Автоматизированная система управления предложениями по улучшениям

Топливная компания «ТВЭЛ» проводит ежегодный конкурс работ на лучшее решение/разработку в различных областях производственной и коммерческой деятельности, в котором работники ОАО «ПО «Электрохимический завод» принимают активное участие.

21 августа 2013
"Импульс-ЭХЗ", август 2013г.

В нынешнем году на конкурс выдвигаются работы по следующим номинациям:

  • «Лучшее инженерно-технологическое решение»;
  • «Лучшая опытно-конструкторская разработка»;
  • «Лучшая разработка по созданию нового производства»/«Лучшее решение в области реконструкции и строительства»;
  • «Лучшая работа в области управления»;
  • «Лучшее бизнес-решение по развитию предпринимательской деятельности в ЗАТО»;
  • а также – впервые – «Лучшее решение по снижению негативного воздействия на окружающую среду».

Технический отдел предприятия имеет намерение ознакомить читателей с разработками заводских конкурсантов – и первой представляет работу специалиста отдела развития производственных систем Ивана Погуляева и начальника отдела Михаила Сперанского «Автоматизированная система управления предложениями по улучшениям (АСУПУ)».

Что побудило заводчан заняться именно этой темой? Сегодня на предприятиях Топливной компании активно развивается система подачи предложений по улучшениям: счет предложений перешел на тысячи, а экономический эффект составляет десятки миллионов рублей. Однако расширение системы порождает свои специфические проблемы. Работа по регистрации, согласованию и реализации предложений ведется в основном в бумажном виде, не используется корпоративная система электронного документооборота. Как результат – заявления на всех этапах обрабатываются вручную, что приводит как к временным затратам, так и к искажению информации и затягиванию сроков реализации предложений – а это, в свою очередь, демотивирует сотрудников подавать предложения по улучшениям.

Кроме того, отсутствие единой электронной базы данных по предложениям приводит к затруднению сбора статистики, как внутри предприятия, так и в целом по Топливной компании.

С другой стороны, электронная система управления предложениями по улучшениям обладает следующими несомненными преимуществами. Централизация системы подачи предложений, сокращение времени на регистрацию и согласование предложений по улучшениям. Исключение возможности «двойных выплат». Создание «Банка идей». Обеспечение прозрачности системы. Обеспечение контроля срока согласования и внедрения предложений по улучшениям, в том числе со стороны руководства предприятия. Обеспечение быстрого формирования различных отчетов, построения графиков. И, что немаловажно, популяризация самой идеи подачи предложений по улучшениям.

Вывод: разработка и внедрение единой корпоративной системы управления предложениями по улучшениям является объективной необходимостью для Топливной компании.

Что было сделано конкретно. На основе типового положения ОАО «ТВЭЛ» по работе с предложениями по улучшениям разработана собственная версия АСУПУ, которая переводит процесс регистрации, рассмотрения и реализации предложений в электронный формат. Почему не использовали готовый программный продукт? Опыт крупнейших российских компаний показывает, что гораздо эффективнее разработать собственную систему, ориентированную на бизнес-модель компании.

Техническое задание по внедрению системы было сформировано специалистами группы по развитию ПСР; создание АСУПУ «в металле» осуществляется силами отделения ЗАО «Гринатом» в Зеленогорске. В настоящее время система тестируется в одном из подразделений цеха вторичной переработки ГФУ. Все предложения по улучшениям, поданные в 2013 году, были занесены в базу данных. Более того, уже получены отзывы о работе системы и предложения по ее совершенствованию, на основании чего сформировано техническое задание по дальнейшему улучшению работы АСУПУ. В ближайшее время планируется тиражирование системы на все подразделения Электрохимического завода, в том числе непроизводственные.

Система располагается на заводском сайте группы по развитию ПСР.

Для каждого предложения по улучшению в базу данных заносится копия самого предложения, а также прилагаемых документов (если нет ограничений на ознакомление с информацией). Управление системой разбито на шесть уровней. На уровне «Пользователи» возможен просмотр банка предложений с целью поиска идей, контроля реализации своего предложения, исключения подачи дублирующего предложения.

«Уполномоченные по рационализации подразделения» регистрируют предложения, принимают первичное решение о соответствии заявления установленным требованиям типового положения, контролируют сроки согласования и реализации предложений. «Руководители подразделения» определяют необходимость согласования предложений с экспертами подразделения и предприятия, совместно с экспертной комиссией подразделения принимают решение о целесообразности внедрения предложения, определяют категорию предложения, назначают ответственных за его реализацию и устанавливают сроки реализации, направляют согласованные предложения по улучшениям в отдел развития производственных систем.

Следующая группа – «Эксперты» – рассматривают предложения и прикладывают свои экспертные заключения.

И, наконец, «Отдел развития производственных систем» осуществляет администрирование системы, рассматривает предложения по улучшениям, вносит корректировки в базу данных, формирует отчетность, контролирует сроки – и в случае их нарушения берет предложения на особый контроль.

В планах на ближайшее будущее – распространение системы на работу с рационализаторскими предложениями.

Остается добавить, что объявленный Топливной компанией конкурс работ на лучшее решение/разработку в различных областях деятельности продлится до 30 сентября сего года. К участию в корпоративном конкурсе приглашаются все творчески активные работники ЭХЗ, чьи идеи уже реализованы и приносят предприятию пользу. Условия конкурса размещены на заводском сайте, на странице технического отдела. Технический отдел возьмет на себя работу по оформлению разрешений для представления на конкурс и открытых публикаций; конкурсные работы заявителям предлагается подавать на рассмотрение через техотдел.

КОММЕНТАРИЙ

Иван Погуляев, специалист отдела развития производственных систем:

Идея компьютеризировать систему управления предложениями по улучшениям зародилась у нас с Михаилом Сперанским около года назад. Основных причин тому было две. Первая: на наше подразделение, отдел развития производственных систем, легла большая – и с каждым днем увеличивающаяся – нагрузка по документообороту. Образно говоря, нас грозил захлестнуть бумажный поток. Тяжело было отслеживать, на какой стадии согласования находятся предложения, что вело к затягиванию сроков их реализации – а это, в свою очередь, не способствовало желанию авторов (в том числе потенциальных) работать в этом направлении. вторая причина: стала очевидной острая необходимость не только перевести в электронный вид, но и интегрировать в систему управления предложениями по улучшениям – работу с рационализаторскими предложениями; объединить две фактически выполняющие одинаковые функции системы – в одну.

Сегодня, на основании опыта реальной работы системы в цехе вторичной переработки ГФУ, можно уверенно говорить, что она доказала не только свою работоспособность, но и возможность гибкой ее настройки. в настоящий момент ведутся переговоры по дальнейшему совершенствованию системы и ее адаптации для всего предприятия.

Подготовил к публикации Григорий Ростовцев

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях