«ИТ-проекты уже не могут просто «идти», они должны «бежать»

ИТ-поддержка авиадвигателестроительного предприятия является сложной и технологичной задачей. 2018 год стал для службы директора по ИТ ПАО «ОДК–Сатурн» периодом формирования кадрового актива, способного вывести применение информационных технологий в бизнес-процессах на принципиально новый уровень. Об итогах года, планах и реализации интересных проектов в 2019–2020 годах, о том, почему компания должна стать ИТ-лидером холдинга, рассказывает директор по информационным технологиям ПАО «ОДК–Сатурн» Евгений Алексеев.

11 февраля 2019

Благодарим пресс-службу ПАО «ОДК–Сатурн» за предоставление данного материала.

Евгений Алексеев, директор по информационным технологиям ПАО «ОДК–Сатурн»

Евгений Алексеев, директор по информационным технологиям ПАО «ОДК–Сатурн»  

Еще лет пятнадцать назад машиностроительные компании не имели принципиального выбора в вопросе – что делать в сфере развития и применения информационных технологий. Перед ними существовал один путь – самостоятельная разработка программных продуктов для решения операционных задач, поскольку на российском рынке программных решений нужного функционала просто не было. ПАО «ОДК–Сатурн» в это время активно развивало информационные технологии, было одним из передовых предприятий c точки зрения применяемых ИТ-решений, что позволило успешно развиваться компании в целом.

Сегодня реалии ИТ-рынка изменились. Интеграторы предлагают широкий выбор бизнес-приложений разного уровня, решающих задачи управления промышленным предприятием, обладают компетенциями по их быстрому развертыванию и внедрению в операционную деятельность. Изменились и задачи ИТ-подразделений.

Скорость изменения окружающей бизнес-среды уже не позволяет нам заниматься многолетними ИТ-проектами с отложенным результатом, любое внедрение должно происходить в сжатые сроки, а бизнес-пользователь получать изменения своей операционной деятельности уже «на следующий день». Такая трансформация службы информационных технологий является болезненным, но неизбежным процессом, требующим внутренней энергии, смелости в принятии решений, постоянного изучения лучших практик и поиск оптимального способа их применения в компании. Мы обязаны с готовностью принять все вызовы времени, которые предъявляются внутри компании и за ее пределами, чтобы обеспечить качественный переход к цифровой трансформации и цифровой экономике, заявленным на уровне государства.

Проигнорировать эти процессы трансформации компания не может, поэтому придется меняться, менять мышление, менять методы работы, менять информационные системы, оцифровываться, наконец, подстраиваться и опережать темп времени. ИТ-проекты уже не могут просто «идти», они должны «бежать».

Если на сегодняшний день ПАО «ОДК–Сатурн» использует одни из лучших CAD/CAM/CAE продуктов в мире, является одним из лидеров по цифровым двойникам, цифровому проектированию, – то в производстве, как основном сегменте создания ценности, требуются реальные шаги по внедрению цифровых решений, автоматизации цехового управления. Необходимо приблизить ИТ-среду к рабочему, выполнить перенос информационных потоков со стола ИТР персонала на «цеховой пол». И в этом направлении мы заняли активную позицию.

Заключены договоры с нашими партнерами по предпроектной подготовке в области календарного планирования основного производства. Запускаем пилотный проект по внедрению MES-системы для управления на цеховом полу и межцехового управления. Этот пилот будет длиться весь 2019 год в цехе № 34, и при положительном результате мы перейдем к цеховому управлению, основанному на системе объективного сбора данных. Создание работоспособного прототипа комплексной системы в цехе № 34 сделает его базовым для автоматизации управления во всех механических и сборочных цехах.

В 2018 году мы предприняли шаги для перехода на новые программные платформы.

В наших планах уход от приложений FOXPRO (их порядка 700), отключение этого сегмента в 2022 году с переводом на актуальную платформу управления данными. Существующая цифровая платформа позволяет решать большинство текущих задач, но по степени производительности она уже не отвечает реалиям, будучи спроектированной для технологий бумажного документооборота и централизованной обработки данных операторами ЭВМ, единых больших систем, для довольно упрощенных интерфейсов dos-приложений, которые сняты с эксплуатации производителями еще десять–пятнадцать лет назад.

С февраля 2019 года мы запускаем в опытную эксплуатацию обновленный корпоративный портал на современной платформе MS SharePoint. Функциональность средств публикации, возможности для распространения контента, механизмы сфокусированных коммуникаций и обучения нового портала значительно увеличены в сравнении с действующим.

СДИТ будет и дальше прилагать усилия для интенсивного перехода от бумаги к «цифре». Это неизбежное будущее. В 2019 году внедряемая на предприятии система электронного документооборота должна на девяносто процентов закрыть все потребности внутренних пользователей.

Все больше в нашу жизнь входят процессы роботизации. Один из пилотов касается апробирования функциональности офисного робота для повышения производительности ИТ-сервисов, сверхзадача – робот должен выполнять до 50 процентов предоставляемых сервисных операций.

В минувшем году в структуру предприятия в качестве филиала вошло ОМКБ, и мы рассматриваем несколько слоев наших взаимоотношений с точки зрения информационных технологий. Результатом 2019 года должно стать полное включение информационной сети ОМКБ в общее информационное поле «Сатурна», с единым доменом, прозрачными протоколами обмена данными, идентичной инфраструктурой и прочим выравниванием технологических возможностей. По факту, для ОМКБ «Сатурн» должен стать большим приватным облаком, который поможет развить локальные сервисы за счет имеющихся резервов наших инфраструктурных решений, суперкомпьютерных или вычислительных мощностей.

Вторым большим результатом – такой план до конца февраля будет сформирован – должно стать применение омским филиалом в своей операционной деятельности передовых решений «Сатурна» как в области проектирования изделий, так и в области хозяйственной деятельности – документооборота, финансово-экономической деятельности и прочих сегментов. В ближайшие два года мы намерены прийти к тому, чтобы работники ОМКБ могли использовать наши ИТ-ресурсы в полной мере, как и все работники «Сатурна».

Довольно интересной и сложной для нас является тема информационной безопасности. Чем больше данных мы переводим в «цифру», тем актуальнее этот вопрос и тем больше внимания уделяется управлению этими данными и их защите. Затраты на безопасность неизменно возрастают. Это процесс, которому невозможно противиться. А если процессу невозможно противиться, его надо возглавить.

В 2018 году был предпринят ряд шагов, чтобы найти механизмы сближения современных технологий с уровнем работников. Процесс мобилизации информационных систем является очевидным запросом производства. В настоящее время мы запускаем ряд пилотных проектов, которые должны сделать эту технологию доступной. В идеале работнику выдается планшетный ПК, на котором он видит и сменное задание, и технологию, составляет отчеты. Мы сможем быстрее получать обратную связь и принимать управленческие решения, что позволит компании существенно повысить эффективность и результативность работы. Начав проекты в марте на базе цеха № 34, уже к концу 2019 года мы надеемся оценить полученный результат.

Один из важных проектов, совместный с дирекцией по персоналу, связан с системой управления обучением, компетенциями и навыками. В ближайшее время мы протестируем интересную LMS-систему, используя которую все пользователи вычислительной сети без отрыва от производства на своих рабочих местах смогут самостоятельно пройти ознакомительные курсы, либо повторно просмотреть те или иные материалы, в которых они утратили свои компетенции. Такие механизмы обучения сокращают затраты на повышение квалификации персонала, увеличивают возможности обучения для большего числа работников, не повышая загрузку учебного центра.

По моей оценке, нам не всегда хватает уверенности в собственном успехе. Для достижения результата необходимо всего два условия: глубокие знания и смелость при реализации поставленных задач. С первым условием все в порядке, над вторым работаем.

Глобальная задача нашей службы – сделать ПАО «ОДК–Сатурн» лучшей цифровой компанией холдинга. Задача амбициозная, но выполнимая. Надо действовать, потому как, если ничего не начинать, ничего и не получится, а мы нацелены на успешный результат.

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях