Портал "Управление производством" 0 комментариев

Наталья Партасова, Концерн «Тракторные заводы»: Перед собой надо ставить самую высокую цель

Можно ли выполнить сложнейшие задачи, возложенные на машиностроительную отрасль, когда у «руля» женщина? Бесспорно… если она умеет смотреть вперед и замахиваться на невозможное. В подтверждение – наше интервью с Натальей Партасовой, вице-президентом Концерна «Тракторные заводы».

Осознать правила игры… 

– Наталия Юрьевна, развитие частно-государственного партнерства – сегодня одно из ключевых направлений взаимодействия власти и бизнеса. И не случайно, что в Концерне развитие этих стратегических коммуникаций доверено именно Вам – руководителю с большим опытом интеграции государственного и различных индивидуальных стилей управления. Каковы сегодня у Концерна точки соприкосновения с Правительством РФ? 

Такая крупная структура, как машиностроительно-индустриальная группа «Концерн «Тракторные заводы», 20 предприятий которого осуществляют деятельность в 10 субъектах РФ и за рубежом, не может существовать сама по себе, в отрыве от остального машиностроительного сообщества нашей страны. И развитие отдельных направлений деятельности, естественно, должно быть органично встроено в общую концепцию развития российского народного хозяйства, наиболее полно отраженную в «Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года».

Например, в области сельхозмашиностроения государственная политика, в целом, стала более скоординированной и системной. Очень активную деятельность ведет созданная Рабочая группа по технической модернизации сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения под руководством первого заместителя Председателя Правительства РФ В.А. Зубкова, в состав которой входит и президент Концерна «Тракторные заводы» М.Г. Болотин. Очень важно, что на этой площадке обсуждаются и решаются самые актуальные вопросы отрасли, вырабатываются необходимые поручения и рекомендации.

Несмотря на специфику каждого из направлений холдинга (тракторное и сельхозмашиностроение, производство лесозаготовительной, промышленной и дорожно-строительной техники, коммунальных машин и оборудования, продукции для железных дорог, оборонно-промышленного комплекса), «Тракторные заводы» имеют единую структуру с единой стратегией развития. «Программа финансового оздоровления и инновационного развития до 2017 года», одобренная в сложное время Правительством РФ, профильными федеральными министерствами, полностью отвечает системным подходам, защищенным программными документами, в том числе отраслевыми стратегиями развития.

Несмотря на достаточно долгий подготовительный период организации синдиката банков и процесс сбора доказательной базы, подтвердившей актуальность предложенных параметров, финансирование Программы Внешэкономбанком в рамках стабилизационного кредита в размере 15 миллиардов рублей позволило выстроить стабильный конструктивный диалог с государством. Идет постоянное взаимодействие в рамках Рабочей группы по рассмотрению анализа и оценки результатов деятельности Концерна «Тракторные заводы» под руководством заместителя Министра промышленности и торговли РФ Д.В. Мантурова, по проведению ежемесячного мониторинга исполнения Программы предприятиями машиностроительно-индустриальной группы, а также ведется обсуждение и анализ результативности исполнения этого главного программного документа. 

– Есть ли уже какие-то предварительные результаты реализации Программы холдинга? И каковы дальнейшие перспективы развития, определенные предприятиям M&IG на ближайший год? 

– Предварительные итоги подведены. И хотя они еще не окончательны, уже можно говорить, что результаты системной работы всей управляющей команды «Тракторных заводов» достаточно высоки: эффективность бизнеса в 2011 году превзошла запланированные показатели в 1,8 раза. Это позволило в 2 раза снизить глубину убытка в сравнении с прошлым годом и избежать необходимости привлечения дополнительных кредитных ресурсов. Общий объем выручки машиностроительно-индустриальной группы с зарубежными активами вырос в сравнении с 2010 годом в 1,5 раза.

Результатом эффективного исполнения утвержденной Программы стали хорошие показатели Дивизиона железнодорожной техники: на рынок поставлено свыше 5 тысяч новых железнодорожных вагонов. Это стало возможным, благодаря успешной реализации крупномасштабного инвестиционного проекта, в котором принимали участие Внешэкономбанк, Сбербанк России, банки-кредиторы Синдиката, по созданию подвижного состава для РЖД в городе Канаш (Чувашская Республика).

В 2011 году для стратегических отраслей народного хозяйства предприятиями Концерна «Тракторные заводы» было произведено свыше 700 единиц тяжелой промышленной и специализированной строительно-дорожной техники (бульдозеры, трубоукладчики, транспортные машины), более 330 единиц лесозаготовительных машин, около 2,5 тысяч тракторов, свыше 340 комбайнов и более 500 единиц коммунальной техники.

Но сегодня у нас уже идет год 2012-ый. Перед предприятиями холдинга стоят более серьезные задачи: по всем направлениям бизнеса запланировано увеличение объемов производства продукции, что соответствует дальнейшему развитию отраслевых стратегий и всех действий и мер, реализуемых в Программе инновационного развития холдинга: оптимизация производственных процессов, сокращение избыточных мощностей и убыточных бизнесов, реализация ранее начатых крупномасштабных инвестиционных проектов. И, что очень важно, достижение этих результатов возможно только благодаря четким, скоординированным действиям государства, банков и «Тракторных заводов». 

– Одна из самых актуальных тем, обсуждаемых сегодня на всех уровнях – вступление России в ВТО… Каким Вы видите в новых «цивилизационных» условиях национальное машиностроение и, конечно, предприятия «Тракторных заводов»? 

– Паниковать и кричать, что все рухнет на следующий же день, как утверждают многие участники рынка, я считаю, не стоит. Мы не проснемся вдруг в новой реальности под названием Всемирная торговая организация. Это будет постепенный процесс четко регламентированного перехода международных торгово-экономических отношений в иное качество. И наша основная задача сегодня – осознать правила игры, которые уже определены международным сообществом, и активизировать совместно с государством решение задач, которые позволят обеспечить справедливую конкуренцию на рынке для всех участников и создать комфортные условия для развития нашего российского машиностроения. И эту работу мы ведем целенаправленно в течение последних нескольких лет…

Прежде всего, это касается вопроса изменения тарифно-таможенной политики: снижение ввозных таможенных ставок обязательно повлечет за собой, во всяком случае, в самом начале, снижение конкурентных преимуществ отечественных машиностроительных заводов. Поясню: зарубежные производители уже имеют «карт-бланш», так как их поддержка в собственных странах и на территории России – значительно серьезнее, чем у российских предприятий. Поэтому Концерн «Тракторные заводы» совместно с коллегами из других машиностроительных объединений консолидирует усилия в данном направлении, отстаивая отраслевые интересы. В Правительстве РФ, например, в настоящее время рассматривается совместное предложение по повышению ставок ввозных таможенных пошлин на бульдозеры, трубоукладчики, гусеничные и колесные экскаваторы, катки, колесные и гусеничные тракторы, фронтальные погрузчики и прочую технику. Прорабатываются возможности применения иных мер защиты внутреннего рынка: специальных, антидемпинговых, компенсационных – что, между прочим, правилами ВТО предусмотрено.

Продолжается работа по ряду других направлений и отраслей, где еще возможно осуществить лобби национальных позиций, по системным вопросам. 

– И в чем состоит участие «Тракторных заводов»? 

– Здесь, кстати, могу отметить большую работу, которую мы проводим в профильном Комитете при Бюро ЦС «Союза машиностроителей России» по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению, возглавляет который Михаил Болотин. Еще на стадии обсуждения ряда изменений начали серьезный диалог с государством: совместно с Министерством экономического развития России, экспертным научным сообществом и коллегами из крупнейших российских машиностроительных объединений мы провели ряд встреч, в том числе круглый стол, приуроченных к «проблеме» ВТО. Результатом стала выработка конструктивных предложений, учтенных при подготовке решений.

Кроме того, в связи с присоединением России к ВТО большое значение будет приобретать приведение бизнес-процессов наших отечественных предприятий в соответствие с лучшей мировой практикой, обеспечение национальной безопасности через импортозамещение и необходимость увеличения экспортного потенциала России. И обеспечение народного хозяйства нашей страны современной мощной конкурентоспособной техникой – это уже прямая наша обязанность как российских машиностроителей. И выполнить возложенную на нас задачу мы сможем, только объединив усилия всех звеньев цепи!

 

Все, что заложено в тебе… 

– Наталия Юрьевна, в начале нашего разговора мы затронули высокую степень ответственности, которая возложена на Вас и коллективом Концерна, и самой жизнью… Поделитесь, пожалуйста, почему когда-то Вы выбрали именно этот путь, и кто был Вашим наставником? 

– Большое значение в моем выборе сыграли традиции семьи – жизнь и отношение к работе родителей, старших сестры и брата, дядей. Их профессионализм, порядочность, запредельная преданность работе  во многом определили и мое отношение к жизни.

Моим первым местом работы стал Чебоксарский завод промышленных тракторов (сегодня это ОАО «Промтрактор»), куда я пришла по окончании университета на должность нормировщика. Это было одно из самых современных, динамично развивающихся предприятий Советского Союза, поразившее меня своими масштабами.

И, конечно же, в тот период мне очень повезло с сильными и интересными людьми, ставшими моими наставниками. Людьми, которыми по праву гордятся и Чебоксары, и вся Чувашия. Это и генеральный директор Чебоксарского агрегатного завода Олег Александрович Волков, главный инженер Семен Григорьевич Хисин, и многие другие. С благодарностью вспоминаю уникальную личность, Глеба Андреевича Ильенко – создателя и первого директора НПК ЭЛАРА. Ведь очень важно, когда в начале твоего пути встречается человек, который помогает раскрыть все то, что заложено в тебе. 

–  После института Вы работали в реальном секторе, прошли путь от экономиста до директора по экономике и финансам. Что привело Вас на государственную службу в администрацию города Чебоксары? Легко ли было перестроиться? 

– Наверное, сыграли свою роль и высшая логика жизни, и личные амбиции, и объективные условия, потребовавшие от меня таких решений.

Переход на работу в городскую администрацию стал тем новым «проектом», который, конечно, потребовал от меня кардинального изменения образа жизни. «Государева служба» – это вся социалка, экономика, финансы... Время на дворе было тяжелое, но, благодаря тому, что в администрации Чебоксар работала настоящая команда во главе с Анатолием Игумновым, лозунг и принцип действий которой был «Не народ для нас, но мы – для народа!», все сложнейшие задачи мы решали.

Секрет побед был прост: у нас была цель сделать Чебоксары самым лучшим в России, сделать так, чтобы в нем было удобно и приятно жить и работать, чтобы люди любили свой город, гордились столицей Чувашии. И в той ситуации лозунг «Никто кроме нас!» не звучал высокопарно. Именно с тех пор я уверена, что перед собой обязательно надо ставить самую высокую цель. Надо всегда смотреть вперед и замахиваться на невозможное – иначе ты не руководитель. Не ориентир. 

– Несколько лет Вы находились на высоких государственных должностях. Потом – руководящие посты снова в реальном секторе экономики. У Вас много заслуг и наград за профессиональные достижения. Вы – Почетный машиностроитель РФ. Что послужило Вашим вдохновением на пути к профессиональному мастерству и карьерному росту? 

– Мне всегда хотелось и хочется узнать и сделать что-то непростое, неординарное, то, что, как считают многие, женщине не под силу. Это мой жизненный принцип, которым я руководствовалась, приходя на ту или иную должность, начиная тот или иной проект. Я всегда с абсолютным интересом и отдачей отношусь к любому делу. В него надо полностью погрузиться, раствориться в нем, прочувствовать и понять каждую деталь – только тогда ты сможешь сделать все, чтобы прийти к поставленной цели.

После ухода с должности Председателя Правительства Чувашской Республики я вернулась туда, откуда начала свой путь, – на производство. И вот уже седьмой год – в Концерне «Тракторные заводы». Работаю над большими проектами, серьезными задачами, решение которых прямо или косвенно влияет на судьбы огромного количества людей.

Сегодня в нашем холдинге работает 29 000 человек, все – профессионалы в своем деле. И, трудясь на своем рабочем месте, они понимают, что сегодня мы вместе закладываем будущее российского машиностроения. 

– Видимо, нелегко быть женщиной-руководителем…

– Вообще мне часто задают вопрос – «легко ли быть женщиной-руководителем?». Ответ для меня очевиден: женщина во власти – явление закономерное, тем более что талант координатора, управленца, стремление хранить и созидать у нас в крови. 

– В чем, по-вашему, состоит  отличие просто женщины от женщины-руководителя? 

– Для меня вообще понятия женщина и женщина-руководитель неразделимы. И Людмила Прокофьевна Калугина из первых кадров «Служебного романа» – отнюдь не мой идеал. Я с пониманием отношусь к тем женщинами, которые основное время и силы тратят на дом, семью, какие-то личные увлечения. Это их выбор, и я его уважаю.

А жизнь женщины-руководителя – это череда постоянно сменяющих друг друга событий, больших и серьезных проектов, встреч, переговоров, переездов и принятия решений. Она все время на виду, она должна жестко контролировать свои слова и действия, выдерживать безупречный стиль. И это понятно, ведь к лидерам требования на порядок выше – ты отвечаешь не только за себя, а задаешь тон всему коллективу, тем более если в нем трудится несколько десятков тысяч человек. Причем каждый – со своим характером, своими особенностями, проблемами, которые необходимо учитывать.

И еще в силу своего положения женщина-руководитель в любых ситуациях должна принимать решения и всегда должна показывать пример. У нее просто нет возможности прятаться за широкие спины мужчин! Порой приходится подолгу задерживаться на работе, забывать о праздниках и выходных, иногда для достижения необходимого результата нужно быть достаточно жесткой и решительной – но это уже издержки работы любого руководителя. 

– На Ваш взгляд, какие личные качества помогают Вам завоевывать уважение мужчин-коллег? 

– Я никогда не пыталась специально что-то доказывать с целью самоутверждения или создания репутации в глазах коллег, в том числе и мужчин. Мы же работаем в серьезной, суровой отрасли – металл и машины не терпят краснобайства и легковесности, поверхностного отношения к делу.

И я очень горжусь тем, что являюсь членом команды профессионалов-машиностроителей, умеющих делать ставку только на победу в любых жизненных ситуациях.

Для меня всегда главным было качественное выполнение намеченной цели или поставленной задачи. За счет чего это можно сделать? Профессионализм и упорство, инициативность и интуиция, умение отстаивать свою точку зрения, брать на себя ответственность за результаты и доводить дело до конца – вот те личные качества, которые приносят уважение любому человеку. И потом: женщина способна выдержать такое напряжение и темп работы, которые не каждому мужчине под силу. Но они смотрят на нас и тоже подтягиваются! 

– Каждому человеку, наверное, в жизни всегда чего-то не хватает. А Вам? О чем Вы мечтаете? 

– Мне не хватает одной, но очень значимой вещи – времени. Не всегда есть возможность пообщаться с друзьями, близкими, уделить время семейным хлопотам. И когда меня спрашивают, какое у меня любимое хобби, я отвечаю, что мое хобби – это моя работа! А мечты... Мне удалось гармонично осуществить мечту любой женщины: у меня прекрасная семья, замечательный сын, у меня много друзей как среди мужчин, так и среди женщин, и я состоялась как личность. 

– Оглядываясь назад, Вы бы повторили этот путь? 

– Отвечу так. Когда меня спрашивают: «Что бы Вы изменили в жизни, если бы это было возможным?», я отвечаю: «Ничего». Может быть, в ряде ситуаций я поступила бы несколько иначе, но конечный результат остался бы таким же. Это мой сознательный выбор, мой путь, который я выбрала сама. 

– Благодарю за интересную беседу, Наталья Юрьевна. Успехов Вам во всех начинаниях и продолжениях и, конечно же, любви, внимания и… побольше времени для общения со своей семьей и друзьями. 

 

Подготовила Ольга Лазарева

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”