Рассказывает заместитель руководителя департамента информационных технологий, руководитель управления развития и поддержки корпоративных информационных систем Анатолий Ушаков.
Благодарим пресс-службу ОАО "Трансмашхолдинг" за предоставление данного материала.
Большие распределенные компании часто представляются нам неповоротливыми организмами, которыми сложно управлять. Однако современные средства автоматизации бизнес-процессов легко опровергают этот стереотип. Примером может служить история создания единой информационной системы в ЗАО «Трансмашхолдинг».
— Анатолий, расскажите, пожалуйста, о начальном этапе работы департамента. Как он создавался и какие задачи решал?
— Решение о создании департамента информационных технологий было принято в 2005 году. Основной задачей нового подразделения стало построение единой информационной системы и формирование единого информационного пространства, которое позволило бы эффективно управлять всеми частями холдинга.
Поначалу приоритетом было внедрение «тяжелых» ERP-систем (англ. Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия), которые были актуальны в те годы. Мы даже разработали комплексный проект и подготовили проведение крупного конкурса по внедрению таких систем. Но потом начался кризис 2008 года и стало уже не до инвестиций в IT, поэтому мы стали сокращать затраты и сосредоточились на повышении эффективности уже имеющихся у нас средств.
— К этому времени структура холдинга уже была в значительной степени сформирована и требовались унифицированные решения. Как вам это удалось при довольно скромных бюджетах?
— Мы просто пошли другим путем. На тот момент у нас в холдинге уже использовалась платформа 1С. Нашими специалистами на ее базе уже была реализована система «ТМХ-Бюджетирование», которая выполняла, и по сей день продолжает успешно выполнять функции корпоративного казначейства, планирования и управления потоком денежных средств, а также сбора и консолидации управленческой отчетности в рамках бюджетного процесса группы компаний. Поэтому следующей централизованной системой, которую мы начали создавать своими силами, стала система управления сбытом — СУМИ. Тогда в холдинг входило более десяти крупных заводов и реализация была организована двумя путями: через централизованные торговые дома и напрямую заказчикам с предприятий. В силу большой операционной нагрузки в управлении процессом реализации часто возникали различные сбои и отклонения, приводящие к срывам сроков поставки и оплаты продукции и потерям времени сотрудников. Для решения накопившихся вопросов была необходима автоматизированная информационная система централизованной реализации, которой и стала СУМИ. На сегодня эта система полностью контролирует все операции по реализации как с торговым домом, так и напрямую с покупателями, позволяет формировать и консолидировать бюджет реализации продукции холдинга. Другая важная функция, которая реализована в системе, — централизованный контроль дебиторской задолженности.
Для решения накопившихся вопросов была необходима автоматизированная информационная система централизованной реализации
— Подобная система функционирует и в сфере снабжения. Расскажите о ней подробнее.
— Совершенно верно, речь идет об АМТО — системе автоматизации материально-технического обеспечения. Она стала следующим продуктом, который также полностью разработан и внедрен собственными силами. Правда, в отличие от других централиованных систем в создании АМТО департамент информационных технологий принимал участие только на начальном этапе, дальнейшее развитие и сопровождение АМТО осуществлялось IT-специалистами ЗАО «РусТрансКомплект».
Система АМТО позволяет предприятиям запланировать закупки, провести заявочную кампанию, а ЗАО «Рус-ТрансКомплект» — аккумулировать эти заявки, обрабатывать их, следить за ценообразованием и объемами поставок и уже дальше оперативно управлять снабжением предприятий. Это дало, во-первых, глубокий и предметный номенклатурный контроль структуры снабжения заводов, а во-вторых, дополнительные скидки от поставщиков за счет увеличения объемов закупок. Также на базе системы АМТО реализован единый номенклатурный справочник-классификатор холдинга.
— Что в итоге получила компания от внедрения этих инструментов?
— Если честно, то чисто экономический эффект посчитать крайне сложно и результаты будут неоднозначными. Понимаете, автоматизация оказывает на экономические показатели лишь косвенное влияние. Мы делаем инструмент, с помощью которого другие подразделения могут достичь того или иного результата. И очень часто эффективность является заложником полноты и качества использования инструментария в подразделениях. Более того, часто эффект от автоматизации проявляется в повышении прозрачности процессов и оперативности данных, что в свою очередь повышает качество принимаемых решений. Такой эффект оценить еще сложнее. Однако некоторые цифры я все же могу назвать. Например, экономический эффект от запуска блоков по централизованному контролю дебиторской задолженности в 2008 году составил около миллиарда рублей.
— После того как Трансмашхолдинг стал сотрудничать с иностранными партнерами, систему наверняка пришлось менять. Как вы справились с этой задачей?
— Действительно, после 2010 года компания начала привлекать иностранных акционеров, что стало причиной бурного роста информационной инфраструктуры холдинга. Для того чтобы работать с иностранными инвесторами, необходимо было предоставлять отчетность по МСФО (международные стандарты финансовой отчетности. — Прим. ред.). На начальных этапах эта отчетность формировалась вручную — приглашались внешние аудиторы, которые готовили для нас консолидированный отчет. Процесс занимал более полугода, и основные трудозатраты были связаны не столько с трансформацией и консолидацией, сколько с унификацией данных предприятий. Предприятия вели свою документацию по РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учета. — Прим. ред.), но из-за различной трактовки требований ПБУ (положения о бухгалтерском учете. — Прим. ред.) учетная политика на каждом предприятии зачастую отличалась. Стало очевидно, что без разработки единой корпоративной учетной политики и соответствующей информационной системы невозможно будет уложиться в требуемые акционерами крайне сжатые сроки подготовки отчетности, а также обеспечить ее должное качество. Тогда был инициирован проект «Сокращение сроков закрытия отчетных периодов», который и решал эти вопросы. В его реализации нам помогали консультанты, которые написали методологию, а также компания системный интегратор, который физически внедрял систему.
Унифицированная информационная система стала ядром автоматизации предприятия, в которое влились не только корпоративные учетные принципы, но и локальные решения, существовавшие на предприятиях до внедрения корпоративного шаблона
— Этот проект создавался с нуля или в нем были использованы какие-то готовые платформы и модули?
— Продукты 1С к тому времени уже зарекомендовали себя в холдинге. Поэтому сомнений в выборе платформы не возникло. Мы использовали «1С: Управление производственным предприятием» разработки фирмы «1С», в которую внесли доработки, обеспечивающие соблюдение принципов корпоративной учетной политики. В результате мы получили единое унифицированное методико-информационное решение, которое в настоящее время внедрено на всех крупных предприятиях холдинга. Хотелось бы отметить, что консультанты и исполнители вели свою работу параллельно, то есть вновь разработанные политики практически сразу же воплощались в информационной системе и внедрялись на пилотных предприятиях — Демиховском машиностроительном заводе и Коломенском заводе. В итоге мы сократили риск того, что принципы, разработанные консультантами исходя из теоретических предпосылок, будет сложно реализовать на практике. Пилотные предприятия полностью перешли на новую систему 1 января 2011 года. Спустя год система заработала на самых крупных заводах холдинга — Метровагонмаше, Тверском и Брянском машиностроительных и Новочеркасском электровозостроительном заводе. Третьим этапом, с января 2013 года, унификация пришла на Бежицкий сталелитейный завод, Пензадизельмаш, ОЭВРЗ, Центросвармаш и Трансмаш, а с января 2014 года на единую систему перешел КМТ. Сегодня на всех этих предприятиях используется единый корпоративный шаблон унифицированной информационной системы, который организован таким образом, чтобы информационная система на его основе, несмотря на ее объективные ограничения, допускала внесение локальных доработок предприятием и была способна адаптироваться к локальным требованиям предприятия. Это позволило достичь того, что унифицированная информационная система стала ядром автоматизации предприятия, в которое влились не только корпоративные учетные принципы, но и локальные решения, существовавшие на предприятиях до внедрения корпоративного шаблона.
По результатам проекта мы добились многого. В первую очередь была достигнута основная цель проекта — с 15-20 до восьми рабочих дней сокращена продолжительность закрытия месяца, а период формирования консолидированной МСФО-отчетности сократился с полугода до полутора месяцев. Также вместе с унифицированной учетной политикой мы получили типовые процессы учета товарно-материальных ценностей (ТМЦ) до уровня цеховых кладовых. В результате заинтересованные подразделения могут получать информацию о складских остатках предприятий в оперативном режиме реального времени. Более того, корпоративный шаблон унифицированной информационной системы фактически представляет собой фундамент, с помощью которого можно оказывать эффективную поддержку проводимым в холдинге организационным изменениям. В качестве примера можно привести мероприятия по контролю за малооборачиваемыми позициями, проводимыми специалистами ЗАО «РусТрансКомплект» с помощью специально разработанного на базе унифицированной информационной системы автоматизированного аналитического модуля. В результате совместного использования организационных и информационных мероприятий за период с августа по декабрь 2013 года остатки малооборачиваемых ТМЦ на складах предприятий удалось сократить на 1,7 млрд рублей.
— Анатолий, расскажите о системе «1С: Консолидация».
— Система «1С: Консолидация» — это центральный элемент всей системы подготовки корпоративной отчетности по МСФО. Именно в ней собираются все данные из унифицированных систем предприятий, которые затем трансформируются, консолидируются и собираются в итоговую МСФО-отчетность. При этом следует особо отметить, что исходная информация с предприятий собирается в автоматическом режиме. Мы называем входной комплект данных предприятия пакетом электронных таблиц (ПЭТ). В состав комплекта ПЭТ входит 50 форм, в каждой из которых от нескольких десятков до нескольких тысяч показателей, и для каждого показателя разработан свой собственный уникальный алгоритм автоматизированной загрузки. И это только входящие данные, еще есть механизмы автоматизированной перекрестной проверки данных на всех этапах подготовки отчетности, формы, с помощью которых исключается ВГО, вносятся трансформационные корректировки, выполняется консолидация и формируется выходная отчетность вместе с примечаниями.
Когда отчетность сформирована по единым, методологически выверенным алгоритмам, ее легче проверять, качество ее гораздо выше, она внушает больше доверия, и аудиторы дают по ней меньше замечаний
— Что на практике дало внедрение этой системы?
— Основных эффектов два: это сокращение сроков формирования и повышение достоверности МСФО-отчетности. Сроки нам диктуются иностранными акционерами, которые должны успеть получить и обработать нашу отчетность до окончания своего финансового года, а повышение достоверности напрямую влияет на риски, связанные с качеством подготовки и аудитом отчетности. Очевидно, что когда отчетность сформирована по единым, методологически выверенным алгоритмам, ее легче проверять, качество ее гораздо выше, она внушает больше доверия, и аудиторы дают по ней меньше замечаний.
— То есть задачу по формированию единой информационной системы можно считать выполненной?
— Да, формирование ядра единой информационной системы завершено, создана единая информационная среда, состоящая из централизованных систем холдинга и унифицированных систем предприятий. Все системы построены на единых методологических принципах и тесно интегрированы между собой с помощью корпораивного шлюза передачи данных.
— Над какими проектами развития корпоративных информационных систем департамент информационных технологий будет работать в ближайшем будущем?
— В планах три основных направления: разработка унифицированного модуля планирования и оперативного управления производством, модернизация системы корпоративного документооборота, развитие системы материально-технического обеспечения.
Модуль управления производством и планирования ТМЦ
— Основные задачи модуля — обеспечить оперативное управление производством и взаимосвязанное с ним управление потоком материальных ценностей. Предпосылкой разработки модуля стало то, что в настоящее время на предприятиях задачи производственного планирования и планирования закупки сырья и материалов решаются в различных информационных системах и часто не вполне соответствуют друг другу.
Например, может закупаться материал, который не потребляется в рамках производственной программы, или не закупается необходимый дефицитный материал и в результате срываются сроки выпуска изделий. Решить указанные вопросы возможно только с помощью информационной системы, в которой вся цепочка от плана выпуска изделий до плана закупки была бы прозрачной, понятной и легко контролируемой. Разработать такую методологию было непросто, поэтому мы сначала изучили и обобщили опыт ведущих предприятий холдинга, перечитали «западные» стандарты и методики производственного планирования, и только потом приступили к практической реализации модуля производственного планирования. При этом мы вынуждены были учитывать сложившиеся объективные реалии холдинга, а именно: низкое качество нормативной базы, частые корректировки нормативов и уточнения производственного плана, операционные ошибки при регистрации документов на местах.
Предпосылкой разработки модуля стало то, что в настоящее время на предприятиях задачи производственного планирования и планирования закупки сырья и материалов решаются в различных информационных системах и часто не вполне соответствуют друг другу
В настоящее время пилотное внедрение унифицированного модуля производственного планирования выполняется на Метровагонмаше, в целом реализация программно-технической части на сегодняшний день практически закончена, однако основная цель пока не достигнута в силу низкого качества нормативной базы предприятия. Фактически мы столкнулись с тем, что используемый в основе планирования конструкторский состав и структура изделий зачастую отличаются от того, что реально закупается и из чего собираются вагоны. Однако на сегодня в результате кропотливой работы сотрудников МВМ ошибок в НСИ стало значительно меньше, и к концу второго квартала мы планируем завершить пилотное внедрение контура автоматизированного планирования потребности ТМЦ. Затем, в течение 2015-2016 годов, должен начаться процесс репликации готового решения на другие предприятия холдинга.
Электронный документооборот — В настоящее время в группе компаний «Трансмашхолдинг» уже имеется корпоративная система электронного документооборота (КСЭД), которая была внедрена восемь лет назад и является старейший из информационных систем холдинга. К сожалению, за эти годы она морально и технически устарела и не может в полной мере решать задачи, которые мы перед ней сегодня ставим в части увеличения числа активных пользователей на предприятиях или интеграции с унифицированной информационной системой. К тому же поддержка старой КСЭД стоит достаточно дорого и для ее обслуживания требуются уникальные специалисты. Поэтому мы планируем переход на «1С: Документооборот» — новую систему электронного документооборота, реализованную на той же платформе 1С, на которой работает наша основная учетная система.
Развитие системы АМТО
Основными направлениями на этом участке являются создание собственной торговой площадки для обеспечения автоматизированного (B2B) взаимодействия с поставщиками, внедрение единого реестра закупочных цен, унифицированной типовой формы договора в рамках системы управления обязательствами, совершенствование механизмов и математических алгоритмов анализа остатков ТМЦ.