Портал "Управление производством" 0 комментариев

Сергей Захаров, КМЗ: «Протоны» КМЗ пошли на взлет

Кто и как помогает Карачаровскому механическому заводу, одному из ведущих российских предприятий по производству и обслуживанию лифтового оборудования, переходить на инновационные рельсы, беседуем с Сергеем Захаровым, директором по информационным технологиям.

– ОАО «КМЗ» – одно из ведущих российских предприятий полного цикла по производству и обслуживанию лифтового оборудования. Продукция КМЗ широко известна, история завода насчитывает более 60-ти лет. В этой связи, какие основные достижения завода Вы хотели отметить?

– Наш завод был организован в послевоенное время, когда страну приходилось не столько восстанавливать, сколько строить заново. Все начиналось с выпуска металлоконструкций из стали и алюминия, собственно, на них выросла современная Москва. КМЗ приложил руку к созданию Кремлевского Дворца съездов, Останкинского телецентра, Цирка на Вернадского, кинотеатров «Россия», «Октябрь», «Мир», Третьяковской галереи, Мемориала на Поклонной горе. Также предприятие в свое время немало поработало на космические программы.

Что касается лифтов, то мы производим эти сложнейшие технические механизмы с 1957 года. В 1950-е годы строительство новых районов Москвы, первых высотных зданий МГУ, гостиницы «Украина» и многих других знаковых сооружений потребовали организации производства и обслуживания не просто обычных лифтов, а высокоскоростных машин. За короткий срок в тесном партнерстве КМЗ и «Лифтремонт» (позже реорганизованного в производственное объединение «Мослифт») удалось заложить основы отечественного лифтового комплекса. А сегодня лифты – визитная карточка завода. В ближайшее время КМЗ выпустит свой 250-тысячный лифт. Наша техника успешно функционирует в 26 странах мира, более того, в России не существует городов без наших лифтов. Они стали неотъемлемой частью повседневной жизни миллионов граждан, и наш завод в значительной степени может считать это своей заслугой.

– В кризисные 2009-2010 годы Карачаровский механический завод, как и многие другие отечественные предприятия машиностроительной отрасли, находился в сложной ситуации, но за короткий период удалось не только преодолеть спад и стабилизировать производство, но и увеличить выпуск продукции в несколько раз. Какие меры были предприняты менеджментом КМЗ для возвращения предприятия на лидирующие позиции на лифтовом рынке?

– Как ни парадоксально это звучит, но кризис резко ускорил процесс стабилизации и переход к развитию предприятия. Прежде всего, мы научились правильно подходить к понятию «кризис». В китайском языке это слово передается двумя иероглифами – один из них означает опасность, другой – шанс или возможность. Любой кризис несет в себе не только потенциальные риски, но и создает условия, которые могут обеспечить успех.

Новая управленческая команда, которая пришла к руководству предприятием, сумела правильно воспользоваться предоставленным шансом. Наша стратегия предусматривает превращение завода в высокотехнологичную компанию с современной системой управления. Модернизация производства на данный момент уже запущена, что позволяет начать качественное улучшение традиционной продукции КМЗ, а также совместно с итальянскими партнерами сконструировать и запустить лифты нового поколения «Протон».

Еще один важный момент – мы стали укреплять позиции завода в российских регионах: от Санкт-Петербурга до Владивостока действуют 17 филиалов и ответственных представителей КМЗ. В итоге за короткий срок мы не только увеличили производство в 2,5-3 раза, но и значительно нарастили объемы сервиса, предоставления максимально удобных и качественных услуг от поставок и монтажа до технического обслуживания лифтов.

Еще один фактор – это то, что успех лифтовиков во многом зависит от положения дел в строительстве. Отрасль, которую многие сегодня видят потенциальным локомотивом российской экономики, стала оживать, начали появляться новые проекты, и это не могло не отразиться на наших результатах. Сегодня эксперты оценивают перспективы застройщиков достаточно оптимистично, поэтому и лифтостроители могут смотреть в будущее уверенно.

– Какую продукцию КМЗ в настоящее время предлагает рынку?

– Мы выпускаем всю номенклатуру лифтов, на которые существует спрос, за исключением дорогих эксклюзивных моделей. Наша традиционная продукция – пассажирские лифты грузоподъемностью в 400, 630 и 1000 кг и скоростью 1,6 м/сек, а также больничные и грузовые лифты. В числе новинок 2012 года – лифт для больниц и госпиталей с автоматическими дверями грузоподъемностью 500 кг, лифт без машинного помещения, позволяющий экономить пространство здания.

Производство КМЗ нацелено на выпуск различных типов лифтов, в том числе по индивидуальным заказам с использованием импортных комплектующих. Первой такой моделью стал как раз «Протон». Это лифт европейского качества, более прогрессивная модель с точки зрения новых технических решений в дизайне, разработке конструкции и купе лифта, системах обеспечения комфорта, безопасности, надежности.

– Расскажите, пожалуйста, об участии ОАО «КМЗ» в реализации государственных и муниципальных программ по замене изношенного лифтового оборудования.

– Долгое время о проблеме восстановления лифтов, выработавших свой ресурс за 25 и более лет эксплуатации, предпочитали умалчивать. Сегодня не замечать ее стало невозможно. Ведь каждый третий из 500 000 лифтов, действующих в России, требует замены или модернизации.

В последние годы «лифтовый» вопрос все-таки стал подниматься даже на самых верхних этажах федеральной и региональной власти. И постепенно процесс замены лифтов, которые были установлены в жилых домах еще в 1970-1980-х годах, удалось запустить. Благодаря этому, Карачаровский механический завод стал активно привлекаться к реализации федеральных и региональных программ, призванных навести порядок в лифтовом хозяйстве страны. Наша работа позволяет решать цели, которые ставит государство: российские города должны быть обеспечены современными, комфортными, надежными и безопасными лифтами.

Например, московские власти с 2011 по 2016 год запланировали заменить порядка 20 тысяч лифтов в многоквартирных домах. Задача очень масштабная и сложная, в выполнении которой принимает участие весь коллектив нашего завода. КМЗ привлекается к реализации аналогичных больших программ и по всей стране: в Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске и других крупных городах России.

Мы также расширяем присутствие в странах СНГ. В частности, на Украине открывается совместное предприятие с нашим участием. В Ашхабаде уже действует компания «КМЗ – Лифт Туркменистан», и одну из первых партий «Протонов» планируется поставить для жилого фонда туркменской столицы. Имеются хорошие перспективы поставок лифтов нового поколения в Восточную Европу.

– Вы несколько раз упомянули пассажирские лифты нового поколения «Протон», представленные в прошлом году. Расскажите подробнее, какие конструкторские и технологические решения были впервые использованы в этой передовой разработке?

– Человек, ежедневно пользующийся лифтом, сразу заметит разницу. «Протон» – это абсолютно иной дизайн купе, это высокий уровень комфортности и надежности. К тому же «Протоны» универсальны с точки зрения монтажа: лифты можно установить в шахты как с машинным помещением, так и без него.

Самое пристальное внимание в новых моделях уделено обеспечению безопасности пассажиров. Новейшие разработки используются как в конструкции, так и в электронной «начинке» лифта. К примеру, по всей высоте дверей кабины стоит инфракрасная световая завеса – очень важный элемент безопасности. Световой барьер препятствует закрытию дверей, когда в проеме находится даже самый маленький предмет. Теперь можно не беспокоиться, что кого-то из запаздывающих пассажиров лифт зажмет между дверями.

Важно и то, что «Протоны» будут комплектоваться безредукторной лебедкой. Лифт двигается тихо и плавно, а экономия электроэнергии составляет около 40%. Новая лебедка КМЗ не требует использования масла, что сокращает расходы на ее эксплуатацию, снижает риск возгорания и загрязнения окружающей среды.

Наконец, система управления «Протоном» с частотным преобразователем предусматривает уникальную опцию экстренной эвакуации. В случае отключения сетевого питания лифт обязан довезти пассажиров до ближайшего этажа и открыть двери для их выхода из кабины. Это прорыв в решении проблемы снижения рисков на вертикальном транспорте. Такие «эвакуаторы» КМЗ могут стать незаменимыми средствами освобождения людей из лифтовых кабин во время техногенных аварий и энергетических катастроф в мегаполисах.

– Расширение продуктовой линейки, вывод на рынок новой качественной продукции – залог конкурентоспособности и устойчивого развития любого предприятия. Какую роль ИТ-технологии играют в программе модернизации производства КМЗ?

– Многие процессы, заложенные в основу работы завода в годы его создания, давно устарели и требуют реинжиниринга. В связи с этим мы комплексно подходим к использованию ИТ-решений, охватывая ими все ключевые сферы деятельности. Так, в настоящее время в КМЗ используется система бизнес-моделирования. Активно применяется имитационное моделирование, что позволяет проработать все «узкие» места будущих моделей нашей продукции и лишь затем переходить к их производству. А внедрение систем автоматизации в таких областях как управленческий и складской учет, планирование производства на базе единой системы НСИ позволяет сократить сроки выпуска продукции, повысить качество и предоставить руководству актуальные и точные данные для оперативного и стратегического управления предприятием. Информационные технологии, таким образом, становятся реальным инструментом повышения эффективности наших бизнес-процессов.

– Вы занимаетесь не только изготовлением и обслуживанием систем вертикального транспорта, но и проектированием, включая создание принципиально новых моделей лифтов, в условиях жестких ограничений. С одной стороны, необходимо уложиться в установленные сроки и не выйти за рамки бюджета, с другой – выводить на рынок больше изделий высокого качества. Как изменились технологические подходы КМЗ к организации конструкторской работы и производства, чтобы отвечать новым вызовам?

– Надо отметить, что фундаментом для развития компании стали конструкторские и технологические подразделения. Так, у нас активно идет процесс внедрения системы управления данными об изделии в связке с системой трехмерного автоматизированного проектирования. Это позволяет создать единое информационное пространство для работы конструкторов. Ранее разработанные элементы не хранятся у каждого конструктора на графической станции, а собираются в единую базу и используются в работе всеми сотрудниками. Такая схема дает возможность формировать и конфигурировать трехмерные модели нашей продукции в кратчайшие сроки.

Благодаря стандартизации применяемых элементов и средств автоматизации менеджер не прерывая беседы с клиентом, способен сформировать заказ и выдать коммерческое предложение. На основе сформированной им модели создаются сквозные технологические процессы, спецификации, комплектовочные документы. Благодаря этому мы добиваемся сокращения сроков передачи заказа в производство, точности разработок, снижения количество брака и повышения качества продукции и услуг.

– Какие программные продукты вы используете для моделирования новой продукции и технологической подготовки производства?

– В свое время на заводе оперировали разнообразным программным обеспечением как для создания трехмерных моделей, так и для формирования двухмерных чертежей. Это создавало определенные трудности при сборе окончательных моделей, терялись внутренние связи, что влекло за собой длительный процесс согласования и разработки. Для решения этой проблемы в 2012 году на предприятии при активной поддержке генерального директора Леонида Чернонога был запущен проект по модернизации деятельности конструкторских и технологических подразделений.

В рамках проекта был проведен выбор программного обеспечения. Рассматривалось несколько вариантов: от «легких» отечественных CAD-систем до «тяжелых» зарубежных аналогов. Выбирая по таким параметрам как стоимость владения, простота освоения, функциональные возможности и интеграция, мы остановились на продукте Solid Edge от компании Siemens PLM Software. Проектной командой совместно со специалистами консалтинговой группы «Борлас» было проведено обучение конструкторов. Внедрение Solid Edge позволило разрешить проблему как с 3D-, так и с 2D-моделями, обеспечило создание типовых узлов, проработку различных вариантов технических решений и сведение к минимуму ошибок, которые раньше мог допустить каждый конкретный конструктор, работая над проектом индивидуально. Технологи на базе разработанных моделей автоматически формируют комплектовочные ведомости для осуществления технологического производства. В результате значительно сократилось время создания и передачи в производство выпускаемых кабин лифтов.

В итоге наша комплексная система, от моделирования до технологической подготовки производства, сформировалась из трех компонентов: Solid Edge – Search – TECHCARD. В общем приближении схема взаимодействия этих систем выглядит так: Solid Edge позволяет сформировать трехмерное изделие, которое является основой создания спецификации в Search. На основе полученных спецификаций формируются узлы для создания полной модели лифта. В системе TECHCARD на каждый узел создается техпроцесс.

Использование такой схемы позволяет конструкторским, технологическим и производственным подразделения обращаться к одним и тем же базам, обеспечивает доступ всем участникам процесса к единому хранилищу данных. И САПР является основой технологии, которая позволяет сделать этот процесс прозрачным и обеспечить порядок в этих взаимодействиях.

– И в заключение традиционный вопрос о планах. Какие задачи стоят перед Карачаровским механическим заводом, на какой фундамент вы опираетесь для их решения?

– Наша главная миссия – обеспечить современные города комфортными, надежными и безопасными лифтами. Подобную масштабную задачу нельзя решить без перевода предприятия, как сейчас модно говорить, на инновационные технологии. Но переход на инновации связан не только с поиском новых решений, но и с комплексной модернизацией производства, его оснащением современным оборудованием и созданием эффективной системы управления предприятием. И шаги в этом направлении мы делаем. А главная составляющая успеха – очень сильная команда профессионалов, любящих и знающих свое дело.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”