Журнал «Сибирская нефть» 0 комментариев

Интегрированное планирование в «Газпром нефти»: система, не имеющая мировых аналогов

Автоматизированная система интегрированного планирования – один из ключевых элементов Центра управления эффективностью. О работе над системой, не имеющей мировых аналогов, рассказал начальник департамента интегрированного планирования и контроллинга ЦУЭ Владимир Рефлов.

Благодарим редакцию корпоративного журнала "Сибирская нефть" ПАО «Газпром нефть» за предоставление данного материала.

Владимир Рефлов, начальник департамента интегрированного планирования и контроллинга

Владимир Рефлов, начальник департамента интегрированного планирования и контроллинга

– Интегрированное планирование объединяет сразу несколько сегментов бизнеса компании нефтепереработку, логистику и сбыт. В чем суть системы?

– Интегрированный подход подразумевает создание сквозного плана, объединяющего всю цепочку создания стоимости. В нашем случае от переработки до сбыта. Такой план минимизирует риск возникновения несоответствия между спросом и предложением: компания производит ровно столько и таких нефтепродуктов, сколько способна перевезти и реализовать и сколько нужно рынку.

Сейчас мы создаем мощную автоматизированную систему, которая позволит «Газпром нефти» наиболее эффективно производить, распределять и четко контролировать свои ресурсы. Она оптимизирует объем переработки, корзину выработки нефтепродуктов и распределяет их самым эффективным образом. В конечном счете целевая система интегрированного планирования повысит качество и оперативность процесса планирования и контроля.

– А что оказалось наиболее сложным при разработке системы?

– Пока мы не научили нашу систему реагировать на внешние изменения. Сложность здесь заключается в том, что внешних факторов влияния очень много и как тот или другой скажется на выполнении плана большой вопрос. Есть ситуации, когда вероятное отклонение от плана с виду выглядит мизерным, но имеет крайне неприятные последствия.

Когда мы категоризируем всевозможные события, то сможем разработать под них алгоритмы автоматической обработки. Пока большая часть событий отрабатывается вручную, но наша задача полностью все автоматизировать.

– На какой срок осуществляется интегрированное планирование?

– Изначально мы занимались интегрированным месячным планированием, сейчас расширили горизонт планирования до 3 месяцев. Это позволило планировать целевые запасы, которые должна обеспечить календарная система, максимизировать продажи, минимизировать затраты на логистику и переработку, получить дополнительный доход от учета динамики ценовой конъюнктуры рынка.

Кроме того, это позволило начать разработку системы скользящего интегрированного календарного планирования. Это планирование паспортизации, отгрузки и транспортировки на 60 суток с ежедневным пересчетом графиков и расчетом возможных сценариев исходя из поставленных задач. Фундамент для создания такой системы большой поток фактической информации по цепочке добавленной стоимости. Сейчас мы занимаемся сбором и систематизацией этих данных, созданием методик по их обработке и хранению, что позволит в будущем внедрять новые элементы управления цепочкой, в частности искусственный интеллект и предиктивную аналитику.

Первый пилот системы интегрированного календарного планирования мы протестировали на ОНПЗ наиболее крупном и автоматизированном активе, обладающем просто гигантскими объемами информации.

– Каких результатов позволит добиться система календарного планирования?

– Она поможет правильно, оперативно и эффективно управлять жизненным циклом продукта по всей цепочке добавленной стоимости с учетом всех ограничений и возможностей. До этого компания работала по факту возникновения события: спрос менялся, появлялась дополнительная потребность в нефтепродуктах. После появления новой информации пересчет продукта и формирование графиков вручную занимали три-четыре дня. Сейчас система позволяет просчитать скорректированный график за две-три минуты ни у одной другой российской компании пока просто нет такой возможности.

Под этот проект была специально сформирована команда из математиков, экономистов, методологов, а также специалистов во всех областях производственной деятельности. Получилась кросс-функциональная команда, совместно с которой мы регулярно тестируем формируемые версии системы. Сейчас мы настраиваем процесс диспетчеризации почасового графика на трое ближайших суток, где видны разнарядки, график подачи составов, график почасовой паспортизации продукции. Это более тонкая настройка, позволяющая получить еще большую прибыль и повысить эффективность цепочки добавленной стоимости. И календарное, и диспетчерское планирование находятся на стадии разработки.

– Уместно ли говорить в контексте работы системы планирования о цифровых технологиях, например о предиктивном управлении?

– Разумеется, ведь одна из целей управления цепочкой целиком – минимизация запасов в конечных точках продаж. Если продукт лежит на складах, но не продается, это фактически замороженный капитал. Мы могли бы продать продукт и пустить деньги от продажи в работу, но в случае его залежей этот сценарий не работает. Управление запасами фактически является предиктивным принятием решений: прогноз о накоплении запасов позволит нам максимально эффективно перераспределить ресурсы на нефтебазах и получить дополнительную прибыль. Если раньше лаг решения составлял двое-трое суток, то сейчас он занимает минуту. Мы можем задать разные сценарии при работе системы, она их быстро просчитает и даст рекомендации, по какому пути выгоднее всего пойти.

– На каких активах, помимо ОНПЗ, пройдет тестирование система интегрированного планирования?

– Сейчас параллельно с опытной эксплуатацией омской модели началось формирование системы на МНПЗ. Мы возьмем лучшее на основе используемой в Омске модели и разработаем новые бизнес-требования, сделав систему в Москве еще более эффективной и современной. А потом уже на этой основе подтянем и омскую модель. Дочерние общества также будут активно вовлечены в работу. Отдельно готовится пилотная система интегрированного планирования для «Газпромнефть-Аэро». С начала лета она позволит нам управлять запасами топлива во всех аэропортах в режиме реального времени.

Уже интегрировано более 10 информационных систем дочерних обществ блока логистики, переработки и сбыта и свыше 1000 объектов информация собрана, обработана и загружена в озеро данных. Понятно, что общая задача еще глобальнее к концу 2019 года система подлежит тиражированию на весь периметр сегмента downstream компании.

– Можно ли уже выделить эффекты от эксплуатации системы?

– Время принятия решений за счет автоматизации процессов, интеграции систем и проактивной работы с данными сократилось до нескольких часов. Кроме того, интегрированное планирование в совокупности с другими системами Центра управления эффективностью создало предпосылки для значительного улучшения основных экономических показателей, исчисляющихся несколькими миллиардами рублей.

В будущем мы ожидаем разные бизнес-результаты, среди которых повышение точности процесса планирования по отклонениям и повышение реализуемости месячных и календарных планов. Реализация этих задач позволит усилить позиции компании в отрасли и обеспечить лидерство в вопросе экономической эффективности.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”