Портал "Управление производством" 0 комментариев

УЧАСТНИКИ КОНКУРСА: Внедрение стандартных операционных процедур

Можно ли без стандартизации добиться эффективной работы оборудования и решить задачу по повышению надежности и снижению количества инцидентов? Специалисты Мосэнерго с полной уверенностью уже могут ответить – нет, потому что убедились в этом на собственном опыте. О том, как внедрялись стандарты в эксплуатационной деятельности, и к каким результатам это привело, рассказывают Павел Власов, руководитель проектной группы дирекции производственных систем ОАО «Мосэнерго», и Александр Глазунов, руководитель направления дирекции производственных систем ОАО «Мосэнерго», участники конкурса работ лин-менеджеров «Про ЛИН».

Стандартизация в эксплуатационной деятельности

Разработка различных стандартов стала фундаментальной частью эксплуатационных преобразований в Мосэнерго. Мы осознанно внедряем стандарты, так как понимаем их эффективность.

Стандарты позволяют:

  • выстраивать весь поток процессов на предприятии в стройную цепочку последовательных действий;
  • проводить любые процессы с наибольшей эффективностью (использование передового опыта);
  • максимально исключают «человеческий фактор»;
  • являются удобным инструментом передачи знаний;
  • способствуют быстрому выявлению недостатков в системе;
  • упрощают контроль за процессами;
  • позволяют системе быть гибкой (легко видоизменяться в зависимости от ситуации как внутри компании, так и за ее пределами).

Стандартизация была призвана решить три основные задачи:

  1. Снизить расход электроэнергии на собственные нужды, и, следовательно, повысить топливную эффективность производства за счет оптимального выбора оперативным персоналом вспомогательного оборудования в процессе работы (стандарты по выбору вспомогательного оборудования).
  2. Исключить «человеческий фактор» в работе машинистов блочных щитов управления и снизить отклонения по ключевым технико-экономическим параметрам работы за счет стандартизации действий при возникновении отклонений от их нормального значения (стандарты по ведению режима).
  3. Повысить надежность работы и снизить количество инцидентов за счет модернизации системы обходов оборудования (стандарт обходов).

В основу стандартов по выбору вспомогательного оборудования (рис. 1) заложен принцип экономичности. Количество используемых единиц вспомогательного оборудования должно быть достаточным для безопасной и надежной работы, но не должно быть избыточным. Стандарты этой категории разрабатывались по единому принципу, но с учетом технологических особенностей каждой конкретной станции. Каждый стандарт определяет оптимальный набор вспомогательного оборудования (сетевые насосы, питательные насосы и т.д.), который должен быть в работе в зависимости от режима основного оборудования.

 Пример стандарта по выбору вспомогательного оборудования (вид оборудования – питательные электронасосы)

Рис. 1. Пример стандарта по выбору вспомогательного оборудования (вид оборудования – питательные электронасосы)

Стандарты по ведению режима (рис. 2) представляют собой описание последовательности действий машиниста в том случае, если один из ключевых технико-экономических параметров отклоняется от нормального значения. Результатом применения стандарта должно стать приведение параметра в норму либо сигнал об обнаружении проблемы (дефекта) на оборудовании с помощью системы визуализации, которая также была создана в рамках комплексной программы бережливого производства.

 Пример стандарта по ведению режима (действия машиниста при отклонении параметра «Температура острого пара»)

Рис. 2. Пример стандарта по ведению режима (действия машиниста при отклонении параметра «Температура острого пара»)

Соблюдение всех эксплуатационных стандартов является обязательным для персонала электростанций и контролируется в ходе регулярных внешних и внутренних аудитов производственной системы.

Экономический эффект от внедрения инструментов бережливого производства в эксплуатационной деятельности ОАО «Мосэнерго» рассчитывается ежегодно по утвержденной руководством Компании методике. По результатам работы в 2010 году он составил порядка 32 млн руб., по результатам работы в 2011 году – порядка 121 млн руб.

Стандарты на каждом филиале совершенствуются и дорабатываются не реже, чем раз в полгода. Кроме того, в рамках этапа непрерывного совершенствования осуществляется «точечная» разработка новых эксплуатационных стандартов для участков и процессов, которые ранее не были охвачены программой.

Внедрение стандартов обходов оборудования

Внедрение стандартов обходов является неотъемлемой частью системы повышения эффективности оборудования и позволяет решить задачу по повышению надежности работы и снижению количества инцидентов.

Наш подход к созданию стандарта обходов состоит из 6 основных этапов (рис. 3):

 Этапы создания стандарта обходов

Рис. 3. Этапы создания стандарта обходов

Действия на первом этапе предполагают:

  • сбор существующих данных о маршрутах обходов, составе оборудования, системах автоматизации;
  • наблюдение за соблюдением стандартов обходов;
  • общение с руководителями станции различного уровня (здесь нам необходимо получить анализ с выводом и описанием необходимых действий и описание отклонений от стандарта).

С целью определение ключевых параметров контроля нам необходимо составить список оборудования. Для каждого оборудования:

  • выбрать точки контроля,
  • определить критерии каждой точки,
  • определить существующую частоту контроля,
  • сфотографировать точку контроля,
  • создать стикеры для обходчика и развесить стикеры на контролируемом оборудовании.

Стикер представляет собой фрагмент стандарта, взятый для одной конкретной единицы оборудования, и устанавливается на каждую единицу оборудования в самом доступном месте. На нем отображен полный перечень контролируемых параметров и допустимых величин. Стикеры развешиваются на всем контролируемом оборудовании для каждого подразделения, что помогает обходчику четко определять состояние оборудования, указывает на необходимые действия в случае отклонения тех или иных показателей от нормы.

Разрабатывая оптимальную частоту обходов, мы получаем список оборудования с проставленной частотой обходов. Для достижения этого мы формируем сценарии по частоте контроля для различных зон ответственности сменного персонала, делаем расстановку соответствующей частоты контроля для каждой из зон, проверяем получившиеся результаты с представителями соответствующих служб.

Группировка контролируемого оборудования по частоте обходов и зоне ответственности сменного персонала позволяет нам получить полный перечень оборудования для определенной частоты и зоны ответственности сменного персонала.

Этап создания маршрутов обходов – один из ключевых. Он состоит из отрисовки схемы цеха, нанесения всех контрольных точек на схему цеха с указанием отметки, поиска оптимального пути для прохода всех необходимых контрольных точек.

Создание доски обходов и запуск процесса – это заключительный этап стандарта внедрения обходов. Здесь необходимо:

  • заказать и оформить доски обходов,
  • распечатать схемы цеха с обозначенными маршрутами,
  • обучить персонал,
  • внести проверки доски обходов в график аудитов,
  • развесить контрольные точки.

Как работает доска обходов

После завершения обхода обходчик выписывает все, обнаруженные в ходе обхода оборудования, дефекты на лист учета дефектов (расположен на доске обхода). Далее он сообщает об обнаруженных дефектах старшему машинисту по типу оборудования/начальнику смены КТО (НС КТО). Начальник смены КТО/старший машинист отправляется на место обнаружения дефекта для выяснения значимости дефекта. В случае подтверждения дефекта он делает соответствующую запись на доске проблем БЩУ и в электронном журнале учета дефектов. Затем он сообщает об обнаруженном дефекте соответствующей службе в следующем порядке:

  • в дневное время;
  • непосредственно после обнаружения и подтверждения дефекта;
  • в ночное время;
  • если дефект несет за собой возможный риск по надежности работы оборудования либо имеет значительное влияние на экономические показатели работающего оборудования (приоритет №1) – непосредственно после обнаружения и подтверждения дефекта;
  • если дефект является незначительным и не имеет тенденции к прогрессированию (приоритет №2) – сообщается непосредственно во время ежедневного обхода БЩУ.

Дефекты, назначенные к устранению в останове оборудования (приоритет №4), удаляются из листа учета дефектов и доски проблем БЩУ после занесения в список дефектов в останове. Устраненные дефекты, после соответствующего подтверждения их устранения начальником смены КТО, удаляются из листа учета дефектов. Ответственными за своевременное внесение информации по дефектам на лист учета дефектов являются машинисты обходчики/старшие машинисты по оборудованию. Удалять записи по дефектам с листа учета дефектов имеет право только НС КТО!

 

ДОСЬЕ НА УЧАСТНИКОВ

Власов Павел Юрьевич

С 2009 года – сотрудник рабочей группы проекта «Бережливое производство» в ОАО «Мосэнерго». Принимал участие в разработке методологии проекта и внедрении инструментария на пилотных участках (филиалах) Компании.

В 2010-2011 годах руководил внедрением проекта на филиале Компании.

В 2012 году – сотрудник проектных групп по повышению операционной эффективности Компании, кандидат Six Sigma Black Belt.

 

Глазунов Александр Александрович

С 2009 года – сотрудник рабочей группы проекта «Бережливое производство» в ОАО «Мосэнерго». Принимал участие в разработке методологии проекта и внедрении инструментария на пилотных участках (филиалах) Компании. В период реализации проекта обеспечил переход всех филиалов Компании на функциональную организационную структуру.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”