Портал "Управление производством" 0 комментариев

УЧАСТНИК КОНКУРСА: Применение Total Рroductive Maintenance (TPM) при проведении ремонтов

Что может предпринять предприятие для повышения удовлетворенности заказчика ремонтом электродвигателей без повышения интенсивности работы электроремонтного цеха? Ответ на этот вопрос вы найдете в статье Юрия Михалева, инженера по развитию производственной системы ООО «Апатит-Электромашсервис», участника конкурса работ лин-менеджеров «Про ЛИН».

ООО «Апатит-Электромашсервис» – это непрерывно развивающееся предприятие, специализирующееся на машиностроении, комплексном обслуживании горно-обогатительного оборудования и электромашин любой сложности, расположено в г. Апатиты Мурманской области.

«АЭМС» включает три комплекса:

1. «Комплекс внешних ремонтов» – обслуживание и ремонт горнодобывающего и обогатительного оборудования, сервис большегрузных самосвалов;

2. «Ремонтно-механический комплекс» – машиностроение, литейное производство, ремонты узлов и агрегатов, различного технологического оборудования;

3. «Электроремонтный комплекс» – ремонт электромашин любой сложности (рис.1).

 Структура Электроремонтного комплекса

Рис. 1. Структура Электроремонтного комплекса

В данной статье рассматривается только одно подразделение Электроремонтного комплекса – электроремонтный цех (ЭРЦ).

Главная задача ЭРЦ – ремонт электрических машин.

Основным заказчиком выступает предприятие ОАО «Апатит».

Одна из функций электроремонтного цеха – ремонт электродвигателей ЭК-590 и ЭДП-600 для большегрузных самосвалов.

Описание ситуации

ОАО «Апатит» – добывающее предприятие, использующее большегрузные самосвалы БЕЛАЗ-75131 для вывоза руды. Простой техники приводит к срыву объемов добычи. Для непрерывного ремонта самосвалов ОАО «Апатит» планирует ремонтный фонд с лимитом около 25 миллионов рублей. Освоить данные средства заинтересован ЭРЦ ООО «Апатит-Электромашсервис».

Анализ последних двух предыдущих лет показал, что ремонтный фонд расходуется полностью, но не решает проблемы простоя самосвалов по причине аварийной поломки электрооборудования. Заказчик предъявляет обоснованные претензии руководству электроремонтного цеха. Интенсивность же ремонтных работ в ЭРЦ достаточно высокая. Часто производятся авральные работы. Испытания отремонтированные электродвигатели проходят успешно.

В результате сложилась ситуация, когда «интенсивность – требования заказчика – интенсивность» образовали некий «порочный круг».

Надо что-то менять!

Обратимся к японскому опыту.

Отказ определяется в японском промышленном стандарте JIS Z8141-6108 как одно из следующих изменений в машине:

  • Потеря любой из указанных в спецификации функций
  • Недостижение указанной производительности
  • Невозможность производить продукты или действия указанного качества

Буквальное значение японского слова «отказ, поломка»умышленное повреждение.

Чтобы уменьшить число поломок, а лучше предотвратить (рис. 2), необходимо увидеть место и причину их возникновения.

 Айсберг отказов (поломок)

Рис. 2. Айсберг отказов (поломок)

Для принятия решения по устранению описанной выше проблемы в ЭРЦ ООО «Апатит-Электромашсервис» за основу была принята концепции TPM (Total productive maintenance) – всеобщая эксплуатационная система. Принципы TPM позволяют ответить на вопросы (рис. 3):

 Отношения между оператором и ремонтником

Рис. 3. Отношения между оператором и ремонтником

Цель изменений на «АЭМС»: повышение удовлетворенности заказчика ремонтом электродвигателей без повышения интенсивности работы ЭРЦ.

Позиции неудовлетворенности ОАО «Апатит» как заказчика:

1. Сроки ремонта (какова длительность ремонта – такова и длительность простоя транспорта).

2. Стоимость услуг (ремонта). Заказчик определил лимит средств и ждет выполнения всего НЕОБХОДИМОГО ремонта в рамках выделенного фонда.

Виды ремонта, проводимые ЭРЦ (рис. 4):

  • Капремонт с существенной заменой деталей и узлов;

Капитальный ремонт электродвигателей большегрузных самосвалов – это аварийный и наиболее дорогостоящий ремонт, требующий закупки коллекторов. У поставщиков стоимость коллектора электродвигателя БЕЛАЗа в среднем составляет 400 тыс. руб.

  • Средний ремонт, относящийся к планово-предупредительным ремонтам, осуществляется без замены дорогостоящих деталей и узлов.

 Виды ремонта в ЭРЦ

Рис. 4. Виды ремонта в ЭРЦ

Анализ 2011 года показал, что доля капитального ремонта электродвигателей, аварийно выходящих из строя, составляет более 60%, при этом около 20% стоимости капремонта приходится на запчасти, закупленные у поставщиков.

Таким образом, достаточно большая доля средств лимита из ремонтного фонда тратится на выплаты сторонним организациям, а не на сам ремонт (рис. 5).

 Схема направлений финансирования ремонтных работ

Рис. 5. Схема направлений финансирования ремонтных работ

Основная заинтересованность ЭРЦ – уменьшить отток средств в сторонние организации.

Необходимо снижать количество электродвигателей, аварийно выходящих из строя (снижать долю капремонтов). Для этого был разработан ряд мероприятий:

1. Обучение водителей навыкам вовремя определять развивающийся дефект коллекторно-щеточного узла. Ежедневный осмотр транспортного средства предусмотрен инструкцией по эксплуатации, но проводит его не специально обученный обслуживающий персонал, а сам водитель. Именно он и может предупредить аварийную поломку. До этого определить неисправность в электродвигателе могли специалисты во время ТО, которое проводится после 4-5 тыс. км пробега.

2. Участие руководства ЭРЦ в разработке плана ППР ОАО «Апатит».

В ходе реализации первого мероприятия были достигнуты показатели:

Достигнутые показатели

Выводы по анализу таблицы:

1. Доля капремонтов сократилась на 39,4%, что привело к снижению среднего срока ремонта на 7,3 дня и стоимости одного ремонта на 260 360 руб.

2. Приведенные выше показатели относятся к перечню требований, предъявляемых заказчиком, следовательно, их снижение привело к повышению удовлетворенности заказчика и повышению репутации ЭРЦ.

3. Среднеквадратичное отклонение уменьшилось, что говорит о повышении предсказуемости и сбалансированности производимых ЭРЦ ремонтных работ.

4. Если рассчитать объем работ в сопоставимых показателях, то при данной динамике к концу 2012 года будет освоено порядка 15 млн руб., что по сравнению с объемом работ за 2011 год (25 615 792,53 руб.) меньше почти в 2 раза. Но в объеме работ за 2011 год заложена сумма покупки запчастей у сторонних организаций, которая составила за 2011 год 20%. Следовательно, в чистом виде стоимость ремонта = 20 492 634 руб. Экономя на заказчике 4,5 млн. руб., предприятие на самом деле их не теряет, а осваивает по другим направлениям ремонтных работ.

Общий вывод. Первая позиция из намеченных мероприятий позволила достичь поставленной цели, а именно – повысить удовлетворенность заказчика ремонтом электродвигателей без повышения интенсивности работы ЭРЦ. Цель достигнута при балансе интересов всех сторон.

Для стандартизации достигнутых показателей необходимо реализовать второй этап – достичь договоренности с руководством ОАО «Апатит» об участии руководства ЭРЦ в разработке плана ППР. Это направление необходимо развивать в следующем 2013 году.

 

ДОСЬЕ НА УЧАСТНИКА

Михалев Юрий Васильевич

Возраст: 48 лет

Стаж работы в ООО «Апатит-Электромашсервис» – 27 лет.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”