Портал "Управление производством" 0 комментариев

Юрий Выдманов, Оконный континент: Чтобы понять культуру, надо видеть компанию

Всего за пять лет компания «Оконный континент» смогла войти в число лидеров оконного рынка, наладив эффективное производство, создав себе имя и сплотив вокруг себя надежную команду опытных специалистов. Чего это потребовало от ее основателей и какие новые цели они для себя определили, рассказывает генеральный директор ООО «Оконный континент» Юрий Выдманов.

Юрий Михайлович, у Вас большой опыт работы в оконном производстве. Будучи основателем нескольких оконных компаний, Вы, должно быть, хорошо разбираетесь в подводных течениях непростого российского рынка. Как Вы оцениваете ситуацию на рынке и каких изменений это может потребовать от компании «Оконный континент»? Не считаете ли Вы, что рынок пришел к насыщению?

– Оконное направление как часть строительной отрасли, несомненно, имеет свою специфику и яркие отличия. Во-первых, это рынок совершенной конкуренции. В России окнами занимаются десятки тысяч компаний: это производители комплектующих, поставщики-дистрибьюторы, производители окон, профессиональные продавцы и так далее. Чтобы представить уровень конкуренции, достаточно оценить, какую долю рынка имеет сегодня крупный производитель окон. Я думаю, не более 1 процента в масштабе всего рынка России! Такая ситуация определяет очень высокий уровень конкуренции. И «Оконный континент» конечно, имеет свой взгляд на вероятное развитие событий и соответственным образом выстраивает свою стратегию.

Но при этом рынок еще далек от насыщения. Теми темпами, которыми отрасль развивается сегодня, рост рынка будет продолжаться еще лет десять.

В одном из своих интервью Вы говорили, что на рынке оконного производства грядет мощная ценовая война, связанная с тем, что на сегодняшний день предложение существенно превышает спрос, и самое главное в этой ситуации – найти правильные рыночные решения. В чем Вы видите выход? Как компания «Оконный континент» дифференцирует себя среди конкурентов?

– При существующем количестве накопленных в отрасли ресурсов ценовые войны просто неизбежны. Уникальность ситуации заключается в том, что в России компании контактируют с потребителями напрямую. В западных рынках, как правило, есть профессиональные посредники – это компании, управляющие эксплуатацией зданий, строители, ремонтные организации. Они довольно строго выполняют требования законодательства по энергосбережению: регламентированы требования к конструкциям оконных систем, действуют государственные программы по энергоэффективности жилых помещений и сокращению теплопотерь.

Так вот наша «уникальность» заключается в том, что фактически сам клиент (частный заказчик) определяет уровень качества. Совершенно естественно, что человек чаще всего выбирает среди массы предложений более низкую цену. При фактически отсутствующей законодательной базе и отсутствии какого-либо контроля, на рынок выходят плохие продукты, продаваемые по низким ценам. Таким образом, конкуренция происходит в неблагодарной ценовой зоне.

Наша компания в этом отношении придерживается очень жесткой позиции. Если мы хотим строить успешный устойчивый бизнес, то ни при каких обстоятельствах недопустимо выпускать продукцию даже среднего качества. Только самое высокое качество – вот визитная карточка компании. Но как при этом оставаться в конкурентном рынке? Значит, нам надо добиваться самой низкой производственной стоимости.

Вы неоднократно критично высказывались касательно производительности труда и управленческих квалификаций компаний вашего профиля? Есть ли положительные сдвиги в этом направлении? И как вы выстраиваете свое производство и стратегию поведения на рынке?

– Положительных сдвигов я, к сожалению, пока не замечаю. Как правило, компании идут одним путем – повышают уровень автоматизации для увеличения собственной эффективности. На мой взгляд, это неоправданно дорого и вовсе не означает, что производство и бизнес в целом станут более эффективными.

Что касается нас, то «Оконный континент» настойчиво и последовательно выстраивает собственную производственную систему на основе принципов и методов ЛИН-систем.

А что стало стимулом перехода к новым принципам работы? Или же ЛИН-системы внедрялись с самого открытия компании?

– Мы открывали свое производство в июле-августе 2008 года, и наша команда имела хороший опыт в построении и модернизации оконных производств. Сразу закладывалась логика производственных линий, хотя справедливости ради надо сказать, что эти линии в последующем претерпели радикальные изменения.

Хорошим стимулом к серьезному взгляду в сторону ЛИН-систем послужил кризис 2008 года. Мы только открыли производство – и тут внезапно рынок будто замер. А у нас при этом были только огромные долги.

Кто стал главным вдохновителем в Вашей компании? Кто и какими способами продвигал философию непрерывного совершенствования, вкладывал ее в умы сотрудников?

– К счастью в нашей управленческой команде есть человек, который с начала 80-х годов (прошлого столетия) занимается изучением и внедрением бережливых систем. Сначала это было своего рода хобби, затем стало, не побоюсь сказать, жизненной целью. В 2005-2006 годах мы вместе с ним имели первый опыт внедрения бережливых технологий в деятельность вновь созданного подразделения. К слову сказать, мы потерпели неудачу, но это позволило мне сделать для себя очень важные выводы.

Несомненно, главным вдохновителем и неутомимым двигателем ЛИН и сегодня является Мельников Владимир Федорович. Огромный багаж знаний и опыта, энтузиазм, созданные им разного рода программные продукты – сейчас все это очень востребовано в нашей компании.

Как проходил процесс становления ЛИН в «Оконном континенте»? Расскажите, пожалуйста, о первых шагах в этом направлении.

– Для начала хотелось бы сказать, что я никогда не поверю, что процесс принятия и внедрения философии бережливого производства у кого-то мог проходить легко и просто. Это очень сложно, очень трудно и, к сожалению, довольно медленно. Все дело в том, что мы сталкиваемся с очень острым конфликтом: люди не обладают той своеобразной логикой, которой живут ЛИН-системы. Мы все мыслим и действуем совершенно по-другому. Нам кажется, что мы делаем правильные и разумные поступки, мы рассуждаем и принимаем решения исходя из рациональных соображений, но, как правило, традиционное мышление и предпринимаемые действия совершенно расходятся с философией ЛИН.

Практически год мы занимались теорией и провели несколько блиц-проектов. С удивлением я констатировал, что технологии закрепились и работают. Но это только фрагменты, которые, впрочем, являются позитивным опытом и мотивацией идти дальше и глубже.

Следующий шаг – радикальное изменение структуры производственной компании. Все это очень болезненно и не обходится без потерь – путь к ЛИН трудный.

Вашей компании уже удалось добиться весьма впечатляющих результатов по повышению эффективности работы компании. Только в 2011 году производительность возросла на 40 процентов. Каким путем был достигнут такой результат? Вы можете назвать самые крупные нововведения?

– В первом полугодии 2012 года «Оконный континент» показывает еще более впечатляющие результаты. Наш рост составляет около 50 процентов к прошлому году. Дело, конечно, не только в производственной стратегии. Есть система продвижения, которая имеет свою стратегию и инструменты, есть сервисная стратегия, где мы развиваем свои сильные стороны. В совокупности все это и дает позитивный эффект. Кроме того, в 2011 году мы планировали рост компании в пределах 40 процентов, аналогичные планы поставлены и на этот год. Для того чтобы добиваться результата, надо подготавливать и развивать ресурсы, в том числе и сотрудников.

Что касается нововведений, то в этом году мы активно внедряем инструменты ЛИН в сервисную зону нашего бизнеса. Надо сказать, что результаты впечатляющие. Сократились площади, ликвидированы склады, качество сервисных работ улучшилось на порядок, при увеличении объема заказов на 50 процентов штат сотрудников обошелся без расширения. А главное – мы увидели огромные возможности.

Эффективная работа предприятия – это, прежде всего, эффективная работа всех его сотрудников. Как с этим обстоит дело в Вашей компании? Какими способами вы создаете и развиваете благоприятную корпоративную культуру? Чего Вы в первую очередь ждете от своих сотрудников?

– Пожалуй, самый важный и самый главный вопрос – корпоративная культура. У меня есть свой взгляд на эту проблему. Это отдельная тема, сложная, спорная и очень интересная, которую сложно раскрыть в рамках одного интервью. Но я всегда был сторонником «плоских» структур как наиболее гибких и раскрепощенных, более приспособленных для рыночной среды. В нашей компании очень свободные неформальные отношения. Какие-то вещи, возможно, покажутся странными, но в 2009-2010 годах, в очень трудный период для компании, у меня не было отдельного кабинета. Я располагался в одном из подразделений и периодически кочевал на сложный участок. Это нормально. Чтобы понять культуру, надо видеть компанию.

Как-то один человек мне рассказывал о разных компаниях. И он говорил о «живых» и «мертвых» компаниях. Вот, примерно, что он говорил: «Представляешь, с первого взгляда кажется, что бизнес очень успешный, все суетятся, производят действия, работоспособны… Но в какой-то момент ты понимаешь, что компания «мертвая», без будущего. Это необъяснимо. Но самый тяжелый случай, когда сотрудники мстят своей компании. И такое бывает».

Я все делаю для того, чтобы наша компания была «живая».

Ваша компания достаточно молода – она была основана лишь в 2008 году, но уже вошла в пятерку крупнейших российских оконных компаний и завоевала несколько престижных премий: в 2010 году «Оконный континент» был назван компанией с «Лучшей стратегией бизнеса»; в 2011 стал победителем конкурса «Компания года-2011» в номинации «За высокое качество и сервис». Чья это заслуга?

– «Оконный континент» создавался командой профессионалов. И ничего удивительного в нашем росте нет. Мы так и представляли развитие компании. Есть хорошие люди, есть успешная команда, есть видение и свои стратегии по направлениям – производственная, сервисная, продвижения. Не все получилось, как виделось в 2008 году, но по большому счету мы идем в нужном направлении. Мы действительно молодая компания. И мне бы хотелось, чтобы этот период развития продолжался еще как можно дольше. Ведь случается, что компания может остановиться и в первый год своего существования и затем моментально «состариться». Так порой случается, хотя в любой компании заложен потенциал роста, как в ребенке. Если помогать ей, компания будет развиваться и расти.

Как вы контролируете качество продукции и сервиса вашей компании?

– У нас нет контроля качества как функционального подразделения или освобожденных сотрудников. Вернее, сейчас нет. Последняя должность контролера была ликвидирована в 2010 году. И вводили мы выходной контроль временно, как контрмеру; сегодня все усилия направлены на встроенное качество. Что касается сервиса, то мы создали уникальный программный продукт, который сегодня позволяет делать оперативный анализ сервисных проблем и считать связанные с ними потери. И они просто огромные. Нас это воодушевляет – нам понятны новые возможности.

В чем Вы видите точки роста для своей компании? В каком направлении будет развиваться «Оконный континент» и какие усовершенствования у вас еще запланированы на будущее?

– Компания закончила период становления. Я бы именно так охарактеризовал прошедшие четыре года. Для себя мы ставим новые задачи. Будем готовить бизнес к тиражированию. Кое-что попробуем сделать уже в этом году.

На мартовской конференции «Практика реализации Бережливых технологий в оконном производстве» ваша компания в числе прочих выступила с докладом, где были затронуты практические методы реализации принципов бережливого производства. Что бы вы могли посоветовать своим коллегам и представителям других отраслей промышленности, желающим внедрить на своем производстве философию непрерывного совершенствования?

– Это очень сложный выбор. Но, с другой стороны, – это единственный путь для производственной компании, позволяющий конкурировать, побеждать и при этом получать глубокое удовлетворение. Самая большая трудность – научиться мыслить так, как живет и «думает» ваша бизнес-система, а затем поэтапно внедрять новые инструменты и совершенствовать ее. И это нужно делать.


Подготовила Наталья Коношенко

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”