи предоставления клиентам компании и ТСК альтернативных способов оплаты услуг. Проводятся технические консультации с одним из коммерческих банков по использованию услуги интернет­эквайринга. С ее помощью потребители – физические лица – смогут зайти на web­сайты ТСК и оплатить услуги с помощью банковской пластиковой карты. Техническая часть этого проекта уже проработана, но есть вопросы, касающиеся финансовой составляющей, по которым ведутся переговоры с руководителями банка. Надеюсь, что в ближайшее время этот вопрос решится.

Сколько времени это займет?

– Создание сайтов ТСК будет поэтапным и должно завершиться к концу апреля 2013 года. По интернет–эквайрингу все зависит от переговоров по стоимости данной услуги. Сначала она, возможно, будет доступна на нашем сайте для филиалов, где осуществляются непосредственные расчеты с потребителями. А потом, после создания сайтов ТСК, планируется использование этой системы на них. Работа по созданию личных кабинетов клиентов будет вестись в течение 2013 года.

Обеспечение системы безопасности на энергообъектах тоже сфера деятельности IT-специалистов. Расскажите, как это происходит, не раскрывая профессиональных секретов.

– Соблюдение информационной безопасности в современном мире стало острой необходимостью, учитывая бурное развитие информационных технологий и в том числе опережающие темпы развития кибер­преступности. Еще одним стимулом для постоянной разработки данного направления является ужесточение законодательства в области защиты персональных данных, в частности 152 ФЗ, который требует обеспечения защиты информационных систем, содержащих в себе персональные данные.

Сейчас в исполнительном аппарате и Центральном филиале реализуется проект по защите единой мультисервисной сети передачи информации и систем обработки персональных данных. Для этого был выбран подрядчик, имеющий необходимые сертификаты Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), ФСБ и еще ряда регулирующих госорганов, который проводит аудит технической инфраструктуры и бизнес­процессов компании. На выходе мы получим ряд IT­решений, в соответствии с которыми будет установлено необходимое оборудование, программное обеспечение, проведена настройка систем согласно требованиям контролирующих государственных органов, разработана техническая и организационная документация для защиты персональных данных и ИТ­инфраструктуры компании. В дальнейшем аналогичные проекты реализуются в других филиалах.

В компании «Квадра» запущен новый сайт. На каких принципах и современных технологиях основано его создание и функционирование?

– Разработка сайта компании «Квадра» осуществлялась с использованием системы управления контентом «1C­Битрикс: Управление сайтом». Так что технологическая платформа довольно стандартная и широко используемая на рынке России. При создании любого сайта одной из самых сложных задач является определение его концепции и дизайна, поэтому основная часть работы была выполнена специалистами Отдела по связям с общественностью ОАО «Квадра» и дизайнерами подрядной организации.

Из особенностей нашего сайта можно отметить использование сервиса одного из международных провайдеров для отображения текущей стоимости акций ОАО «Квадра» и построения различных графиков изменения стоимости по периодам при помощи технологии IFrame.

С точки зрения IT­технологий, новый сайт получился современным и многофункциональным.

Светлана Ксенофонтова

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”