В соответствии с международной практикой деятельность нефтегазовых компаний условно принято делить на несколько этапов: апстрим и даунстрим. Апстрим – это процесс разведки и добычи полезных ископаемых. Даунстрим – процесс транспортировки и сбыта продукции. Многие нефтегазовые компании участвуют также в мидстриме, то есть в переработке, транспортировке, хранении и сбыте нефти и газа. Зачастую трудно даже понять, где заканчивается апстрим и начинается мидстрим, но на каждом из этих этапов компании важно проводить детальный анализ работы всех бизнес-единиц, чтобы избежать нежелательных финансовых потерь и достичь намеченных показателей точно в срок.
Дмитрий Вол, исполнительный директор Optima Consulting (Группа Optima), | Денис Катюшин, коммерческий директор Optima Consulting (Группа Optima) |
Важное значение при этом имеет учет влияния сезонных колебаний. Например, для геологоразведочных компаний в России сезонность имеет ярко выраженный характер – основной период активной работы, связанной с геологоразведкой приходится на октябрь-апрель, поскольку именно в это время можно обеспечить перемещение бригад и оборудования по пересеченной местности (в тайге или тундре по «зимнику»). Это и определяет годовой производственный цикл в следующей схеме – поздней весной, летом и ранней осенью проведение подготовительных работ и тщательное планирование, а с октября по апрель – оперативное управление производственным процессом. Но это создает и сложности, в частности, в управлении финансами компании, поскольку практически все проекты при таком подходе являются инвестиционными и требуют вливания средств на протяжении нескольких месяцев (до 6-8 мес.) до начала активной фазы работ. А оплату выполненных работ компания получает уже на завершающих стадиях проектов – по итогам проведения физических наблюдений.
Влияние сезонных колебаний на добычу нефти, связанных с организацией производственного процесса, не настолько критично. Обусловлено это развитием технологий строительства, которые сегодня способны обеспечить непрерывность процесса добычи углеводородов в любое время года. Однако до сих пор сохраняется влияние сезонных колебаний температуры закачиваемой воды на выработку запасов нефти. Связано это с тем, что в холодное время года закачиваемая вода может иметь температуру существенно ниже пластовой температуры, что приводит к изменению фильтрационно-емкостных свойств продуктивных пластов и как следствие - к потерям в добыче нефти. Такие потери могут составить до 0,3-1 % от накопленной добычи нефти. Все это требует от добывающих компаний проведения дополнительного комплекса мероприятий, нацеленных на сокращение потерь в добыче нефти (утепление водоводов, обеспечение подогрева нагнетаемой воды, изменение цикличности закачки воды и т.д.). Что касается транспортировки углеводородов, то здесь важно учитывать, каким образом будет осуществляться транспорт, с использованием магистральных нефтепроводов или через водные пути транспорта нефти и газа, включая схемы вывоза по Северному морскому пути и иные трассы. При использовании водного транспорта нефти и газа имеются ограничительные условия, которые обусловлены влиянием сезонных колебаний: ледовый режим, ограничение грузоподъемности танкеров, сезонность транспортировки.
Также важно учитывать сезонные колебания, связанные с балансом спроса и предложения внутри и за пределами страны на нефть и газ, с ремонтными работами на нефтеперерабатывающих заводах, которые проводятся, как правило, в конце лета - начале осени, активностью в агропромышленном комплексе (посевная, уборочная).
Таким образом, влияние сезонных колебаний ощущают на себе практически все компании нефтегазового сектора, что заставляет их следовать определенным правилам и учитывать возможные ограничения в управлении бизнесом:
Для решения данных задач с учетом сезонности используются BI-системы.
Интерес к различным ИТ-системам компании нефтегазового сектора стали проявлять с момента их появления на российском рынке. Сегодня можно уверенно говорить о том, что нефтегазовая отрасль – одна из лидеров в сфере автоматизации собственного производства. Так, начиная с 90-х годов предприятия отрасли активно внедряли технологические системы управления (АСУТП), в 2000-е годы – системы бизнес-планирования и бизнес-анализа. Данные решения были направлены, в первую очередь, на то, чтобы осуществлять учетную функцию. Чаще всего это были системы ERP класса либо собственные разработки, которые на первых этапах, как правило, закрывали задачи материального, управленческого и бухгалтерского учета предприятия. Немного позднее с использованием таких систем были автоматизированы и другие направления деятельности (продажи, логистика, закупка и т.д.). Однако на сегодняшний день такие системы не способны учитывать внешние факторы и не позволяют осуществлять серьезную аналитику по разнообразным параметрам. А анализировать на сегодняшний день компаниям нефтегаза требуется очень много: динамику продаж, структуру каких-либо показателей, проводить факторный анализ, выявлять зависимости, оценивать сезонные колебания и их влияние на те или иные процессы компании (см.рисунок). Последний фактор важно учитывать как в процессе анализа деятельности, поскольку его игнорирование может привести к ошибкам за счет сравнения несопоставимых массивов информации при построении прогнозов и планов, поскольку неверный прогноз или план, который не учитывает коэффициенты сезонности, может привести к финансовым потерям, простою оборудования или затовариванию склада.
Именно поэтому мы наблюдаем сейчас довольно высокий спрос на решения класса Business Discovery, которые позволяют бизнес-пользователям самостоятельно выполнять анализ деловой информации и на основе этого принимать обоснованные и взвешенные решения. Например, современные BI-средства позволяют проводить поиск зависимостей различных показателей работы компании и учесть влияние сезонных колебаний на экономические и производственные показатели, оценить возможное влияние смещения границ сезонов (аномальные погодные условия). Кроме того, BI-системы позволяют смоделировать различные ситуации, связанные с необходимостью ликвидации отклонений, возникших в связи с влиянием сезонности (например, повышение производительности для выхода на плановые объемы, увеличение сроков выполнения работ для достижения целевых показателей и т.д.).
Как компания приходит к тому, что ей необходим BI-инструмент? Прежде всего, импульсом к внедрению нового бизнес-приложения являются серьезные изменения в бизнесе (слияние компаний, выделение подразделения в самостоятельную бизнес-единицу и т.п.), наличие «морально» устаревшей системы, обновление которой может не принести того эффекта, который можно получить от использования BI, либо ситуация, когда в компании накоплен большой массив данных, аналитическая работа с которыми позволит оптимизировать деятельность компании и найти дополнительные точки экономии внутри компании.
• Обеспечение анализа всего исторического массива информации – во многих случаях речь идет о необходимости обработки накопленной за 3-5 лет информации. Здесь есть свои особенности, связанные, например, с тем, что эксплуатируемые информационные системы достаточно часто «эволюционируют», в них постоянно вносятся какие-либо изменения, которые сказываются как на структуре хранимых данных, так и на модификации самих «условно постоянных» данных (в частности это такие случаи как добавление новых таблиц в базы данных, модификации существующих, переименование предприятия, изменение структуры предприятия и т.д.);
• Высокая скорость обработки запросов пользователей – большое количество источников данных и их значительные объемы не должны быть препятствием для получения ответов на вопросы бизнеса. Сегодня уже никто не готов ждать не то, что несколько дней, несколько часов, чтобы выяснить причины отклонения каких-либо показателей работы предприятия от плановых. А обрабатывать порой приходится десятки терабайт информации, которая может поступать из 10-15, а иногда и большего количества источников;
• Малые сроки внедрения инструмента бизнес-анализа – зачастую важна не только скорость обработки запросов, но и скорость внедрения инструмента бизнес-анализа. Проекты длительностью 10-12 месяцев и более означают для собственников и менеджеров бизнеса значительные потери, которых можно и нужно избежать. Поэтому из всего множества предложений на рынке нужно выбрать именно то решение, которое будет наиболее сбалансировано по стоимости, срокам внедрения и возможностям;
• Гибкость инструмента и его доступность для бизнеса – в связи с тем, что набор источников непостоянен, периодически появляются новые области для анализа, становятся доступными внешние для предприятий источники (сайты, ресурсы информационных агентств, мониторинговых компаний) инструмент бизнес-анализа должен обеспечивать возможности гибкой перенастройки. При этом важно, чтобы инструмент обеспечивал неизменность модели для бизнес-пользователя в случае изменения набора источников и ее развитие в случае добавления новых областей анализа.
Как показывает наша практика, инициатором внедрения BI со стороны самих компаний чаще всего является финансово-экономический департамент. И это логично, поскольку представители именно этого департамента отвечают за оценку и повышение эффективности работы компании в целом и ее отдельных ЦФО. Так, среди наших проектов (внедрялась BI-cистема на базе платформы Qlik View): основным заказчиком внедрения в компании «Геотек Холдинг» выступил финансовый директор, в компании «Газпромнефть» - департамент экономики и финансов дирекции региональных продаж. Нередко внедрение ВI инициирует и само руководство в стремлении повысить уровень управляемости компанией.
Но чтобы внедрение BI-системы себя оправдало и принесло ожидаемый эффект, необходимо учесть все «подводные камни» проекта еще на этапе планирования. По опыту работы с такими компаниями как «Газпромнефть», «ГЕОТЕК Холдинг» и ТНК BP мы можем уверенно говорить о том, что успешно проект может быть внедрен лишь при условии, что в нем учтены отраслевая специфика и на момент внедрения в компании «поставлен» бухгалтерский учет. При таких условиях BI-система становится рабочим инструментом практически всех подразделений компании уже через несколько месяцев. В противном случае ИТ-интегратору, который будет проектировать BI-систему, предстоит привести в порядок учетные системы и нормативно-справочную информацию нефтегазовой компании, повышая, таким образом, качество необходимых для работы с BI-инструментом данных. Безусловно, огромное значение при этом имеет выбор подрядчика и отраслевая экспертиза ИТ-компании, так как ограничиться типовой реализацией проекта в подобных случаях она не сможет – этому будет предшествовать большая работа с первичной информацией. И здесь чем больше опыта и знаний отраслевых нюансов - тем быстрее и качественнее будет реализовано BI-приложение.
В общем виде методология внедрения BI-системы представляет собой четыре этапа (см. схему): подготовка, проектирование, внедрение и введение в эксплуатацию. При этом первый этап является ключевым, поскольку очень многое зависит от того, насколько хорошо будут выстроены коммуникации между командой исполнителя и заказчиком, как будут распределены роли между участниками проекта и составлен план-график работ с контрольными точками (результатами). Основная задача второго этапа – разработать архитектуру и описать все детали проекта BI-cистемы, которая могла бы не только органично вписаться в существующие бизнес-процессы, но и предполагала возможность масштабирования системы как по объему данных, так и по количеству пользователей. На этапе реализации идеологам проекта со стороны заказчика представляется готовое решение со всеми функциональными возможностями. Ее тестируют и оценивают, при необходимости – вносят необходимые коррективы и готовят инструкции для работы с новой системой. И, наконец, на четвертом этапе BI-решение вводится в опытную эксплуатацию. Здесь определяются отчетные периоды, на протяжении которых будет использоваться система для подготовки отчетной аналитики. Как только она будет подготовлена и тщательно изучена на предмет каких-либо неточностей, новую BI-cистему запускают в эксплуатацию.
Cамое главное, что происходит с внедрением BI-cистемы – это существенное сокращение рутинных процессов и возможность перейти непосредственно к аналитической работе в разрезе тех показателей, которые актуальны в конкретный период времени. При этом «глубина» анализа зависит только от конкретной задачи и пожеланий пользователя: начиная с самого нижнего уровня и заканчивая макроэкономическими показателями, оценкой перспектив того или иного инвестиционного проекта.