Business Discovery и фактор сезонности в нефтегазовом бизнесе

В соответствии с международной практикой деятельность нефтегазовых компаний условно принято делить на несколько этапов: апстрим и даунстрим. Апстрим – это процесс разведки и добычи полезных ископаемых. Даунстрим – процесс транспортировки и сбыта продукции. Многие нефтегазовые компании участвуют также в мидстриме, то есть в переработке, транспортировке, хранении и сбыте нефти и газа. Зачастую трудно даже понять, где заканчивается апстрим и начинается мидстрим, но на каждом из этих этапов компании важно проводить детальный анализ работы всех бизнес-единиц, чтобы избежать нежелательных финансовых потерь и достичь намеченных показателей точно в срок.

Дмитрий Вол Денис Катюшин
Дмитрий Вол, исполнительный директор Optima Consulting (Группа Optima), Денис Катюшин, коммерческий директор Optima Consulting (Группа Optima)

 

Фактор сезонности

Важное значение при этом имеет учет влияния сезонных колебаний. Например, для геологоразведочных компаний в России сезонность имеет ярко выраженный характер – основной период активной работы, связанной с геологоразведкой приходится на октябрь-апрель, поскольку именно в это время можно обеспечить перемещение бригад и оборудования по пересеченной местности (в тайге или тундре по «зимнику»). Это и определяет годовой производственный цикл в следующей схеме – поздней весной, летом и ранней осенью проведение подготовительных работ и тщательное планирование, а с октября по апрель – оперативное управление производственным процессом. Но это создает и сложности, в частности, в управлении финансами компании, поскольку практически все проекты при таком подходе являются инвестиционными и требуют вливания средств на протяжении нескольких месяцев (до 6-8 мес.) до начала активной фазы работ. А оплату выполненных работ компания получает уже на завершающих стадиях проектов – по итогам проведения физических наблюдений.

Влияние сезонных колебаний на добычу нефти, связанных с организацией производственного процесса, не настолько критично. Обусловлено это развитием технологий строительства, которые сегодня способны обеспечить непрерывность процесса добычи углеводородов в любое время года. Однако до сих пор сохраняется влияние сезонных колебаний температуры закачиваемой воды на выработку запасов нефти. Связано это с тем, что в холодное время года закачиваемая вода может иметь температуру существенно ниже пластовой температуры, что приводит к изменению фильтрационно-емкостных свойств продуктивных пластов и как следствие - к потерям в добыче нефти. Такие потери могут составить до 0,3-1 % от накопленной добычи нефти. Все это требует от добывающих компаний проведения дополнительного комплекса мероприятий, нацеленных на сокращение потерь в добыче нефти (утепление водоводов, обеспечение подогрева нагнетаемой воды, изменение цикличности закачки воды и т.д.). Что касается транспортировки углеводородов, то здесь важно учитывать, каким образом будет осуществляться транспорт, с использованием магистральных нефтепроводов или через водные пути транспорта нефти и газа, включая схемы вывоза по Северному морскому пути и иные трассы. При использовании водного транспорта нефти и газа имеются ограничительные условия, которые обусловлены влиянием сезонных колебаний: ледовый режим, ограничение грузоподъемности танкеров, сезонность транспортировки.

Также важно учитывать сезонные колебания, связанные с балансом спроса и предложения внутри и за пределами страны на нефть и газ, с ремонтными работами на нефтеперерабатывающих заводах, которые проводятся, как правило, в конце лета - начале осени, активностью в агропромышленном комплексе (посевная, уборочная).

Таким образом, влияние сезонных колебаний ощущают на себе практически все компании нефтегазового сектора, что заставляет их следовать определенным правилам и учитывать возможные ограничения в управлении бизнесом:

  • при выявлении сезонных зависимостей производства и продаж – проведение анализа сезонности должно основываться на временных рядах, охватывающие несколько лет (около 3 лет) ритмичной деятельности компании и современных методах статистической обработки данных;
  • при проведении сравнительного анализа – сравнение показателей работы компании (объемы добычи, запасов, транспортировки, продажи, выручка, маржинальный доход, операционные расходы) за различные периоды времени должно проводиться с учетом сезонности, чтобы сравниваемые данные были сопоставимы;
  • при формировании моделей планирования – среднесрочные и долгосрочные модели планирования должны учитывать сезонные колебания в объемах мирового и внутреннего потреблении углеводородов и возможного изменения цен;
  • при построении прогнозов деятельности компании и проведении анализа «что если» – оперативный прогноз и моделирование должны быть чувствительными к изменению внешних факторов, и оперативно реагировать на их изменение, вызванные как сезонными колебаниями, так и изменениями факторов внутри сезона.

Для решения данных задач с учетом сезонности используются BI-системы.

Что могут BI-системы?

Интерес к различным ИТ-системам компании нефтегазового сектора стали проявлять с момента их появления на российском рынке. Сегодня можно уверенно говорить о том, что нефтегазовая отрасль – одна из лидеров в сфере автоматизации собственного производства. Так, начиная с 90-х годов предприятия отрасли активно внедряли технологические системы управления (АСУТП), в 2000-е годы – системы бизнес-планирования и бизнес-анализа. Данные решения были направлены, в первую очередь, на то, чтобы осуществлять учетную функцию. Чаще всего это были системы ERP класса либо собственные разработки, которые на первых этапах, как правило, закрывали задачи материального, управленческого и бухгалтерского учета предприятия. Немного позднее с использованием таких систем были автоматизированы и другие направления деятельности (продажи, логистика, закупка и т.д.). Однако на сегодняшний день такие системы не способны учитывать внешние факторы и не позволяют осуществлять серьезную аналитику по разнообразным параметрам. А анализировать на сегодняшний день компаниям нефтегаза требуется очень много: динамику продаж, структуру каких-либо показателей, проводить факторный анализ, выявлять зависимости, оценивать сезонные колебания и их влияние на те или иные процессы компании (см.рисунок). Последний фактор важно учитывать как в процессе анализа деятельности, поскольку его игнорирование может привести к ошибкам за счет сравнения несопоставимых массивов информации при построении прогнозов и планов, поскольку неверный прогноз или план, который не учитывает коэффициенты сезонности, может привести к финансовым потерям, простою оборудования или затовариванию склада.

Именно поэтому мы наблюдаем сейчас довольно высокий спрос на решения класса Business Discovery, которые позволяют бизнес-пользователям самостоятельно выполнять анализ деловой информации и на основе этого принимать обоснованные и взвешенные решения. Например, современные BI-средства позволяют проводить поиск зависимостей различных показателей работы компании и учесть влияние сезонных колебаний на экономические и производственные показатели, оценить возможное влияние смещения границ сезонов (аномальные погодные условия). Кроме того, BI-системы позволяют смоделировать различные ситуации, связанные с необходимостью ликвидации отклонений, возникших в связи с влиянием сезонности (например, повышение производительности для выхода на плановые объемы, увеличение сроков выполнения работ для достижения целевых показателей и т.д.).

Как компания приходит к тому, что ей необходим BI-инструмент? Прежде всего, импульсом к внедрению нового бизнес-приложения являются серьезные изменения в бизнесе (слияние компаний, выделение подразделения в самостоятельную бизнес-единицу и т.п.), наличие «морально» устаревшей системы, обновление которой может не принести того эффекта, который можно получить от использования BI, либо ситуация, когда в компании накоплен большой массив данных, аналитическая работа с которыми позволит оптимизировать деятельность компании и найти дополнительные точки экономии внутри компании.

Базовые требования при выборе BI-системы:

Обеспечение анализа всего исторического массива информации – во многих случаях речь идет о необходимости обработки накопленной за 3-5 лет информации. Здесь есть свои особенности, связанные, например, с тем, что эксплуатируемые информационные системы достаточно часто «эволюционируют», в них постоянно вносятся какие-либо изменения, которые сказываются как на структуре хранимых данных, так и на модификации самих «условно постоянных» данных (в частности это такие случаи как добавление новых таблиц в базы данных, модификации существующих, переименование предприятия, изменение структуры предприятия и т.д.);

Высокая скорость обработки запросов пользователей – большое количество источников данных и их значительные объемы не должны быть препятствием для получения ответов на вопросы бизнеса. Сегодня уже никто не готов ждать не то, что несколько дней, несколько часов, чтобы выяснить причины отклонения каких-либо показателей работы предприятия от плановых. А обрабатывать порой приходится десятки терабайт информации, которая может поступать из 10-15, а иногда и большего количества источников;

Малые сроки внедрения инструмента бизнес-анализа – зачастую важна не только скорость обработки запросов, но и скорость внедрения инструмента бизнес-анализа. Проекты длительностью 10-12 месяцев и более означают для собственников и менеджеров бизнеса значительные потери, которых можно и нужно избежать. Поэтому из всего множества предложений на рынке нужно выбрать именно то решение, которое будет наиболее сбалансировано по стоимости, срокам внедрения и возможностям;

Гибкость инструмента и его доступность для бизнеса – в связи с тем, что набор источников непостоянен, периодически появляются новые области для анализа, становятся доступными внешние для предприятий источники (сайты, ресурсы информационных агентств, мониторинговых компаний) инструмент бизнес-анализа должен обеспечивать возможности гибкой перенастройки. При этом важно, чтобы инструмент обеспечивал неизменность модели для бизнес-пользователя в случае изменения набора источников и ее развитие в случае добавления новых областей анализа.

Как показывает наша практика, инициатором внедрения BI со стороны самих компаний чаще всего является финансово-экономический департамент. И это логично, поскольку представители именно этого департамента отвечают за оценку и повышение эффективности работы компании в целом и ее отдельных ЦФО. Так, среди наших проектов (внедрялась BI-cистема на базе платформы Qlik View): основным заказчиком внедрения в компании «Геотек Холдинг» выступил финансовый директор, в компании «Газпромнефть» - департамент экономики и финансов дирекции региональных продаж. Нередко внедрение ВI инициирует и само руководство в стремлении повысить уровень управляемости компанией.

Как происходит внедрение BI?

Но чтобы внедрение BI-системы себя оправдало и принесло ожидаемый эффект, необходимо учесть все «подводные камни» проекта еще на этапе планирования. По опыту работы с такими компаниями как «Газпромнефть», «ГЕОТЕК Холдинг» и ТНК BP мы можем уверенно говорить о том, что успешно проект может быть внедрен лишь при условии, что в нем учтены отраслевая специфика и на момент внедрения в компании «поставлен» бухгалтерский учет. При таких условиях BI-система становится рабочим инструментом практически всех подразделений компании уже через несколько месяцев. В противном случае ИТ-интегратору, который будет проектировать BI-систему, предстоит привести в порядок учетные системы и нормативно-справочную информацию нефтегазовой компании, повышая, таким образом, качество необходимых для работы с BI-инструментом данных. Безусловно, огромное значение при этом имеет выбор подрядчика и отраслевая экспертиза ИТ-компании, так как ограничиться типовой реализацией проекта в подобных случаях она не сможет – этому будет предшествовать большая работа с первичной информацией. И здесь чем больше опыта и знаний отраслевых нюансов - тем быстрее и качественнее будет реализовано BI-приложение.

В общем виде методология внедрения BI-системы представляет собой четыре этапа (см. схему): подготовка, проектирование, внедрение и введение в эксплуатацию. При этом первый этап является ключевым, поскольку очень многое зависит от того, насколько хорошо будут выстроены коммуникации между командой исполнителя и заказчиком, как будут распределены роли между участниками проекта и составлен план-график работ с контрольными точками (результатами). Основная задача второго этапа – разработать архитектуру и описать все детали проекта BI-cистемы, которая могла бы не только органично вписаться в существующие бизнес-процессы, но и предполагала возможность масштабирования системы как по объему данных, так и по количеству пользователей. На этапе реализации идеологам проекта со стороны заказчика представляется готовое решение со всеми функциональными возможностями. Ее тестируют и оценивают, при необходимости – вносят необходимые коррективы и готовят инструкции для работы с новой системой. И, наконец, на четвертом этапе BI-решение вводится в опытную эксплуатацию. Здесь определяются отчетные периоды, на протяжении которых будет использоваться система для подготовки отчетной аналитики. Как только она будет подготовлена и тщательно изучена на предмет каких-либо неточностей, новую BI-cистему запускают в эксплуатацию.

Что меняется с появлением BI?

Cамое главное, что происходит с внедрением BI-cистемы – это существенное сокращение рутинных процессов и возможность перейти непосредственно к аналитической работе в разрезе тех показателей, которые актуальны в конкретный период времени. При этом «глубина» анализа зависит только от конкретной задачи и пожеланий пользователя: начиная с самого нижнего уровня и заканчивая макроэкономическими показателями, оценкой перспектив того или иного инвестиционного проекта.

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях