Портал "Управление производством" 0 комментариев

Владимир Базиян, Актис: Мы нацелены на вытеснение конкурентов

Быстро реагировать на увеличивающийся рыночный спрос стеклотары – задача не из легких. Каким образом справляется с ней стеклотарный завод «Актис», беседуем с Владимиром Кимовичем Базияном, генеральным директором предприятия.

– Владимир Кимович, начиная с 2000-го года, завод «Актис» постоянно увеличивает производственные мощности и известен на российском рынке стеклотары как наиболее динамично растущее предприятие. Какая стратегия лежит в основе вашего развития? Судя по темпам увеличения мощностей, вы нацелены на вытеснение конкурентов. Или это – исключительно результат растущего спроса со стороны потребителей стеклотары? 

Рынок стеклянной тары стабильно развивается и растет год от года. Основная причина в том, что стеклянная тара имеет определенные преимущества по сравнению с другими видами упаковки: гигиенична, прозрачна, не взаимодействует с содержимым, дает возможность герметичной укупорки, отличается разнообразием ассортимента и технологичностью.

Российский рынок стеклотары не до конца покрывает собственные потребности, у него есть большой задел для роста. Основными предпосылками для этого будут служить: уменьшение доли оборотной тары, увеличение эксклюзивных видов продукции, наращивание объемов производства основными отраслями-потребителями, стремление к импортозамещению и высокая загрузка существующих мощностей.

По оценкам экспертов, ожидаемое повышение спроса на стеклотару в ближайшие несколько лет составит в среднем 4-5% в год. Этот процесс идет параллельно с повышением требований к качеству упаковки, в нашем случае – к качеству стеклотары. Таким образом, опережающими темпами будет расти спрос на высококачественную стеклотару, в особенности – на «эксклюзив». 

– То есть «Актис» растет вместе с рынком… 

– Да, это так.

Предприятие производит стеклотару для любых алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, консервации, детского питания и прочих продуктов. Решение о строительстве стекольного производства было принято в 1997 году. Первоначально проектом предусматривалось строительство завода по выпуску эксклюзивной бутылки общей мощностью 120 миллионов штук в год. Затем, в 1998 году, проект был изменен на производство пивной коричневой бутыли. В августе 2000 года была введена в эксплуатацию первая очередь мощностью 120 миллионов штук бутылок в год. В октябре 2002 года начался выпуск продукции на производственных линиях второй очереди объемом 220 миллионов штук бутылок в год. В конце 2003 года стеклозавод «Актис» вышел на проектную мощность – 360 миллионов единиц. 

Стеклотара после отжига в печах отжига Pennekamp и нанесения покрытия на холодном конце Стеклотара после отжига в печах отжига Pennekamp и нанесения покрытия на холодном конце

Фото 1, 2. Стеклотара после отжига в печах отжига Pennekamp и нанесения покрытия на холодном конце.

– Справиться с растущим спросом на рынке существующими мощностями уже никак не получалось? 

– Оборудование первой и второй очередей обеспечивало работу предприятия на протяжении 9 лет, но в связи с появлением новых технических и технологических решений, моральным устареванием оборудования, а также слишком высокими затратами на плановый ремонт стекловаренных печей, в 2007 году было принято решение о строительстве нового стекольного завода.

В период 2007-2010 годы велось строительство нового стеклотарного производства, отвечающего самым современным требованиям. Ввод в эксплуатацию первой очереди был осуществлен в августе 2010-го, второй – в июне 2011 года. Также в 2011 году было принято решение продолжить расширение стеклопроизводства за счет строительства третьей очереди стеклозавода (производство из бесцветного стекла), состоящей из стекловаренной печи, оборудования по выпуску бесцветной тары. 

– И что вы имеете по проекту на данный момент? Что он вам даст в плане диверсификации портфеля? 

Упаковочная машина Zecchetti – палетирование стеклотары

 – Благодаря третьей очереди мы увеличиваем ассортимент продукции. 

В настоящее время основные строительно-монтажные работы завершены, запуск и после ввода в эксплуатацию вывод на полную мощность намечен на май 2013 года. Таким образом, на сегодняшний день производственные мощности предприятия составляют 1200 тысяч тонн стекломассы в сутки, или миллиард сто миллионов бутылок в год (в исчислении 0,5 литра).

И, возвращаясь к первому вопросу, хочу сказать, что, естественно, мы нацелены на вытеснение конкурентов, и у нас это получается. Например, на территории Ставропольского и Краснодарского краев мы забрали большую долю рынка у известных французских и турецких компаний и, уверен, что на этом не остановимся. 


Фото 3. Упаковочная машина Zecchetti – палетирование стеклотары.

– Если вернуться на несколько лет назад и вспомнить, как проходили в разные времена этапы подготовки, строительства и ввода в эксплуатацию производственных мощностей, то в чем состояли трудности периодов? 

– Трудности, конечно, были. «Актис» – серьезный проект огромной мощности. На сегодняшний день наше предприятие одно из самых крупных в Европе. Тот же составной цех также самый крупный в Европе. Основные трудности были связаны с проектной документацией, даже несмотря на то, что проект выполняла швейцарская компания.   

– Как в разное время выстраивалось ваше сотрудничество с властями Ростовской области? По-вашему, что нужно усовершенствовать во взаимодействии бизнеса и власти для эффективного действия инвестиционных процессов? 

Если мы говорим о региональной власти, то у нас всегда были хорошие отношения с администрацией области, они всегда поддерживали развитие бизнеса на Дону. «Актис», например в 1998 году, одним из первых выполнил инвестиционную программу и получал определенные льготы.  

Если говорить о проблемах с другими органами, естественно, они существовали и сейчас существуют. Например, за время конструктивной и плодотворной работы предприятия в рамках создания благоприятного инвестиционного климата в Ростовской области у «Актис» было 17 споров с налоговыми органами, из которых предприятие выиграло 16. При этом ни один чиновник в данной ситуации не несет никакой ответственности за свои неправомерные действия, которые признаются таковыми в суде. Ни один руководитель, вынесший отмененные судом решения, или даже инспектор, акт проверки которого изменен после рассмотрения возражений налогоплательщика, не привлечены к дисциплинарной или иной ответственности. Безнаказанность, отсутствие мер реагирования на отмену ненормативных актов позволяет чиновникам выносить и далее подобные решения, а предприятие вновь и вновь вынуждено оспаривать и доказывать свою правоту в судебных инстанциях.

Если в Ростовскую область приходят инвесторы, то это, прежде всего, их заслуга, самих инвесторов. Например, в Новочеркасске компания «Кэн-пак» открыла производство алюминиевой банки. Никто их не приводил, никаких льготных условий не предоставляли. Они логистически выбрали площадку, которая была бы недалеко от Ростова, и они могли с небольшими транспортными издержками поставлять на «Балтику» и «Эфес» алюминиевую банку. Но, чтобы администрация привела инвестора и сказала: «Вот смотрите, эта компания хотела построить автозавод¸ например, в Калуге, а мы своими выгодными условиями их привлекли в Ростовскую область, и они построили здесь завод…» – об этом я не слышал. 

Стеклотара на выходе из стеклоформующей машины после формовки

Стеклотара на выходе из стеклоформующей машины после формовки

Фото 4 и 5. Стеклотара на выходе из стеклоформующей машины после формовки.

– Насколько известно, к 2011 году общий объем инвестиций в строительство и оснащение нового производства составил более 150 миллионов евро. И это наделило вас правом считаться в городе Новочеркасске крупнейшим инвестиционным проектом в сфере промышленного строительства за последние 30 лет. Как это отразилось на социально-экономическом состоянии города? 

Уточним, весь проект строительства стеклотарного завода Актис, всех трех очередей, стоит более 6 миллиардов рублей. По моему мнению, такой крупный проект положительно отразился на социально-экономическом состоянии города. Мы создали почти тысячу постоянных рабочих мест. В стройке принимали участие более 500 рабочих различных строительных специальностей. Мы платим налоги в бюджеты всех уровней. У нас на предприятии достойные заработные платы, мы предоставляем такие социальные пакеты, которых, наверное, на других предприятиях просто нет.

Вот у меня на предприятии нет профсоюзов, но на сегодняшний день мы не испытываем кадрового дефицита, наоборот – у нас еще есть кадровый резерв из опытных людей, которые хотят у нас работать.    

– А как вы готовитесь к расширению штата сотрудников в связи с запуском третьей очереди завода? 

– Кадры мы сами учим много лет. Мы берем местную молодежь, она хорошая, обучаемая. Вообще, специальных учебных заведений нет, поэтому мы переманиваем с других заводов. Да и серьезной базы обучения в стекловаренной промышленности в России нет. Специализированных институтов, техникумов нет, поэтому это, в основном, опыт. Вот и переманиваем самых лучших лучшими условиями, лучшей зарплатой. 

– Кроме увеличения производственных мощностей, какие еще меры вы предусматриваете для усиления позиций «Актис» в конкурентной среде? 

Стекольный бизнес, именно производство стеклотары, – одно из самых сложных производств. Сложнее, может быть, чем электровозы или автомобили. Мы уже освоили производство облегченной одноразовой бутылки. Мы вложили деньги в переработку стеклобоя. Это экологическая программа, потому что мы берем мусор, перерабатываем и получаем стеклобой.

В связи со значительным ростом производства пива и алкогольных напитков, кетчупов и соусов, разливаемых в стеклянные бутылки, которые не являются оборотной тарой и не принимаются торговыми предприятиями, у нас в регионе  резко увеличились объемы отходов стеклобоя. По оценке экологов, только в Ростове-на-Дону  ежегодно образуется более 220.0 тысяч тонн отходов стекла: 78% в жилом секторе, 13% в виде коммерческих отходов, остальное поступает через приемные пункты. 

Варка стекломассы. Каналы питателя стеклоформующих машин

Фото 6. Варка стекломассы. Каналы питателя стеклоформующих машин.

В Великобритании рециклингу, например, ежегодно подвергается 16130 тысяч тонн вышедшей из употребления стеклянной тары, что является результатом выполнения директивы Евросоюза по упаковочным отходам. Такой результат связан с успешной информационной работой по привлечению населения к программам вторичного использования ресурсов. 

Для того чтобы увеличить объемы использования стеклобоя производителями стекла, за рубежом все шире применяют автоматизированные системы сортировки стекольного боя по цвету. Например, одной немецкой компанией были разработаны автоматизированные оптоэлектронные системы для такой классификации различных типов стекла, предназначенного для вторичной переработки. Установка разработана специально для сортировки больших объемов сильно загрязненного пустотелого стеклобоя в диапазоне зернистости 5-60 мм и отвечает многим требованиям, предъявляемым к сортируемому материалу. При получении конечного продукта должны быть учтены цветовые нюансы, например, отделение белого стекла от светло-зеленого, керамических осколков от белого стекла с бумажными этикетками и т.д.

Почти 5 миллионов евро мы вложили в эту оптическую систему, которая позволяет сортировать в сутки до 700 тонн чистого стеклобоя. 

– Что вы делаете для того, чтобы ускорить выпуск готовой продукции, сократить сроки поставок и исключить риск остановки производства? 

Ускорить процесс мы не можем, потому что есть определенные технологические процессы и поэтому специалисты находят оптимальный режим по скорости стекловарения, чтобы выпустить определенный продукт. А чтобы снизить риск остановки, мы установили 4 газопоршневые станции, еще две установим для того, чтобы в случае серьезного black out мы смогли производство продержать на уровне, чтобы, допустим, не заморозить печки.   

– Какие тактические задачи стоят перед вами в 2013 году? 

В 2013 году задачи обычные: продавать продукцию, выпускать ее качественно. Занять определенную долю рынка по бесцветному стеклу.  

 

Подготовила Ольга Лазарева

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”