Управление производством на современном уровне: ОАО «Информационные спутниковые системы»

Сегодня развитие современных технологий идет семимильными шагами. На нынешнем этапе компьютеризации всех сфер жизни общества особое внимание уделяется вопросу внедрения автоматизированных систем управления производством на крупных предприятиях страны. В ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» этот процесс был начат в 1972 году с появлением первых электронно-вычислительных машин.

22 мая 2011

«Глобальная навигация», корпоративный журнал ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва», №11 2010г.  http://www.iss-reshetnev.ru/

 

Сегодня развитие современных технологий идет семимильными шагами. На нынешнем этапе компьютеризации всех сфер жизни общества особое внимание уделяется вопросу внедрения автоматизированных систем управления производством на крупных предприятиях страны. В ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» этот процесс был начат в 1972 году с появлением первых электронно-вычислительных машин.

За долгие годы работы благодаря стараниям талантливых специалистов космической фирмы в компании удалось создать единую автоматизированную систему управления, позволяющую составить целостное представление о работе всего предприятия и его отдельных структур. 

В последние годы непрерывный рост объемов документации, широкое применение электронно-вычислительной техники при обработке информации, использование цифровых носителей и другие объективные факторы стали причиной формирования новой системы управления организациями, основанной на автоматизации их производственных процессов. Автоматизированная система управления предприятием (АСУП) – это комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических средств и действий квалифицированного персонала, предназначенный для решения задач планирования и управления различными видами деятельности предприятия. 

По мнению специалистов, управление предприятием при помощи автоматизированных систем способствует росту конкурентоспособности продукции компании.  В первую очередь, наличие единой базы, где содержится вся информация о фирме, позволяет значительно сократить временные затраты на поиск необходимых данных и  детально прорисовывает картину работы всех его подразделений, что является главным при принятии важных для организации решений.

Немаловажным фактором осуществления успешной деятельности ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» является внедрение корпоративной автоматизированной системы управления, которую удалось создать за долгие годы работы компании. Сейчас это достаточно большая и сложная интегрированная система, включающая в себя автоматизированную систему управления производством,  автоматизацию финансово-экономической деятельности, проектирования космических аппаратов, планирования и электронный документооборот. А ведь все начиналось с нескольких электронно-вычислительных машин и команды единомышленников, которые с уверенностью смотрели в будущее.

Автоматизированные системы управления

С момента образования НПО ПМ (ныне ОАО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва») в течение долгого времени все расчеты и финансовые операции предприятия осуществлялись на заводе Красмаш в городе Красноярске с использованием машинно-счетной станции (МСС), действующей на базе счетно-перфорационной техники: табуляторов, перфораторов и контрольников. В начале 70-х годов с расширением производства стала очевидной необходимость проводить автоматизацию бухгалтерского учета на самом предприятии. Уже к лету 1972 года специалистами фирмы было разработано все необходимое программное обеспечение. Для проведения пробных расчетов и отладки созданного продукта приказом главного бухгалтера и главного инженера в НПО ПМ была создана группа подготовки информации. И с января 1973 года все операции по заработной плате и движению материалов стали производиться на самом предприятии. Это была первая крупная победа специалистов, стоящих у истоков Управления информатики и вычислительной техники.

В конце 80-х годов с появлением первой автоматизированной системы управления (АСУ) был создан программный комплекс по планированию производства на уровне завода и цехов. Машины использовались для написания техпроцессов и программ для станков с числовым программным управлением, получения ежемесячных планов и оперативного учёта выпускаемой продукции. В последующие годы в НПО ПМ осуществлялась закупка более современной компьютерной техники, разрабатывались специальные программы и системы хранения данных. С созданием единой информационной базы по покупным изделиям и материалам стало возможным планирование бюджетов отдела снабжения.

Сегодня на предприятии действуют две крупные системы по управлению всей материальной частью: АСУ ФЭЗ - автоматизированная система управления финансовых и экономических задач и АС ПИК - автоматизированная система планирования и контроля. Действующие программы решают множество важнейших производственных задач. Возросшая емкость АСУ позволяет хранить и обрабатывать буквально все, в том числе, информацию о сырье, из которого производится деталь, о дополнительных материалах, необходимых в процессе ее изготовления.  Кроме того, отслеживается движение каждой партии закупленной продукции, начиная с завода-изготовителя и заканчивая списанием материала.

На основе собранной информации проводится детализированный анализ состояния дел на производстве. Это часть планирования, которым занимается Управление сводного планирования и координации работ. Для  его специалистов созданы автоматизированные рабочие места с максимальным функциональным наполнением. Также с помощью АСУ производится автоматизированный расчет зарплаты исходя из множества параметров. В частности, учитываются должность сотрудника, отдельные льготы, больничные листы, командировочные выплаты и другие аспекты.

Среди значимых задач, решенных в рамках системы в последние годы можно выделить автоматизацию учёта деталей и сборочных единиц по сопроводительно-предъявительским картам, процесса их комплектации, оперативного планирования.

Неотъемлемой частью АСУ предприятия является АСУ Цеха. Её основные части логически объединены единой системой информационной поддержки, которая включает в себя информационно-поисковую систему, обеспечивающую прозрачный доступ к данным в рамках всего предприятия в целом и конкретного цеха в частности, а также различные формы представления аналитических данных, облегчающих процесс принятия решений.

Внедрение новых информационных технологий на предприятии идет полным ходом.  По программе техперевооружения в финансовый отдел фирмы поступила новая современная высокоскоростная техника, позволяющая в 20-30 раз сократить время осуществления многих расчетов и операций. Кроме того, в ближайшее время планируется запуск нескольких серверов, что значительно повысит отказоустойчивость системы.

САПР и электронный документооборот

Перевод процесса разработки космических аппаратов ОАО «ИСС» в автоматизированный режим был начат в середине 80-х годов. С этой целью началось внедрение систем автоматизированного проектирования (САПР), активно применяемых на Западе для оптимизации распределения рабочего времени, повышения производительности и уменьшения сроков проектирования. Уже с 1993 года предприятие начало использовать различные САПРы, представляющие собой программные пакеты, предназначенные для автоматизированного проектирования, разработки  и производства  конечного продукта, а также оформления конструкторской и технологической документации. Благодаря этому чертежи начали готовить в электронной форме.

В 2008 году ОАО «ИСС» приступило к реализации проекта внедрения решений  компании Dassault Systemes для разработки элементов конструкции и бортовых кабельных систем космических аппаратов. В настоящее время специалистами предприятия по отдельным видам продукции уже осуществлен переход на бесчертежную технологию обмена данными с использованием трехмерного моделирования деталей и изделий в программе CATIA. Такая модель помогает технологу ускорить разработку программ для станков с числовым программным управлением. В будущем станет возможным проектировать не только отдельные детали, но и весь КА в форме трехмерного цифрового макета.

Электронный документооборот – это совокупность всех имеющихся баз данных об изделии, выполненных на основе единых подходов к разработке, организации хранения и доступа к документам в электронной форме. Сейчас большая часть документации в ОАО «ИСС» разрабатывается и утверждается в электронной форме. На предприятии осуществляется внедрение согласования документов с помощью модуля управления потоком работ системы ENOVIA SmarTeam с использованием электронной  цифровой подписи (ЭЦП), которая формируется в результате криптографического преобразования данных и представляет собой уникальную последовательность символов, присущую только ее владельцу. Такие свойства ЭЦП, как уникальность и надежность делают ее незаменимым атрибутом документов при организации юридически значимого электронного документооборота. На состоявшемся в этом году заседании Научно-технического совета ОАО «ИСС» было принято решение о создании рабочей группы для разработки концепции по внедрению на предприятии систем САПР и технологий информационной поддержки изделий (ИПИ-технологий). Планируется, что проект данной концепции и программы работ будет подготовлен к концу 2010 года.

С целью оперативности решения поставленных задач на предприятии создан и эффективно работает архив электронных копий проектно-конструкторских документов, представляющий собой сложное программно-аппаратное решение, позволяющее надежно хранить и при необходимости быстро производить их поиск. На сегодняшний день из 700 тысяч документов, которые были выпущены на предприятии за все годы его существования, около 180 тысяч уже занесены в электронный архив. Также в компании ведутся работы по преобразованию бумажных подлинников в электронные дубликаты, что со временем значительно сократит размеры бумажных хранилищ.

Подготовка персонала

Внедрение автоматизированной системы управления, как и любое серьезное преобразование на предприятии, является сложным процессом.В первую очередь, это касается персонала. Несмотря на то, что масштабная компьютеризация производства позволяет значительно облегчить труд специалистов,  сотрудникам, привыкшим работать с бумажными документами, порой достаточно сложно перестроиться на новый режим. Стратегически грамотная политика руководства предприятия  предусматривает возможность возникновения подобных ситуаций, что позволяет заблаговременно изучить и решить проблему, тем самым облегчить процесс внедрения системы и повысить эффективность ее дальнейшего использования. В связи с этим отдел по управлению персоналом ОАО «ИСС» проводит курсы подготовки сотрудников по широкому спектру различных направлений. Это изучение систем автоматизированного проектирования (базовый и продвинутый курсы), основы электронного документооборота, работа с современным производственным оборудованием и многое другое. Узкоспециализированные знания и навыки сотрудники получают непосредственно на рабочих местах, выполняя задачи различного уровня сложности.

На сегодняшний день наличие автоматизированной системы управления на предприятии является одним из основных требований, предъявляемых его заказчиками и партнерами, в том числе государственными органами управления. Её отсутствие может оказаться причиной отказа в сертификации компании на осуществление определенного вида деятельности. Это подтверждает востребованость новой системы управления, позволяющей оптимально организовать внутренние бизнес-процессы и получать оперативную информацию для принятия обоснованных управленческих решений, а также необходимость ее поддержания.

Автоматизация учета, хранения и использования технической документации в конструкторских, технологических, финансовых и прочих подразделениях предприятия является одной из наиболее актуальных задач, от успешного решения которой во многом зависит судьба всей последующей деятельности по переходу к новым методам работы на основе современных информационных технологий. Поэтому накопленный опыт ОАО «ИСС» в данной области может оказаться полезным для многих организаций, сотрудничающих с решетнёвской фирмой.

В 2009 году на базе ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» была сформирована интегрированная структура, в которую вошли еще девять предприятий ракетно-космической отрасли. Сегодня в планах Правительства значительное расширение состава ее участников. В связи с этим на предприятии прорабатываются вопросы о возможности установления каналов связи между предприятиями  в условиях конфиденциальности поступающей информации и применении технологии цифровой подписи. Сегодня эта задача решается в рамках сотрудничества ОАО «ИСС» с ОАО «НПЦ «Полюс» (г. Томск), ОАО «НПП «Квант» (г. Москва) и ОАО «НПП КП «Квант» (г. Ростов-на-Дону), в ходе которого осуществляется успешный обмен опытом в области информатизации. Достижение поставленной цели станет началом нового этапа в развитии автоматизации управления производством космической фирмы.

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях