Энциклопедия производственного менеджера
Модерация
Модерация – способ систематического, структурированного проведения совещаний (конференций, семинаров), позволяющий повысить эффективность их подготовки, проведения и подведения итогов. При проведении модерации используется ряд специализированных методов и техник.
Цель проведения модерации – наиболее полное вовлечение всех участников процесса в рабочее заседание и во все этапы рабочего процесса. И, таким образом, обеспечение оптимального использования идей и энергии членов группы.
Принципы модерации:
- систематичность (каждое отдельное действие логически следует за другим)
- структурированность (каждый раздел работы рационально делится на части)
- прозрачность (исключаются манипуляции любого рода)
Роль модератора, подготовка и техника проведения модерации:
- Каждая из поданных идей, должна быть представлена визуально.
- Точка зрения каждого участника должна быть записана (например, на карточках, прикрепляемых к доске).
- Правильность понимания вопросов, поданных в письменном виде, должна контролироваться модератором.
- К началу модерации нужно ознакомить участников со списком обсуждаемых проблем (так называемой повесткой дня) и в дальнейшем придерживаться его.
- Модератор не должен ни оправдываться сам, ни критиковать отдельных участников группы.
- Модератор должен наблюдать за группой и немедленно реагировать на снижение интереса к обсуждаемым вопросам.
- Количество участников подгрупп должно чередоваться (15 – 20 чел), (5 чел).
- Возникающие в группе конфликты должны отображаться визуально, например, с помощью символа «?», а затем обсуждаться.
- Устные замечания желательно ограничивать 30 секундами.
- Перерывы делать не по регламенту, а по необходимости.
- Участники группы должны взаимодействовать, когда это может послужить общему делу, с тем чтобы зарождалось чувство взаимной ответственности.
- Модератор должен чаще менять технику вопросов к группе.
- В группе должен вестись протокол (в том числе записываются пометки с доски).
- …
«Правила игры» для эффективного обсуждения:
- Общаемся друг с другом открыто, ясно и лаконично
- Даем возможность высказаться до конца
- Внимательно выслушиваем друг друга
- Не существует глупых вопросов, вклад каждого имеет значение
Модерация – это не…
- Не метод для проведения заранее согласованного или тайного решения «сверху»
- Не терапия для укрепления командного духа
- Не методика манипуляции, имеющая целью направить команду на путь истинный
- Не подходящий случай для самовыражения модератора
- Не техника работы с «упрямыми» командами и их убеждение
- Не универсальное средство. Есть много ситуаций, в которых модерированный поиск решений непремлем. Примером могут служить единоличные решения руководителя, решения, принимаемые в жестких временных рамках или связанные с чувством ответственности за команду и ее участников, сложные решения с далеко идущими последствиями, за которые юридически и морально отвечает конкретное лицо.