Энциклопедия производственного менеджера

Разработка стратегии развития

Разработка стратегии развития – это ответ на вопрос о будущем позиционировании компании. Разработка стратегии = разработка и выбор вариантов (сценариев):  

Разработка стратегии = разработка и выбор вариантов

Для начала необходимо провести четкое разграничение между стратегией и производственной эффективностью (задача которой - способности организации к выполнению аналогичных процессов лучше конкурентов). Одна производственная эффективность недостаточна, чтобы компания могла выжить  и получить стратегические конкурентные преимущества. Причиной такого положения вещей является легкая воспроизводимость многих успешных методов конкурентами, а это дает компании только краткосрочный выигрыш. Любая организация, наоборот, ставит своей задачей достижение преимущества в долгосрочной перспективе.

Исходной точкой для разработчиков стратегии компании служат анализ динамики изменения основных трендов на рынках, а также мнение топ-менеджмента о будущем организации. Миссия, целевая картина и видение организации строятся на их базе, и ими определяются дальнейшие процессы разработки стратегии.

Алгоритм действий

Миссия говорит о том, какая роль отводится компанией себе и какие задачи, исходя из нее,  должны быть ее выполнены. Миссия содержит указания на основные цели, для которых существует организация, из которых будут выведены цели для каждого последующего уровня. Также задачей миссии является информирование о том, какие основополагающие ценности приняты компанией. Иногда она может дополняться информацией, какие  базовые принципы поведения приняты организацией.

Целевую картину создают за счет формализации миссии и информации о том, какие направления деятельности и конкретные цели важны для организации. Ее цель -  создать общее, разделяемое всей компанией представление, что же является основополагающими целями и ключевыми направлениями развития организации.

Видением стоит назвать представления организации о ее положении в будущем. Главное его  отличие от миссии  - четко определенный временной период. Видение - это  представления топ-менеджмента о стратегической роли организации, а  ключевые характеристики используются для ее конкретизации.

Далее стоит определиться с процессами имеющими ключевые значения для процесса разработки стратегии, из различного инструментария выбирать необходимые для данной ситуации.

При стратегическом анализе ситуации в окружении и в компании появится пласт информации, необходимой для формулировки альтернативных вариантов возможного развития событий, что даст возможность  выбрать одну или даже более из них. И понимании стратегии здесь - как процесса описания главных целей и направлений по их достижению. Стратегия определяет и совершенствует то, что является ключевыми факторами успеха – свойственных только этой организации ряд компетенций, позволяющих этой организации оказать успешное противостояние своим конкурентам и добиться успеха. Так стратегией создаются целый ряд рамочных условий для проведения различных мероприятий уже оперативного порядка для достижения выбранных стратегических целей.

Разработка стратегии - это еще не практические  изменения в деятельности организации, поэтому следующие шаги по реализации стратегии так важны. Реализация стратегии основана на применении определенного инструментария. К важнейшим из них можно отнести  концепцию стоимости для учредителей (Shareholder Value), сбалансированную систему показателей (Balanced Scorecard) и управление факторами создания стоимости. 

Важная цель стратегии - обеспечение взаимодействия всех сотрудников организации для достижения стратегических целей. 

Стратегический бизнес-план, разработанный топ-менеджментом, служит основой для оперативного планирования (пример): 

Стратегический бизнес-план

Стратегия «оцифровывается» в стратегическом бизнес-плане: 

Оцифровка стратегии

Реализация стратегии – важнейшие предпосылки успеха:

Ясные цели:

  • Разработка конкретных целей на основе имеющейся стратегии
  • Дальнейшее разбиение целей на подцели („каскадирование“) для отдельных бизнес-единиц, отделов, регионов …
  • Конкретизация целей: до какого момента времени что должно быть достигнуто? Определение ответственных

Конкретные мероприятия:

  • Определение мероприятий, необходимых для достижения целей
  • Структуризация мероприятий по определенным критериям (например, потенциал экономии, ответственные, сроки реализации, затраты и др.)
  • Согласование с ответственными

Ясные последствия:

  • Регулярный мониторинг статуса реализации мероприятий
  • В случае необходимости – разработка корректирующих мероприятий
  • Согласование целей с конкретными исполнителями
  • Формирование бюджетов (на основе списка мероприятий)

Контроль реализации стратегии – это последовательная оптимизация на основе сравнения план-факт:

Контроль предпосылок:

  • Актуальны ли наши первоначальные предположения о состоянии рынка и конкуренции?

Контроль реализации:

  • Выполнены ли все необходимые условия для успешной реализации намеченных мероприятий?
  • Реалистичны ли установленные сроки и насколько вероятен сдвиг сроков по времени?
  • Реализуемы ли разработанные мероприятия в принципе?
  • Какие корректирующие мероприятия могут быть необходимы?

Контроль результатов:

  • Какая экономия ресурсов уже достигнута?
  • Какое влияние достигнутая экономия оказала на прибыль?

Смотрите также: Аутсорсинг - что это такое?



UP-PRO в сетях