Энциклопедия производственного менеджера

Модерация

Модерация – способ систематического, структурированного проведения совещаний (конференций, семинаров), позволяющий повысить эффективность их подготовки, проведения и подведения итогов. При проведении модерации используется ряд специализированных методов и техник. 

Цель проведения модерации – наиболее полное вовлечение всех участников процесса в рабочее заседание и во все этапы рабочего процесса. И, таким образом, обеспечение оптимального использования идей и энергии членов группы. 

Принципы модерации:

  • систематичность (каждое отдельное действие логически следует за другим)
  • структурированность (каждый раздел работы рационально делится на части)
  • прозрачность (исключаются манипуляции любого рода)

Роль модератора, подготовка и техника проведения модерации:

  • Каждая из поданных идей, должна быть представлена визуально.
  • Точка зрения каждого участника должна быть записана (например, на карточках, прикрепляемых к доске).
  • Правильность понимания вопросов, поданных в письменном виде, должна контролироваться модератором.
  • К началу модерации нужно ознакомить участников со списком обсуждаемых проблем (так называемой повесткой дня) и в дальнейшем придерживаться его.
  • Модератор не должен ни оправдываться сам, ни критиковать отдельных участников группы.
  • Модератор должен наблюдать за группой и немедленно реагировать на снижение интереса к обсуждаемым вопросам.
  • Количество участников подгрупп должно чередоваться (15 – 20 чел), (5 чел).
  • Возникающие в группе конфликты должны отображаться визуально, например, с помощью символа «?», а затем обсуждаться.
  • Устные замечания желательно ограничивать 30 секундами.
  • Перерывы делать не по регламенту, а по необходимости.
  • Участники группы должны взаимодействовать, когда это может послужить общему делу, с тем чтобы зарождалось чувство взаимной ответственности.
  • Модератор должен чаще менять технику вопросов к группе.
  • В группе должен вестись протокол (в том числе записываются пометки с доски).
  •  

«Правила игры» для эффективного обсуждения:

  • Общаемся друг с другом открыто, ясно и лаконично
  • Даем возможность высказаться до конца
  • Внимательно выслушиваем друг друга
  • Не существует глупых вопросов, вклад каждого имеет значение 

Модерация – это не…

  • Не метод для проведения заранее согласованного или тайного решения «сверху»
  • Не терапия для укрепления командного духа
  • Не методика манипуляции, имеющая целью направить команду на путь истинный
  • Не подходящий случай для самовыражения модератора
  • Не техника работы с «упрямыми» командами и их убеждение
  • Не универсальное средство. Есть много ситуаций, в которых модерированный поиск решений непремлем. Примером могут служить единоличные решения руководителя, решения, принимаемые в жестких временных рамках или связанные с чувством ответственности за команду и ее участников, сложные решения с далеко идущими последствиями, за которые юридически и морально отвечает конкретное лицо.


UP-PRO в сетях