"Сибирская нефть" 0 комментариев

Смена ландшафта (Газпром нефть: стратегия развития IT до 2015 года)

В «Газпром нефти» разработана сводная стратегия развития IT до 2015 года. Ее реализация позволит перейти к единой системе IT, которая станет одним из ключевых инструментов при решении как стратегических, так и операционных задач.

Добыча онлайн

Значимость информационных технологий для нефтегазовой отрасли наиболее ярко иллюстрируют американские тенденции. Например, к началу XXI века добыча в нефтегазовой отрасли США за счет внедрения IT-систем выросла на 6%. В 2011 году благодаря развитию IT крупные компании увеличили коэффициент извлечения нефти на 25–30%.

Важнейшим направлением использования информационных технологий в сегменте upstream стало создание систем дистанционного управления разработкой месторождений в реальном времени. Особенно актуально это для удаленных активов в труднодоступных регионах со сложными внешними условиями. Для тех же Соединенных Штатов это Аляска, океанские шельфы; для России – арктические месторождения, залежи Восточной Сибири и Дальнего Востока. Подобные системы активно разрабатываются лидерами мирового нефтяного рынка и включают в себя мониторинг добычи и транспортировки сырья, анализ геолого-промысловых данных, механизмы оптимизации производственного процесса. «Умные месторождения» позволяют резко сократить непроизводительные затраты ресурсов, энергии, рабочего времени. Все этапы освоения месторождений углеводородов (поиск, разведка, бурение, разработка и эксплуатация) становятся более энергоэффективными и ресурсосберегающими. По данным экспертов, только на этапе бурения это позволяет экономить от 5 до 15% капитальных вложений, на 5–10% сократить операционные затраты.

Современный уровень технологий позволяет работать с экстремально большими объемами информации и осуществлять такие масштабные проекты, как, например, связка всех морских платформ British Petroleum в Мексиканском заливе единой информационной системой, что компания реализовала в 2010 году. Сооружение оптоволоконного канала протяженностью 1,2 тыс. км обошлось BP в $80 млн. Такими же сетями объединены перерабатывающие и сбытовые предприятия, тесно связанные в одну информационную сферу с процессами логистики, финансовыми потоками, системами управления всеми видами ресурсов.

Сегодня лидеры мирового нефтяного рынка тратят от 1,5 до 4% своей выручки на развитие IT, и, как показывает практика, эти вложения возвращаются сторицей, значительно повышая конкурентоспособность бизнеса.

IT-эволюция

Каждая крупная компания проходит несколько этапов эволюции IT-системы. Если в первоначальный момент организации бизнеса важно обеспечить элементарную автоматизацию деятельности предприятия и создать базовую IT-инфраструктуру, то уже через три-пять лет развития потребности бизнеса меняются. На этом этапе возникает необходимость создания единой системы управления всеми подразделениями компании, а также повышения эффективности и оптимизации бизнес-процессов. Для реализации этих задач требуется кардинальное изменение IT-системы, которое включает в себя разработку и тиражирование шаблонных решений, создание корпоративных систем управления производством и интеграцию технологических объектов в единую IT-инфраструктуру.

Заключительным этапом эволюции IT можно считать создание в компании единого информационного пространства, многоуровневых корпоративных хранилищ данных и системы их обработки. Это позволяет не только управлять технологическими, производственными и бизнес-процессами предприятия из любой точки мира, но и принимать решения на основе аналитической обработки данных и прогнозного моделирования, предсказывая развитие ситуации во всех подразделениях компании. В этом случае IT-система перестает нести одну лишь утилитарную сервисную функцию. Она становится полноправным бизнес-партнером, залогом эффективного функционирования компании и двигателем ее прогресса.

Сегодня развитие IT-службы в «Газпром нефти» находится на стыке первого и второго этапов: в компании полностью создана необходимая IT-инфраструктура, обеспечивающая стабильное функционирование всех подразделений, внедрены ERP-системы и системы управления производством для основных процессов, создаются отдельные хранилища данных в логистике, переработке, сбыте, финансовом блоке, HR. Однако для дальнейшего роста компании этого недостаточно. Уже сейчас каждое из подразделений «Газпром нефти» нуждается в новых IT-решениях. В первую очередь речь идет об оптимальной автоматизации процессов добычи и переработки, а также о внедрении аналитических систем обработки данных. Причем в аналитике нуждаются все блоки компании.

Еще один важный момент – наличие шаблонных решений, которые можно будет внедрять в любом филиале компании, независимо от его местоположения и особенностей работы. Такие решения позволят ускорить становление новых подразделений «Газпром нефти» в ходе географической экспансии.

Правила игры

В 2012 году была утверждена сводная стратегия развития в области информационных технологий группы компаний «Газпром нефть» на ближайшие два-три года. При ее создании использовался как релевантный опыт крупных западных и российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), так и существующие IT-стратегии отдельных блоков компании, учитывающие специфику той или иной сферы деятельности. Основной идеей стратегии развития стал вывод IT-службы «Газпром нефти» на уровень, позволяющий не просто снабжать предприятия компании необходимыми сервисами, но и обеспечивать им технологическое соответствие современным запросам.

Предполагается, что в ходе реализации задуманного изменения коснутся всех подразделений IT-службы и начнутся с головы – с реорганизации существующей системы управления: первым начал меняться именно департамент информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций (ДИТАТ). «Созданная стратегия призвана обеспечить скоординированные действия IT-служб всех подразделений компании – от Корпоративного центра до «дочек», – пояснил Павел Ершов, консультант компании «Астерос Консалтинг», принимавшей участие в разработке стратегии. – Часть полномочий будет делегирована людям на местах, а в перспективе ДИТАТ возьмет на себя функцию стратегического контролера по отношению к другим IT-подразделениям компании. Таким образом локальные стратегии развития IT с учетом специфики работы того или иного блока будут соответствовать общим целям компании и использовать единые шаблоны. Появятся правила игры – общие для всех подразделений компании. При этом будут четко разграничены ответственность и полномочия всех участников системы управления. Компания получит прозрачную IT-систему с гарантированно эффективным взаимодействием между IT-службами всех блоков».

Главная цель реализации сводной стратегии – переход от «лоскутной автоматизации» к цельной IT-системе. Для этого необходимо менять не только систему управления, но и информационно-технологический ландшафт: в планах создание единого центра обработки данных (ЦОД), системы бизнес-аналитики (Business Intelligence, или BI), максимальная автоматизация производственных процессов и сбор низовой информации, запуск мониторинга процессов разведки и добычи, нефтепереработки, логистики и сбыта. Эти шаги позволят повысить качество управления бизнесом за счет оперативного получения данных по всем блокам и их подробного анализа. Помимо этого использование технологий, сводящих к минимуму ручной труд, повышает эффективность работы предприятия и снижает влияние человеческого фактора на производственные процессы.

Фактор развития

В соответствии с принятым сценарием стратегии развития планируется осуществить более 200 IT-проектов во всех подразделениях компании, а инвестиции в их реализацию составят более 9 млрд рублей.

Уже началось внедрение стратегических IT-проектов и на уровне ряда подразделений компании – например, создание системы «Нефтеконтроль». Основная цель ее внедрения – получение достоверной и оперативной информации о производстве, распределении и перемещении нефтяного сырья и нефтепродуктов на территории РФ, а также поставках российского нефтяного сырья и нефтепродуктов за пределы страны. Полностью внедрить систему планируется в 2015 году.

Сводная стратегия развития IT позволяет не только за ближайшие два-три года предоставить бизнесу эффективный инструмент для принятия управленческих решений, но и создать серьезный задел на будущее. Стратегические планы «Газпром нефти» до 2020 года подразумевают значительный рост числа месторождений, расширение сбытовых сетей, развитие НПЗ. В этих условиях IT-служба должна стать полноправным фактором развития бизнеса, снабжая его новыми технологиями. Говорят, что плох солдат, не мечтающий стать генералом. Грядущие изменения IT-службы компании позволяют ей всерьез примерить на себя «генеральские погоны», ну а за «полем боя» дело не станет – залогом тому растущие запросы рынка.

София Зорина

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”