ОАО «КУЗОЦМ»: как повысить эффективность процесса закупки за счет корпоративной ЭТП

В конце 2017 года ОАО «КУЗОЦМ» внедрило собственную торговую площадку для закупок необходимых предприятию работ, товаров и услуг с целью повысить эффективность работы с поставщиками. На текущий момент база поставщиков на ЭТП насчитывает более 1 000 компаний, ежемесячно размещается около 100 процедур по самым разным направлениям. Мы поговорили с Генеральным директором ОАО «КУЗОЦМ» Ольгой Зубиной об опыте внедрения корпоративной ЭТП, о том, какой формат торговой площадки эффективнее, а также как могут выглядеть ЭТП в будущем.

30 августа 2019
ОАО «КУЗОЦМ»

КУЗОЦМ

Ольга Александровна, когда Ваша компания внедрила закупки в электронной форме? Как выглядела и как работала ваша ЭТП тогда? Какие виды закупочных процедур Вы используете и почему именно их? Сложно ли стать Вашим поставщиком?

– До момента внедрения корпоративной ЭТП, часть закупок происходила «традиционным» способом (через активную работу специалистов по закупу с применением технологии сравнительного анализа), часть размещалась на сайте компании. В обоих случаях, значительно снижается эффективность закупочной деятельности. В середине 2017 года, нами было принято решение изменить ситуацию. Мы рассматривали два варианта: размещение наших потребностей на коммерческих ЭТП и создание собственной. В итоге, мы выбрали второй вариант, хотя от услуг сторонних ЭТП на 100% не отказались. Важными аспектами выбора стали концентрация заинтересованных поставщиков в нашем виртуальном пространстве, возможность настройки различного вида уведомлений о выходе торговых процедур и относительно небольшой объем инвестиций в организацию ЭТП. На само создание и внедрение площадки, включая доработки в 2018 году, нами было израсходовано около 1 млн руб. Площадка функционирует с января 2018 года и за это время полностью окупилась за счет роста эффективности закупок.

Чаще всего нами используется процедура Запроса предложений. Этот вид процедуры дает возможность поставщику представить не только ценовое предложение, но и свое видение других условий сотрудничества – порядок оплаты или поставки. Наша компания рассматривает собственных и потенциальных поставщиков как полноценных бизнес-партнеров. Мы всегда открыты к диалогу и сотрудничеству. В целом, мы постоянно совершенствуем качество процессов внутри компании и, как итог, качество продукции. Того же мы требуем и от поставщиков. 

С какой основной проблемой Вы столкнулись в развитии ЭТП и как ее решили?

– При внедрении любого программного продукта в компании, есть три группы сложностей, которые приходится преодолевать:

1) Четкое формирование требований к самому продукту и регламентация его использования. В этих вопросах нам помог профессионализм нашей проектной группы, работавшей над ЭТП и информация от других компаний-партнеров, согласившихся поделиться своим опытом.

2) Внутреннее сопротивление внедрению. Тут помогли регламентирование процесса и качественная работа руководителей подразделений с сотрудниками. Главное, чтобы все понимали, что нет задачи усложнить процесс закупки, а есть задача повысить ее эффективность.

3) Внешнее сопротивление поставщиков. Не все компании доверяют корпоративным ЭТП. Эта трудность преодолевается временем. Все большее число поставщиков убеждаются в прозрачности закупок ОАО «КУЗОЦМ», и более охотно участвуют в процедурах. В настоящий момент, за полтора года работы, база поставщиков на ЭТП насчитывает более 1 000 малых и крупных предприятий. Ежемесячно, мы размещаем около 100 процедур по самым разным направлениям, включая не только закупки, но и реализацию неликвидных материалов, оборудования, отходов производства. 

КУЗОЦМ

Что, по Вашему мнению, сегодня выгоднее: развивать собственную ЭТП или «уходить» на внешние? Почему?

– Выбор всегда должен осуществляться самой компанией. Если речь идет о крупном холдинге, цель которого оптимизировать закупки всех своих бизнесов, то однозначный выбор - создание и развитие собственной ЭТП. Концентрация всех закупок в одном месте создаст синергию, которая повысит эффективность закупочной деятельности всех бизнесов. Внешние ЭТП могут быть более удобны для тех, кто подпадает под действие 223-ФЗ, благодаря уже сформированному составу поставщиков.

 Для таких бизнесов как у ОАО «КУЗОЦМ», оба варианта могут быть привлекательны. Самое важное – это четко сформулировать и понимать цели и задачи в области закупок. 

В чем, как Вы считаете, состоит задача частной ЭТП? Как она трансформируется?

– Задача частной ЭТП – это повышение эффективности и прозрачности закупок. Когда поставщики уверены в открытости самой компании, они сами создают траффик, дающий рост эффективности закупок. Поэтому ставка делается на следующее:

1) Простота процесса регистрации, но при этом отлаженный механизм проверки поставщиков на благонадежность. Это делается дополнительной авторизацией участника. Таким образом формируется состав надежных потенциальных поставщиков.

2) Автоматизация процессов уведомления поставщиков о событиях на ЭТП. Позволяет поставщикам быть уверенными в том, что они не пропустят свою ежегодную авторизацию или торговую процедуру.

3) Прозрачность самой процедуры и своевременность предоставления обратной связи.

В совокупности, оптимизация этих процессов, значительно повышает эффективность закупок. 

Какова бизнес-модель ЭТП будущего?

– ЭТП будущего – это полноценный, развитый искусственный интеллект, работающий вне рамок собственной базы поставщиков, а в рамках всего рынка. К примеру, ЭТП может распознавать нужную номенклатурную группу или услугу и не только рассылать уведомление по своей базе, но и осуществлять поиск по всей сети интернет. 

Какую роль современные цифровые технологии играют в трансформации закупочного процесса в общем и ЭТП как одного из его инструментов?

– Современные цифровые технологии позволяют создавать программные продукты, значительно облегчающие как процесс поиска поставщика, так и процесс самой закупки. Благодаря такому ПО идет экономия финансовых и временных ресурсов, что позволяет направить сформировавшиеся резервы времени и средств на решение других задач, в том числе инвестиционных. 

Ольга Полухина

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях