Портал "Управление производством" 0 комментариев

Федор Дудкин, Карпинский электромашиностроительный завод: Стремимся устранить причину, а не проблему

О чем может свидетельствовать наличие у предприятия сертификата в области системы менеджмента качества? Хотя бы о том, что работа в направлении СМК ведется планомерно, ошибки учитываются и предупреждаются. О том, как это происходит в ОАО «КЭМЗ», нам рассказал генеральный директор предприятия Федор Юрьевич Дудкин.

– Федор Юрьевич, еще в 80-е годы на вашем предприятии была внедрена комплексная система управления качеством продукции (КС УКП). Что изменилось в системе с течением времени?

– Комплексная система управления качеством продукции (КС УКП) основывалась на контроле продукции, а сейчас у нас действует СМК – система, при которой проблемы выявляются не после того, как продукция изготовлена, а в ходе всего производства: от заказа потребителя до отгрузки продукции. Главное – вовремя предупредить появление несоответствий, а не сортировать продукцию на «годную» и «не годную».

Первая сертификация СМК была проведена в 2000 году на соответствие версии ГОСТ Р ИСО 9001-96. К тому времени на заводе действовали около 50 стандартов предприятия прежней КС УКП, которые в дальнейшем перерабатывались на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-96.

Разумеется, нам потребовались новые знания в управлении качеством. Обучение руководителей высшего и среднего звена проводили преподаватели кафедры «Инновационных технологий» УГТУ-УПИ (город Екатеринбург).

Для координации деятельности подразделений в области качества из состава высшего руководства был назначен Представитель в СМК, создан Совет по качеству, в каждом подразделении назначены уполномоченные по СМК, прошедшие обучение и обучающие персонал подразделений требованиям стандартов.

– В 2007 году КЭМЗ получил сертификат соответствия СМК требованиям международных стандартов серии ISO 9001:2000. С тех пор версии стандартов обновлялись. Когда вы проходили повторную сертификацию? Чем пришлось «дополнить» существующую СМК?

– Когда мы проходили первую сертификацию, были разработаны и внедрены стандарты предприятия по 20 элементам, разработаны должностные инструкции и положение о подразделении.

В связи с выходом новой версии ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2008 проводилась сертификация СМК в 2003-ем, 2007-ом, 2010 годах. Соответственно, были актуализированы и разработаны вновь следующие заводские документы СМК.

  1. «Политика в области качества».
  2. «Цели в области качества» по заводу и в подразделениях.
  3. «Процессная модель СМК».
  4. «Матрица распределения ответственности».

Описаны и внедрены шесть обязательных процедур. Создано бюро внутреннего аудита качества. Для подготовки к сертификации СМК в 2006 году был проведен тендер среди семи организаций, оказывающих консалтинговые услуги по СМК, по результатам которого был выбран НОУ «Уральский международный сертификационный центр» (город Екатеринбург) вместо УФАСМС «УРАЛТЕСТ». Органом по сертификации был выбран ООО «РОСТЕХСЕРТ».

– На кого внутри предприятия возлагалась обязанность по координации работ в области СМК?

– Координацию работ по развитию и поддержанию СМК осуществлял директор по качеству, который являлся Представителем руководства в СМК. Для получения информации о поддержании и результативности СМК было создано бюро внутреннего аудита.

– Какие цели вы перед собой ставите и как близко вы подошли к их реализации?

– Ежегодно мы принимаем Цели в области качества, в числе которых: улучшение качества покупных материалов и комплектующих изделий, повышение степени удовлетворенности потребителей продукции ОАО «КЭМЗ», обеспечение ритмичности производства и другие. По итогам 2011 года оценка работы СМК достигла 8,6 балла вместо 8,3 в 2010 году. Значительно снизилось и общее количество рекламаций.

– Как у вас идентифицированы процессы и что влияет на их улучшение?

– В процессной модели СМК ОАО «КЭМЗ» применяется следующая классификация процессов: процессы менеджмента (М) – процессы, определяющие ответственность руководства и управление организацией, напрямую не связанные с производством; основные процессы (О) – процессы, направленные непосредственно на создание продукции; вспомогательные процессы (В) – процессы, которые обеспечивают функционирование бизнес процессов и процессов менеджмента.

Несоответствия и замечания, выявленные в ходе внутренних и внешних инспекционных аудитов, аудитов поставщиков являются источником для внесения изменений в процессы, тем самым происходит их улучшение и оптимизация.

– Какие плюсы дает заводу наличие сертифицированной СМК?

Наличие сертифицированной СМК имеет ряд положительных моментов. Так, упорядочено управление документацией, разработаны должностные и рабочие инструкции, что обеспечивает доведение до персонала ответственности и полномочий. В положениях о подразделениях четко прописаны функции подразделений и их взаимодействия. Установлены требования к ведению записей, сформирован единый альбом форм. В процессе управления несоответствующей продукцией решения по управлению такой продукцией принимаются более продуманные, с предупреждением возможных рисков и последствий. В цехах оборудованы изоляторы брака, с целью устранения непреднамеренного попадания несоответствующей продукции в производство. Разработана и внедрена процедура идентификации и пути следования продукции. Оперативно и гибко реагируем на требования потребителей с целью их максимального удовлетворения. Кроме того, наличие сертифицированной СМК позволяет снизить затраты при сертификации продукции на добровольной основе.

– С какими проблемами сталкиваетесь? Какую работу проводили с персоналом, чтобы люди понимали «что к чему» в СМК?

– Основной проблемой являлось и является непонимание персоналом требований СМК, нежелание изменять что-либо в своей деятельности, недостаточная вовлеченность персонала, недостаточные лидерские позиции руководства.

С целью вовлечения работников в СМК мы проводим еженедельные совещания по качеству, собрания и конференции, используем все виды обучения. Также информируем сотрудников через информационные стенды.

– Что существенного в «проблемных» местах было выявлено при проведении инспекционного аудита и чем периодически «озадачивают» результаты внутренних проверок?

– В ходе инспекционного аудита в 2011 году было отмечено, что недостаточно используется принцип процессного подхода при решении текущих проблем и оценки результативности процессов. Руководители процессов слабо осуществляют мониторинг процессов, измерение, анализ данных и не принимают достаточные меры по улучшению своих процессов. Не в полном объеме используются предупреждающие действия для повышения результативности СМК. Имеют место: изношенность части парка технологического оборудования, дефицит высококвалифицированных кадров (рабочих и специалистов), недостаточная конструкторская и технологическая подготовка производства, связанная с освоением новых изделий в сжатые сроки.

В ходе внутренних аудитов также установлены замечания и несоответствия по процессам: управление документацией, управление записями, управление производством и обслуживанием, мониторинг и измерение продукции. По всем замечаниям разрабатываются корректирующие мероприятия, направленные, прежде всего, на устранение причины появления проблем.

– Чтобы в будущее смотреть с оптимизмом, вы совместно с управляющей компанией «Крона Груп» разработали План долгосрочного развития завода на 2011-2015 годы. Какое место в этом Плане отведено Политике в области качества? На что будет направлена деятельность в области СМК и какие мероприятия ее поддержат?

– В построении производственной системы нашего предприятия система менеджмента качества является основополагающей наряду с методами бережливого производства. Это все – инструменты в руках руководства, позволяющие реализовывать поставленные задачи. Их нельзя рассматривать отдельно, так как это звенья одной цепи.

Политика в области качества – это общие намерения предприятия. Она может незначительно корректироваться, если общее направление остается неизменным. А цели в области качества устанавливаются ежегодно и направлены на развитие и улучшение организации.

В настоящее время система менеджмента качества на предприятии развернута и функционирует, хотя все проблемы пока не решены. Основной задачей в совершенствовании системы является разработанная совместно с управляющей компанией программа модернизации завода. Эта программа предусматривает переход на другие, более совершенные, технологии и как следствие замену многих единиц технологического оборудования. Для этого в бюджете текущего года предусмотрены источники финансирования. Нами будут закуплены новые технологические линии. Также мы уже осуществляем и планируем в дальнейшем модернизацию станочного парка. Новое, современное оборудование даст возможность выпускать продукцию с совершенно другими характеристиками. Это то, чего ждут от нас наши потребители.

Работа на современных производственных линиях требует и совершенно другой профессиональной подготовки работников. Мы это понимаем и в существующей СМК особое внимание уделяем подготовке и переподготовке кадров: у нас разработана программа обучения как рабочих, специалистов, так и руководителей.

Предприятие значительные средства направляет на расширение номенклатуры выпускаемой продукции. На заводе существует программа ОКР, направленная на то, чтобы предприятие вышло в число лидеров отечественного рынка электрических машин.

 

Подготовила Вероника Милашевская

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”