Оптимизация бизнес-процессов
Оптимизация бизнес-процессов (Business Process Optimization) - непосредственная разработка и реализация мероприятий по совершенствованию (реорганизации) бизнес-процессов компании.
Исследование их фактического состояния позволяет сформулировать цели по совершенствованию (реорганизации). Например, завоевание доли рынка, снижение времени прохождения заказа, уменьшение материальных запасов и др.
Пример:
Компания А производит спортивные товары и товары для отдыха. На основе исследования текущего положения на рынке в компании были сформулированы следующие цели:
- Снижение затрат до 25 Евро в среднем на изделие.
- Изготовление и поставка продукта по заказу клиента в течение 5 дней с момента заказа в магазине.
- Поддержание номенклатуры продукции в количестве 1300 штук.
Руководство компании приняло предложение по исследованию и улучшению процессов и, как результат проведенного исследования, установило соответствующие цели. Для достижения запланированных результатов было необходимо не только коренным образом улучшить процесс прохождения заказа, но и внести изменения в разработки продуктов, организацию работы на участке монтажа, изменить функции работников и организовать работу по сбыту.
|
Постановка целей |
|
|||||
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|||
1. Цели относительно процессов |
2. Цели относительно продуктов |
3. Цели организации сбыта |
4. Другие цели |
||||
1.1 Увеличить объем производства в смену на 15% |
2.1.Уменьшить уменьшить количество деталей |
3.1 Улучшить информационное взаимодействие с рынком и клиентами |
4.1. Внедрить групповую работу на участке монтажа |
||||
1.2 Снизить производственные затраты минимум на 10% |
2.2 Снизить затраты на монтаж минимум на 15% |
3.2 Провести обучение по продуктам для представителей |
4.2. Запланировать мероприятия по переквалификации монтажников |
||||
1.3 Снизить затраты на запасы на 20% |
2.3 Обеспечить конструктивную поддержку экономного расхода материалов |
3.3 Изменить стимулирующую систему вознаграждения агентов |
4.3 … |
||||
1.4 Уменьшить время прохождения заказа на 30% |
2.4… |
3.4… |
4.4 … |
||||
Схема 1. Пример постановки целей для оптимизации процессов и поддерживающих мероприятий.
Оптимизация направляется на реализацию поставленных целей и содержит мероприятия, устраняющие обнаруженные проблемы. К ним могут относиться: вопросы сопряжения измененных технологий, измененных рабочих систем, слишком большое число уровней управления, простои, неиспользуемые мощности, дублирование рабочих заданий, ошибки в передаче информации, потеря информации, ошибки в документации м др.
При разработке мероприятий по оптимизации следует учитывать параметры влияния: логистические, экономические, временные, пространственные, персональные.
Логические - это количество этапов процесса, технологическая реализуемость, последовательность событий, организационное взаимодействие.
Экономические - низкие затраты, высокая загрузка мощностей, низкий уровень запасов, экономичная глубина процесса, гибкость, высокая доля создания стоимости.
Временные - короткое время прохождения заказа, низкая доля вспомогательного времени, низкая доля времени переналадки,гибкость производственного времени.
Пространственные - возможность расположения необходимых рабочих мест, возможность упорядочения рабочих систем, минимальные транспортные пути, возможность изменения порядка расположения рабочих систем.
Персональные - объем работы и потребность в персонале, обеспечение необходимой квалификации, повышение квалификации, гибкое рабочее время для персонала.
Методы оптимизации бизнес-процессов
Методы оптимизации бизнес-процессов могут быть различными, в зависимости от решения обнаруженных проблем. Схема 2. показывает возможные подходы по их улучшению.
Схема 2. Методы оптимизации бизнес-процессов.
Метод исключать обозначает уменьшение уровней процесса, ликвидацию причин помех, сокращения транспортных путей, исключение входного контроля.
Упрощать предполагает уменьшение сложности в прохождении заказа, снижение комплексности структуры продукта, организацию работы, разделение работ
Стандартизировать - программы, технологии, методы, продукты, комплектующие, этапы.
Сокращать - места возникновения затрат, количество и продолжительность событий, деталей, производственные затраты.
Ускорять - параллельный инжиниринг, симуляцию, быстрое проектирование образцов, автоматизацию.
Изменять - необходимые материалы, технологии, методы работы, расположение, рабочие системы, объем заказа/партии, порядок обработки.
Обеспечивать взаимодействие организационных единиц, рабочих систем, работников.
Выделять и включать - необходимые процессы, комплектующие.